Ростехнадзор сформулировал претензии в целях соблюдения ядерной безопасности
Автор: ИА «Центр-Инфо»
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в лице одного из своих территориальных подразделений потребовала привлечь к административной ответственности АО «Самаранефтегаз» (СНГ). Это юрлицо считается дочерним предприятием ПАО «НК «Роснефть». Ростехнадзор указал на допущенные СНГ нарушения условий действующей лицензии, касающейся использования атомной энергии. По информации ведомства, подобные нарушения совершаются неоднократно.
9 января Межрегиональный отдел (МО) инспекций в Саратовской и Самарской обл. Волжского межрегионального территориального управления (МТУ) по надзору за ядерной радиационной безопасностью (ЯРБ) Ростехнадзора обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к АО «Самаранефтегаз». Ведомство требует привлечь нефтяную компанию к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Арбитражному делу присвоен №А55-121/2024.
Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» вступил в переписку с этим спецподразделением Ростехнадзора. Руководитель Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора Александр Грибков представил развернутый ответ, в котором поведал суть претензий к самарской «дочке» «Роснефти». «В рамках контроля выполнения условий действия лицензии от 3 августа 2021 г. №ГН-06-501-4070 (с изменением от 26 октября 2023 г. №1), выданной Ростехнадзором АО «Самаранефтегаз» на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии межрегиональным отделом инспекций в Саратовской и Самарской обл. Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, было выявлено, что АО «Самаранефтегаз» не представило в Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора необходимую информацию в срок, предусмотренный условиями действия вышеуказанной лицензии. Следовательно, АО «Самаранефтегаз» нарушило условия действия лицензии от 3 августа 2021 г. №ГН-06-501-4070 (с изменением от 26 октября 2023 г. №1), что явилось основанием для составления отделом (МО. - Прим. ред.) протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено ч.3 ст.14.1 КоАП РФ», - изложил Александр Грибков.
ОАЕ «Хронограф» также задал вопрос о месте совершения вменяемого правонарушения. Александр Грибков пояснил: «Нарушение, допущенное АО «Самаранефтегаз», отношение к деятельности производственных участков АО «Самаранефтегаз» не имело». Далее руководитель Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора Александр Грибков подчеркнул, что АО «Самаранефтегаз» уже не в первый раз уличают в таких нарушениях: «За период 2022-2023 гг. подобного рода нарушение требований условия действия лицензии от 3 августа 2021 г. №ГН-06-501-4070 у АО «Самаранефтегаз» было выявлено дважды».
Следует отметить, что с 19 октября 2021 г. и.о. генерального директора АО «Самаранефтегаз», по данным ЕГРЮЛ, является Дмитрий Лунин. Он оказался в этом статусе после ухода с должности генерального директора АО «Самаранефтегаз» (2018-2021 гг.) Сергея Анжигура (см. «Хронограф» №39 (820) от 29.11.21). Это показывает, что получение лицензии произошло при Анжигуре, а нарушения были зафиксированы уже при Лунине. При таких обстоятельствах у Лунина есть основания заявить: «Я не знал». Звучит наивно, но в ряде случаев помогает.
На официальном сайте «Роснефти» заявляется: «Самаранефтегаз по итогам 2022 г. пробурил порядка 196 тыс. м горных пород, почти на 10% превысив показатели 2021 г. На 51%, в сравнении с прошлым годом, выросли показатели по количеству эксплуатационных скважин, законченных бурением». Согласно отчету Средне-Поволжского управления Ростехнадзора за 2022 г., у АО «Самаранефтегаз» в разработке находится 124 месторождения. По итогам 2022 г. добыча нефти составила 9,94 млн т. Официальная информация за 2023 г. не раскрывалась. Вполне возможно, что Дмитрий Лунин, увлекшись производственными задачами на новом рабочем месте, не смог организовать должный контроль за выполнением формальных бюрократических процедур. Нарушение сроков предоставления сведений в надзорный орган, видимо, приобретает системный характер. Впору задуматься о сохранении лицензии.