Найти тему
Прихожанин

Верба на Руси считается символом жизни

Приближается один из двунадесятых праздников – Вход Господень в Иерусалим. Порой у верующих возникает вопрос: «Почему, отмечая христианский праздник Вход Господень в Иерусалим, люди приходят в храм с веточками вербы, которые священник освящает во время службы? А на Троицу – с ветками березы? Именно березы, а не клена, дуба или тополя?»

На этот вопрос «Прихожанину» ответил эконом Данилова монастыря игумен Иннокентий (Ольховой):

– Сначала о вербе. Помните, как описывает евангелист Лука торжественный въезд Христа в Иерусалим: На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Лк. 12:12–13). В наших широтах пальма не растет, поэтому и было выбрано дерево, которое «просыпается», оживает к этому празднику, – верба. Это дерево испокон веков считается на Руси символом жизни, символом воскресения, и Вход Господень в Иерусалим прихожане встречают в России вербой, а на Востоке – освященными накануне пальмовыми крестиками.

Украшать храмы на Троицу ветвями березы – чисто русская традиция. Какой-то особой религиозной идеи здесь нет. Троица – праздник летний: природа ожила, земля дала свои всходы. Как у Шмелева: сегодня Земля – именинница! А как украсить дом Господень на праздник? Конечно же, цветами и ветками красивых деревьев. Береза, столь любимое русскими людьми дерево, входит в полную силу как раз к Троице. Вот поэтому березовыми ветками и украшают храмы в нашей стране. В Греции, например, на Троицу в храмах раскладывают сено. Кстати, так же поступают и во многих наших сельских приходах: полевые цветы, ветки березы и скошенная трава. А то, что некоторые прихожане пытаются на Троицу освятить принесенную с собой березу, это просто ошибка: березу, в отличие от вербы, не освящают.