305,1K подписчиков

В воздухе лётчики заметили «Мессершмитт», но вдруг пришёл странный приказ: «Не сбивать, пытаться его посадить!»

11K прочитали

Когда на занятиях Брянского аэроклуба, вместо полётов оказалось, что надо зубрить теоретические дисциплины (ещё и без отрыва от производства), многим это не понравилось, и занятия посещать они перестали. Но Михаил Цыкин мечтал с детства о небе, и был готов на всё.

Полёты начались только через 4,5 месяца. Изучали также парашютное дело, каждый курсант должен был совершить прыжок.

В июле 1940-го аэроклуб был окончен, и ребята получили повестки из военкомата: в Борисоглебское авиационное училище. После начала войны подготовка курсантов пошла по ускоренной схеме. Учебная нагрузка стала намного больше. А количество запланированных полётов сокращалось.

Когда на занятиях Брянского аэроклуба, вместо полётов оказалось, что надо зубрить теоретические дисциплины (ещё и без отрыва от производства), многим это не понравилось, и занятия посещать они...

В июле 1942 г. их выпустили сержантами. Цыкин попал в 31-й истребительный авиаполк. Но свой самолёт – новый, только с завода Ла-5 – получил только в ноябре месяце.

В начале 1943-го сержантам-лётчикам присвоили офицерские звания: младших лейтенантов. В марте 43 г. состоялся перелёт уже на фронтовой аэродром.

«Надо прыгать, но куда? Подо мной ведь фрицы!»

Первый боевой вылет был в составе 10-ти Ла-5, и обошёлся без встречи с противником. Но уже на следующий день пришлось «понюхать пороха». Прикрывали 9-ку штурмовиков Ил-2, которые наносили били по переднему краю врага у города Изюма. Немецкие же зенитки били и по штурмовикам, и по истребителям прикрытия.

Около 20ти минут Илы работали по целям. Потерь - не понесли, но серьёзно провреждённые машины были. Один Ил-2 с повреждённым двигателем от основной группы отстал, и 4-ка Ла-5 его прикрывала до самой посадки на базе. В том вылете и самолёт Цыкина тоже получил повреждения. Пилот потом насчитал в нём десять пробоин.

В паре с Дмитрием Кравцовым они летали на штурмовку портов Мариуполя и Бердянска, где немцы с кораблей разгружали боевую технику. Порты были сильно защищены зенитками, и находились они на значительном удалении от фронта. Поэтому летать приходилось по полному радиусу действия самолёта.

Один заход на посадку Цыкину пришлось выполнять с горящей красной лампой, т.е., с минимальным остатком топлива. На выравнивании мотор у него заглох, и приземление пришлось произвести на границе взлётки. Машина отбуксировала его самолёт на стоянку.

Ла-5. Фото в свободном доступе.
Ла-5. Фото в свободном доступе.

Первую воздушную победу Михаил Дмитриевич одержал у города Изюм. В составе восьмёрки Ла-5 они атаковали шесть Ме-109. Одного из «мессершмиттов» свалил Цыкин, тот загорелся и упал в расположение наших войск.

На Донбассе он и чуть не погиб. Самолёт после попадания зенитного снаряда стал беспорядочно падать. Решил прыгать, и ремни было отстегнул, но тут же пронеслась мысль:

«А прыгать куда? Немцы ведь подо мною!»

Попытался было не допустить падения самолёта, однако понял: тяга сектора газа перебита. Дал рули на вывод полностью – всё равно не выводится из штопора. Только лишь с 3-й попытки самолёт повиновался пилоту и в пикирование перешёл.

Когда Цыкину удалось вывести самолёт в горизонтальный полёт, он взглянул на прибор и увидел, что высота 300 м. Это был настоящий смертельный номер: ещё виток, и он вместе с самолётом ударился бы в землю. Оглянулся: в левой плоскости - большая дыра.

Шасси при приземлении не выпускалось, гидравлика была перебита, и вытекла вся смесь. Сел рядом с аэродромом на фюзеляж.

При такой жёсткой посадке, вокруг всё заволокло пылью. Отвалились и радиатор, и хвост, а кабину хвостовой частью самолёта накрыло. Цыкин остался жив, но врачи изъяли более тридцати осколков.

Цыкин М.Д.. Фото в свободном доступе.
Цыкин М.Д.. Фото в свободном доступе.

«Мессершмитт» новой модели четвёркой зажали с двух сторон в клещи и вынудили сесть»

Было и такое: полк пришёл приказ полку - перебазироваться на аэродром поближе к линии фронта. Только вот вопрос: как туда добраться? Шли дожди, аэродром раскис и стал похожим на болото. А наземные войска срочно нуждаются в прикрытии. Как тут быть?

Инженер полка принял такое решение: перевозить самолёты на грузовых машинах. Отделив крылья, установив самолёты хвостами в кузова автомобилей, надёжно закрепив там фюзеляж, а крылья - закрепив по бортам.

30 км, ночью, в кромешной темноте по раскисшей дороге полк медленно продвигался к фронту. Продолжал моросить дождь, личный состав и всё самолёты были максимально мокрые и грязные. Но перебазировка прошла успешно. За полдня новый аэродром привели в рабочее состояние, и уже во второй половине дня, одна группа за другой, уходили истребители на боевые задания.

Интересный случай произошёл уже в Югославии. Цакин обстрелял «мессершмитт» и, по-видимому, серьёзно повредил его.

С земли поступила команда: «не сбивать, пытаться его посадить, и внимательно, не упустить». Наши пилоты четвёркой удачно зажали его с двух сторон в клещи, довели до базы, и вынудили сесть.

«Мессершмитт» выпустил шасси, выполнил маневр для захода на посадку, но первый заход произвёл со значительным перелётом, и ушёл на 2-й крут. Наши истребители постоянно шли с немцем рядом, повторяя 2-й заход.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Михаил Дмитриевич Цыкин, Дмитрий Степанович Кравцов, Николай Михайлович Скоморохов, Михаил Терентьевич Карпухин, 1945 г. Фото в свободном доступе.
Михаил Дмитриевич Цыкин, Дмитрий Степанович Кравцов, Николай Михайлович Скоморохов, Михаил Терентьевич Карпухин, 1945 г. Фото в свободном доступе.

Пилот немецкого самолёта сильно нервничал. Сел он с большим «козлением», и выкатился за границы аэродрома, на поле кукурузы.

Германского летчика сразу же доставили на КП. Ме109Г-6 – это оказалась новинка люфтваффе, с радиолокатором и прочим передовым оборудованием. Самолёт отбуксировали на стоянку. После посадки, Цыкин пришёл на КП докладывать, и увидел там фашисткого лётчика. Тот был вялым и поникшим, уже безразличным ко всему.

18 марта 1945 года Михаил Дмитриевич был сбит и получил тяжёлое ранение. Но дотянул на очень сильно повреждённом самолёте до базы. Посадка у него получилась просто невероятной.

На высоте 50-70 м самолёт резко перевернулся через крыло, лёг вверх колёсами. Цыкин постарался выправить машину, и в итоге произвёл приземление с недолётом порядка 50 м до взлётки. Потерял сознание.

При операции из тела Цыкина было изъято множество осколков. При этом один из них брюшную полость пробил, зацепив кишечник.

По всем статьям, он должен был встретить День Победы в госпитале. Однако боевые товарищи этого не допустили. 30 апреля они прислали за ним самолёт По-2 прямо к госпиталю. Врачи выписали Цыкина, с пометкой «долечится в полку, амбулаторно».

Поэтому в исторический день 9-го мая Герой Советского Союза Михаил Цыкин был со своими, хоть и не оправившимся ещё окончательно от тяжёлого ранения.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А какие истории советских лётчиков Вы знаете?