18,7K подписчиков

Путти в декоративно-прикладном искусстве: от античности до современности

На многочисленных предметах искусства часто можно увидеть маленьких мальчиков или ангелочков. Обычно это совсем маленькие детки, зачастую с крылышками, либо полностью, либо частично обнаженные. Категория таких антикварных украшений называется «путти» и происходит от итальянского слова «putto», что в русской транскрипции ближе всего к «путто» и обозначает маленького мальчика, чей образ можно встретить в искусстве, начиная с эпохи Ренессанса. Путти воплощали в себе нежность, игривость, доброту, детскую беззаботность и чистую любовь. Фактически смысл образа и его история намного богаче и глубже.

Антикварное кашпо для цветов большого размера «Путто на рыбах», кон. 19, нач. 20 в., фаянс Тов-ва М. С. Кузнецова.
Антикварное кашпо для цветов большого размера «Путто на рыбах», кон. 19, нач. 20 в., фаянс Тов-ва М. С. Кузнецова.

Популярный образ Средних веков и Нового времени

Изображать обнаженных девочек, даже самых маленьких, издревле считалось постыдным и непристойным. Поэтому раздетыми в искусстве можно встретить исключительно мальчиков. Первые такие изображения найдены на саркофагах, возраст которых относят к V-III векам до н.э. Ангелочки обычно встречаются в мифах и легендах как второстепенные, но весьма важные участники.

Старинная настольная лампа с зеленым абажуром на мраморном основании «Путто», бронза, Россия, кон. 19, нач. 20 вв.
Старинная настольная лампа с зеленым абажуром на мраморном основании «Путто», бронза, Россия, кон. 19, нач. 20 вв.

Как уже было упомянуто выше, этот образ символизировал все положительное и даже идеализированное из мира детства. Поэтому на саркофагах и прочих произведениях искусства они изображены играющими, как образ наслаждения жизнью и вечной игры. В то же время маленькие ангелочки напоминали об ушедших близких людях, воплощая печаль и тоску о тех, кого уже нет с нами рядом. Особенно в эпоху Возрождения путти можно было встретить во всех разновидностях искусства: скульптуре, живописи, декоративно-прикладном творчестве.

Бархатная папка с чистыми листами в переплете «Ангелочек», магазин туалетных принадлежностей Ф. Кнопа (F.KNOOP) в Санкт-Петербурге, до 1917 г.
Бархатная папка с чистыми листами в переплете «Ангелочек», магазин туалетных принадлежностей Ф. Кнопа (F.KNOOP) в Санкт-Петербурге, до 1917 г.

Эти очаровательные мальчики уже стали частью истории, но в то же время выступают источником вдохновения для отдельных авторов и в наши дни. Данный символ менял свое значение от века к веку, привнося эстетические, мифологические, религиозные и прочие оттенки в общую композицию и представления своего времени.

Маленькое кашпо для комнатных цветов, Европа, конец 19 века, фарфор.
Маленькое кашпо для комнатных цветов, Европа, конец 19 века, фарфор.

В классическом понимании ангел связывает мир божественный с миром живых. Они не являются в данном случае центральными образами, гармонично дополняя общую картину и ее смысловую нагрузку. Временами путти полностью обнажен, на других изображениях прикрыт легкой тканью. У ангельских типажей обязательно присутствуют крылья птиц, мотыльков, бабочек, временами стрекоз, как символ полета, поэтому они всегда находятся над землей, никогда ее не касаясь.

Статуэтка «Путто с олененком», Европа, Германия, 1950-60 гг., фарфор.
Статуэтка «Путто с олененком», Европа, Германия, 1950-60 гг., фарфор.

Если этот образ встречается на стенах итальянских храмов, то обычно он имеет над головой нимб, выступая, так сказать, «современным» образом ангелов, а иногда неся и иную смысловую нагрузку, как сидящие на руках Церкви воплощения Ветхого и Нового завета.

Керосиновая лампа с путти, Европа, 19 век, бронза.
Керосиновая лампа с путти, Европа, 19 век, бронза.

Иногда в их руках можно увидеть такие предметы как лук и стрелы, разнообразные музыкальные инструменты, цветы или даже гирлянды из них, но это не обязательный атрибут. Когда в их руках появляются факелы, то такой элемент трактуют в зависимости от положения: опущен вниз — смерть, поднят вверх — надежда на воскресение.

Старинное настольное фарфоровое зеркало с путти, Европа, конец 19 века, фарфор, дерево.
Старинное настольное фарфоровое зеркало с путти, Европа, конец 19 века, фарфор, дерево.

Причем некоторые живописцы целенаправленно разделяют Путти и Амуров, противопоставляя их, и даже показывая их борьбу, в частности это можно увидеть на полотнах Рении и Пуссена. Некоторые исследователи полагают, что в таком случае показана борьба божественного и земного. Тут уже виден характер каждого персонажа и начинает вырисовываться их самостоятельность и самодостаточность. Причем даже на одном полотне теперь встречаются мальчики с крыльями и без. Зачастую крылатые фигуры — это души мертвых, а когда путти изображается без крыльев, то они выступают просто декорацией к основному сюжету.

Декоративные украшения «Путти», Европа, кон. 19 в., бронза, мрамор.
Декоративные украшения «Путти», Европа, кон. 19 в., бронза, мрамор.

В дальнейшем образ становится еще менее идеализированным. Их наделяют вполне земными страстями и пороками. Это уже далеко не ангелы, приобретая все земные черты и занимаясь вполне «взрослыми» занятиями, оставаясь в детском образе, как это показано, скажем, на картинах Рубенса. Вплоть до того, что ранее милые и очаровательные пупсики превращаются в отталкивающих и порочных созданий, как на полотне Пуссена «Вакханалия путти». В то же время, путти остаются неизменным атрибутом религиозных картин, где на их лицах отражаются соответствующие чувства.

Также это неизменные спутники влюбленных, как символ чистоты и возвышенного характера чувств молодых людей. С приходом XVIII века даже называть бывших «путти» чаще стали на новый манер, они превратились в купидонов (от латинского слова, которое переводится как «желание») и амуретт (от французского слова, которое переводится как «мимолетная любовь»).

Что интересно, именно от слова «путти» с помощью английской приставки получилось слово «лилипут». А вот применение к таким образам названия «херувимчики», которое сейчас часто используют, вовсе некорректно, так как в мифологии «херувимы» — это совсем другие, правда тоже крылатые, существа. По сути, это монстры-тетраморфы, которые явились в видении пророка Иезекииля, имеющие четыре лика: человека, льва, быка и орла.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком и оставьте свой комментарий, а чтобы не пропустить новые интересные истории, подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!