Татьяна Пельтцер - поздняя слава и искренняя любовь зрителей

"Главная бабушка страны" - Татьяна Ивановна Пельтцер - всенародная любимица и легендарная советская актриса. Она прожила насыщенную, яркую событиями жизнь: аплодисменты и овации, театр и кино, единственный муж, профессиональное признание и совершеннейшее одиночество на склоне лет. Всенародная любовь к Татьяне Пельтцер пришла очень поздно, почти в 50 лет. Не многие помнят ее юной и молодой в кинофильмах. В нашей памяти живут ее образы в тетушках, соседках, бабушках, мамах, а многие фразы героинь стали уже крылатыми.

С. Загаровский. Портрет Т. Пельтцер
С. Загаровский. Портрет Т. Пельтцер

Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. История ее семьи удивительна и невероятна. Трудно поверить, но все началось с Наполеона Пельтцер, который пришел в Россию пешком из Рейнской области будучи 19-летним юношей.

Предки - немецкие купцы - занимались мехами да пушниной. Настоящее имя отца Татьяны - Иоганн Робертович, однако называл он себя Иваном. Был он актером и педагогом, создателем частной театральной школы, поэтому и дочка увлекалась творчеством с самого раннего детства. Вышла на сцену впервые в 9 лет. Мать девочки была еврейкой, дочерью главного раввина из Киева. Кроме Татьяны в семье был еще один ребенок - сын Александр. До прихода Первой Мировой войны в семье все говорили исключительно на немецком языке.

Иван Пельтцер был невероятным жизнелюбом, человеком бешенного темперамента, удивительной фантазии и совершенно неугасимой творческой активности. После спектакля любил зайти в ресторан, чтобы посидеть, обговорить, продлить это совершенно удивительное творческое очарование, запечатлеть прекрасные мгновения уходящего дня и с радостью, удовольствием шагнуть в другой.

Иван Пельтцер - отец Татьяны Пельтцер
Иван Пельтцер - отец Татьяны Пельтцер

Отец для Татьяны был самым близким и родным человеком с самого детства. Меж ними образовалась совершенно невероятная связь, нити которой не оборвались ни на мгновение. Глядя на него, девочка твердо решила стать актрисой. От отца переняла, впитала удивительный оптимизм и желание смотреть на мир многогранно, а не однобоко.

Первые роли девочки конечно же были в спектаклях отца. А пьеса "Дворянское гнездо" принесла первый гонорар. На тот момент Тане было 9-ть лет. Гимназию она не окончила, революция смешала все карты, жизни, судьбы...но в 16 лет Пельтцер принимают в столичный передвижной театр Политуправления. Три года провела она в дорогах, разъездах по новой Советской стране.

В 1923 году Татьяна возвращается в Москву и поступает в театр Московского губернского совета профсоюзов (театр им. Моссовета). Проходит совсем немного времени, и девушка влюбляется в немецкого коммуниста Ганса Тейблера, который проходил обучение в Москве, выходит замуж и уезжает в Германию. Но возвращается обратно, уже одна... Что стало причиной развода? Версий несколько, можно выбрать любую, но о настоящей знают только Татьяна и Ганс...

Татьяна Пельтцер - советская актриса
Татьяна Пельтцер - советская актриса

По одной версии, причина была политической. Партия Гитлера уже набирала свои обороты. Пельцер довелось слышать его выступление и все это очень ей не нравилось. По другой, будучи девушкой молодой, харизматичной, заводной, яркой, она просто влюбилась в другого мужчину и изменила мужу... Узнав о романе, Ганс отправил ее с чемоданами в Москву. Есть еще версия - просто не сошлись характерами, не сжились, не притерлись...сказать, что не сильно любили - не могу, так как вторично замуж Татьяна не пошла...

Всю свою жизнь они дружили, Ганс передавал для Татьяны подарки и приезжал к ней на встречи. Насколько нужно быть сильной женщиной, чтобы встречать любимого мужчину, как хорошего друга, видеть его сына, улыбаться, радоваться и провожать в другую жизнь, к другой женщине... Вторая жена очень сильно ревновала мужа к Татьяне, но оборвать эту связь была не в силах. Почти 50 лет прошло после развода, когда Ганс приехал на встречу с Татьяной Ивановной в Карловых Варах, и они очень эмоционально выясняли почему расстались, а потом смеясь, шутили...меж ними было то, что сильнее разлуки и обстоятельств жизни...

После возвращения в Россию, актриса в 1931 году восстанавливается на работе в театре им. Моссовета, но совсем ненадолго. Ее зачисляют во вспомогательный состав, но уже в 1934 году увольняют за "профнепригодность".

30 лет долгих скитаний и упорной работы, борьбы и невероятного оптимизма, уверенности и трудолюбия. Казалось, что все играло против Татьяны - происхождение, отсутствие образования, необычное замужество, неудачное стечение обстоятельств у брата. Александр поступил в МАДИ, но во время учебы был осужден на два года за несуществующую контрреволюционную деятельность. Уже после освобождения он участвовал в разработке советских гоночных автомобилей "Звезда", испытывал их и стал трижды рекордсменом Советского Союза. Постоянно что-то не складывалось, не срасталось, звезды расходились в разные стороны, лишь один человек, который искренне верил в ее несомненный талант был Иван Пельтцер - ее отец.

В 1940 году Татьяна поступает на службу в театр Эстрады и миниатюр (театр Эрмитаж). Ее образы были совершенно небольшие, но наполненные и запоминающимися: молочницы, управдомы, банщицы. Зрители заметили Пельтцер, появились первые поклонники и ее стали приглашать на небольшие роли в кино. Первый дебют в кинематографе состоялся в 1943 году, в комедии "Свадьба", затем была драма "Она защищает Родину". В 1947 году Татьяна Ивановна переходит в Московский театр сатиры. В спектакле "Свадьба с приданным", который был снят на пленку в 1953 году и выпущен в кинотеатры, Пельтцер получает роль Лукерьи Похлебкиной - деревенской тунеядки и картежницы. Всесоюзная известность, популярность и любовь зрителей приходят к Татьяне Ивановне в 49 лет.

"Максим Перепелица", "Солдат Иван Бровкин", "Иван Бровкин на целине", "Старая, старая сказка", "Приключение желтого чемоданчика", "Вам и не снилось...", "Там, на неведомых дорожках" - фильмов с ее участием великое множество. Главных ролей практически нет, но эпизоды очень запоминающиеся, яркие, наполненные энергией, внутренней силой, невероятным оптимизмом и юмором.

Кадр из фильма "Приключение желтого чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключение желтого чемоданчика"

Татьяна Пельтцер - удивительный и совершенно неординарный человек. Очень любила порядок, была собранной, хозяйственной, разборчивой в еде и одежде. Кофе покупала только в зернах, сама жарила и молола. Ее гастрольный чемодан - произведение искусства, в котором помещалась обувь, костюмы, плитка, кастрюльки и разные мелочи. Немецкие корни давали о себе знать. На характер Пельтцер была человеком сложным, остра на язык, прямолинейна, но терпеть не могла фальши и неискренности.

Самыми близкими и родными ее людьми остались отец и брат. Она ухаживала за больным Иваном Пельтцером, а затем за Александром, у которого после аварии отказали ноги, и жена бросила его. В 1959 году не стало отца, в 1975 - брата. Татьяна Ивановна осталась совершенно одна.

В середине 60-х никому не известный, молодой режиссёр Марк Захаров пришел в Театр Сатиры. Он рассказывал труппе свое видение спектакля "Доходное место", на что Татьяна Ивановна возмущенно сказала: "Что же это такое — как человек ничего не умеет делать, так в режиссуру лезет?!" Она не боялась открыто высказать свои эмоции и чувства. А спектакль вышел очень удачным, и Пельтцер признала талант Марка Захарова. Они подружились. До ухода режиссёра в Ленком он поставил пять спектаклей, отдавая главные роли Татьяне Ивановне.

