260,8K подписчиков

Битва за Берлин: штурм башни ПВО в парке Тиргартен

8K прочитали

1 мая 1945 года. В центре Берлина идет в атаку 47-я гвардейская стрелковая дивизия, чтобы окружить неуязвимую для снарядов и бомб немецкую башню ПВО, накрывающую огнем советские войска в Берлине. Среди пехотинцев и рядовой Иван Семихин, его батальон потерял 70% солдат, но ему пока везет жить...

Массивная зенитная башня ПВО, расположенная возле юго-западной оконечности Тиргартена, находилась за берлинским зоопарком. Железобетонные стены крепости выдерживали прямое попадание 250-мм снарядов и авиационных бомб, хотя самолеты и не могли приблизиться к ней из-за многочисленных зенитных орудий, укрытых в бетонных капонирах на крыше.

На крышах башен была размещена сверхтяжелая зенитная артиллерия калибром 128 мм, ее прикрывали десятки мелких скорострельных пушек калибром 20-37 мм, выплевывающих по 5000 снарядов в минуту и создающих непроходимую завесу огня. Тяжелые пушки били на 14 километров в любую сторону, а защищенные радары и прожектора находили вражеские самолеты в любое время суток.

Зенитки вели огонь сейчас по земле. Вокруг башни и внутри нее оборону держали 3000 немецких солдат. Из самой крепости они вели огонь из бойниц, - замурованных стальными щитами окон. У гарнизона имели и минометы, позволявшие вести настильный обстрел. 8 000 беженцев и раненых, укрывшихся внутри крепости вкупе с пропагандой о зверствах большевиков, стали мощным стимулом драться до конца.

Бетонные капониры орудий на фоне башне с радаром и парка Тиргартен Берлина
Бетонные капониры орудий на фоне башне с радаром и парка Тиргартен Берлина

Батальон Семихина продвигался к башне в зоопарке, среди деревьев, сараев, скульптур и клеток. Многие звери за последние дни были убиты, остальные разбежались по саду. Обезумев от страха и голодая, несчастные животные прятались, звали людей на помощь.

Немцы по 5 человек засели в зоопарке и стреляли в наших бойцов из окопов, развалин, декоративных пещер и рвов. Рядовой Семихин посылал очереди по мелькающим фигурам впереди, по вспышкам винтовок и автоматов, и когда стрельба прерывалась, слышал рёв тигра, вой шакала, мяуканье диких котов.

На высоком дубе Иван увидел мелькнувшую тень и дал по ветвям длинную очередь, чтобы снять снайпера. Тело полетело с дерева кувырком, но вместо снайпера убитым оказалось несчастное шимпанзе. Выстрелы раздавались с разных сторон, поставленная саперами дымзавеса рассеивалась, обнажая ослепительное солнце, дым клубился в его ярких, предательских лучах.

План зоопарка
План зоопарка

С башни ПВО советскую пехоту накрывали минометы и пулеметы, поэтому гвардейцы стремились сблизиться с немцами или прорваться под саму башню ПВО, чтобы выйти из зоны огня. Темные фигуры русских и немцев падали, вставали, двигались перебежками друг за другом, казалось, что это какая-то игра. Казалось, все, что происходит, совершенно несерьезно. Но свистели и вонзались в тела пули, и кто-то падал, вскинув руки, и оставался лежать навсегда.

Чем ближе к башне ПВО тем сильней было немецкое сопротивление. Воздух наполнился непрерывным грохотом, едким дымом, запахом пороха и горящей мазутной смеси, которой заливал немцев прямо перед Семихиным огнеметчик Король. Ослепительные струи выливались из жаркого сопла затмевая солнечный свет и порождая ужасные вопли подожженных, создавая подобие адского пекла.

Работа огнемета привлекла внимание немецкой обороны и на это место минометы перенесли огонь. Раздался пронзительный вой, на Семихина посыпались мины, гвардеец ничком бросился на землю, скатываясь в огромную воронку и зарываясь в груду мертвых тел.

1 мая 1945 года. В центре Берлина идет в атаку 47-я гвардейская стрелковая дивизия, чтобы окружить неуязвимую для снарядов и бомб  немецкую башню ПВО, накрывающую огнем советские войска в Берлине.-4

Иван привычно открыл рот, закрыл глаза и руками уши, чтобы не лопнули перепонки. Через закрытые веки замелькали яркие вспышки розово-желтых взрывов и земля затряслась так, что Семихин перестал понимать, где верх, где низ. Его зубы стучали, выбивая азбукой Морзе животный страх.

А когда все закончилось, Иван встал, шатаясь и едва держась на ногах в полузаваленной воронке, и осмотрел себя, он не был ранен, на его лице была чужая кровь. Семихин раскопал автомат и хотел уже выбираться оттуда, но кто-то схватил его за сапог. Засыпанный землей по плечи раненый немец смотрел на Ивана с мольбой в глазах, стонал и лепетал, прося помощи.

"Санитара сюда!!" - закричал Семихин, но его голос никто не слышал. Иван не знал, как объяснить немцу, что ничем не может ему помочь, поэтому молча вырвал ногу из трясущихся рук и отвернувшись, выбрался из воронки. Раненый солдат всё звал Семихина на помощь, пока его крик не растворился в грохоте боя.

Башня ПВО Тиргартена
Башня ПВО Тиргартена

К вечеру 1 мая советская пехота взяла зоопарк и окружила башню ПВО, заблокировав все подходы. Семихин стоял под громадными серыми стенами башни, настоящим средневековым замком, изрыгающем огонь. Вокруг торчали рельсы – надолбы и ежи, стояли разбитые осколками снарядов автомашины, но под стенами была мертвая зона и было безопасно.

На выдвинутый советским командованием ультиматум, командующий башней ПВО Галлер ответил: "Просим прекратить огонь. Мы капитулируем в 1 час ночи 2 мая. Галлер, командующий гарнизоном". В юго-западной части парка Тиргартен наступила давящая уши, непривычная тишина, а батальон Семихина перебросили к ближайшему мосту через Шпрее.

"Неужели война закончилась?" - перешептывались бойцы, приходя в себя после дневной бойни, поблескивая красными от усталости глазами, на черных от грязи лицах. Никто конечно не знал, что Галлер не был командующим зенитной башней Тиргартена. И что задержка с капитуляцией была нужна штандартенфюреру СС Геллеру и 25-му эстонскому батальону СС, чтобы подготовить прорыв на Запад через мост батальона Ивана Семихина.

ДАЛЬШЕ: глава 89 Мост < (жми!)

Книга "Битва за Берлин", том 2. Опубликованные главы тут: 👇

Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше