1,2K подписчиков

"Цинковая чума" и восстановление саратовской модели ГАЗ-3102 "Волга"

377 прочитали

Здравствуйте, друзья и гости канала!

"Цинковая чума" на масштабных моделях - явление нередкое. Особенно остро это ощутили коллекционеры саратовских моделей постсоветского периода.

Жаргонное выражение "Цинковая чума" - явление микрофизическое, проявляющееся в разрушении структуры металла. Вот стоит себе моделька на полке или в коробочке, никто её не трогает, как вдруг вы замечаете, что "поехала" дверь, выгнулся дугой капот или весь кузов покрылся трещинами, будто что-то разрывает модель изнутри 🥲.

Не секрет, что тому виной нарушение и удешевление технологии производства, вследствие чего, оставшееся внутренние напряжения после литья, и некачественный цинковый сплав охрупчивают и разрушают модель изнутри на микрофизическом уровне.

Рис. 1. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" производства ПО Тантал в масштабе 1:43 с "очумевшим" капотом
Рис. 1. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" производства ПО Тантал в масштабе 1:43 с "очумевшим" капотом

Заметил я одну вещь. Допустим, у модели родом из 90-х сломались петли капота (как я умудрился это сделать с "Волгой" ГАЗ-3102 до сих пор - не понимаю 🤔). В итоге, целостность литой детали была нарушена и мы запустили процесс разрушения. Очень скоро весь капот "Волги" покрылся паутинкой трещин, которые со временем только увеличивались. Аналогичная картина случалась и на других моделях.

Вопрос к читателям: были ли у Вас подобные случаи?

Рис. 2. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" производства ПО Тантал в масштабе 1:43 с "очумевшим" капотом (вид спереди)
Рис. 2. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" производства ПО Тантал в масштабе 1:43 с "очумевшим" капотом (вид спереди)

Это явление очень напоминает мне капли принца Руперта - хвостатые капли из стекла, которые в жидком состоянии опускали в холодную воду. В итоге мы имеем закалённое стекло, которое легко выдерживает удар молотка. Но стоит только отломить тоненький хвостик, как капля взрывается у вас в руках! Согласитесь, похоже!

Процесс "зачумления" невозможно остановить, поэтому лечится это только заменой комплектующих.

Кстати, "цинковая чума" не заразна и на соседние модели не перекинется. Помню я одного продавца, который продавал в том числе и "очумевшие" модели, но ставил их на отдельную полку витрины, боясь за другие целые модели))

Рис. 3. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" производства ПО Тантал в масштабе 1:43 с "очумевшим" капотом (вид справа)
Рис. 3. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" производства ПО Тантал в масштабе 1:43 с "очумевшим" капотом (вид справа)

Так как "чумной" капот был когда-то приклеен к кузову, демонтировался он кусками (видите кучку из кусочков металла слева на фото?). Добил я его окончательно 😅.

Взамен утраченному нашёлся новый цельный капот от другой "Волги" 3102.

Рис. 4. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" в разобранном виде и новый капот
Рис. 4. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" в разобранном виде и новый капот

Дальше я удалил следы клея на кузове и закрасил сколы чёрной эмалевой краской X-1 Black от Tamiya. Теперь останется только собрать модель окончательно.

Рис. 5. Устранение следов клея и закрашивание сколов ЛКП на кузове модели ГАЗ-3102 "Волга"
Рис. 5. Устранение следов клея и закрашивание сколов ЛКП на кузове модели ГАЗ-3102 "Волга"

Итак, с работой мы справились и "Волжанка" готова вернуться в строй и покинуть список "условно списанных моделей" 😉.

За кадром осталось лишь то, что я слегка отполировал модель. Пусть блестит!

Рис. 6. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления
Рис. 6. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления
Рис. 7. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления
Рис. 7. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления
Рис. 8. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления (вид справа)
Рис. 8. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления (вид справа)
Рис.9. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления
Рис.9. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления

Лично для меня ГАЗ-3102 была самой первой моделью. Это была белая "Волга" такси с жёлтым опознавательным фонарем на крыше. Я чётко помню это детское воспоминание, когда папа под вечер принёс мне это чудо. А ведь у неё ещё и ВСЁ открывается! Во истину, это было счастьем для ребёнка 😍. До сих пор радуюсь!

Рис. 10. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 10. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 11. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 11. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами

Как же славно: открыл багажник, а там, как и положено, запаска лежит!

Рис. 12. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 12. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 13. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 13. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления с открытыми элементами
Рис. 14. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления (вид снизу)
Рис. 14. Модель автомобиля ГАЗ-3102 "Волга" после восстановления (вид снизу)

Заключение.

По сути, для моделистов и собирателей это чистой воды игра в русскую рулетку, ведь никогда не знаешь, как поведёт себя ваша любимая модель в будущем. Но и списывать модельки раньше времени не стоит, может быть их ещё можно восстановить? 😉

С уважением, Сержик Моделист.

#ГАЗ-3102 #Волга #Тантал #Агат #масштабная модель #1:43 #восстановление #цинковая чума #моделизм #коллекция