Т. Пельтцер в фильме "Солдат Иван Бровкин", 1955 г.
Т. Пельтцер в фильме "Солдат Иван Бровкин", 1955 г.

К своим ролям Пельтцер относилась всегда трепетно и с большим вниманием. В какой-то степени она была похожа на школьницу, зубрящую свой урок. Порой Татьяна Ивановна винила себя за то, что у нее что-то не получалось, не выходило или, когда именно из-за нее останавливали репетицию, испытывала большую неловкость перед коллегами.

А затем в театре произошла смена режиссера, пришел Валентин Плучек. Пельтцер с ним сильно не поладила, на одной из репетиций разразился скандал и актриса покинула театр, обозвав на прощание обидчика "сумасшедшим стариком".

Марк Захаров пригласил Татьяну Ивановну в "Ленком" на тот момент ей было всего-то 73 года. Отчаянный и в какой-то степени бескомпромиссный поступок. Не поддающаяся!

Не сгибаемая!

Никогда не унывающая Татьяна Пельтцер!

Она часто принимала неожиданные решения и очень хорошо вписалась в новый коллектив. Никто не замечал ее возраста. Татьяна Ивановна любила рассказывать смешные истории, всегда была в центре внимания, шутила над своими годами, не смиряясь со старостью и всегда считала, что нужно жить и радоваться - "ведь какое же благо - жить!".

Т. Пельтцер с Леонидом Броневым в фильме "Формула любви", режиссер Марк Захаров, 1984 г.
Т. Пельтцер с Леонидом Броневым в фильме "Формула любви", режиссер Марк Захаров, 1984 г.

Была азартна и любила играть в преферанс, ее увлекал сам процесс и приятная компания. Каждое утро занималась зарядкой, курила и пила очень крепкий кофе. Вихрь чувств, внутренняя кипучая энергия, постоянная жажда работы. В ней словно смешались, переплелись все жанры: комедия и драма, шутки и слезы, бурный темперамент и тонкая психология. Порой она была совершенно неуправляема...

Но годы брали свое, в конце 80-х актриса стала терять память. Домработница помогала Пельцер разучивать роли. Давала знать о себе болезнь Альцгеймера, но Татьяна Ивановна не сдается и театр не оставляет. Она с большим трудом передвигается, путает реплики и практически не запоминает текст, но у нее есть роль в пьесах "Три девушки в голубом" и "Поминальная молитва". Оба спектакля от Марка Захарова, который невероятно желал, чтобы Пельтцер была задействована, чувствовала себя необходимой, нужной...это так важно для человека, который всю свою жизнь отдал искусству.

Т. Пельтцер и Александр Абдулов в спектакле "Поминальная молитва"
Т. Пельтцер и Александр Абдулов в спектакле "Поминальная молитва"

В "Поминальной молитве" актриса играла старую еврейку Берту, а Александр Абдулов - ее сына. Как бережно и с огромной заботой он выводил Татьяну Ивановну на сцену, словно реликвию, большую драгоценность, как же это трогательно и невероятно душевно.

Так важно сохранить человечность, вот ради этих поступков и нужно жить, верить, чувствовать, надеяться. В этом и есть свет. Эта роль была написана только для Татьяны Пельтцер. Какое счастье, что рядом с ней оказались такие люди, которые дарили радость, принимали такой, какой стала, со всеми слабостями, немощностью и не позволяли миру забыть о любимой и удивительной актрисе...она появлялась в самом финале, ей было уже за 80-ть лет, но коллеги по театру, зрители искренне радовались и многие украдкой смахивали слезу, понимали, что уходит великая эпоха русского театра...

Тихо и спокойно Татьяна Пельтцер покинула этот мир 16 июля 1992 года.

Татьяна Пельтцер - великолепная, талантливая актриса, которая не рассталась со своим призванием до глубокой старости. Зрители ее обожали и очень любили. В наших сердцах она останется обаятельной, невероятно светлой, притягательной, с проницательным взглядом и лучистой смешинкой...совершенно неповторимая, но удивительная и прекрасная...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))