Всех организмов в экосистеме делят на три группы:
ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ
ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.е те кто фотосинтезирует. Их роль в экосистеме в том что они производят органические вещества (белки, жиры, углеводы) которыми затем питаются растительноядные организмы.
Помнишь как растения производят органические вещества? Они фотосинтезируют и буквально производят части своего тела из углекислого газа в составе воздуха, воды и минеральных веществ из почвы с помощью солнечной энергии. Так в экосистеме появляются белки, жиры, углеводы и другие органические вещества, которые затем используют другие организмы.
КОНСУМЕНТЫ (потребители органического вещества)
Это чаще всего животные - они потребляют то органическое вещество, которое произвели растения. В зависимости от того растительноядное животное или хищное, их делят на:
- Консументы 1 порядка - это те кто питаются растениями, т.е. растительноядные (пример: зайцы, бабочки, жуки-листоеды, мошки и т.д.);
- Консументы 2 порядка - это хищные животные, которые едят консументов 1 порядка, т.е. растительноядных животных (пример: стрижи, змеи, кроты и т.д.);
- Консументы 3 порядка - это хищные животные, которые едят консументов 2 порядка (ястреб, рысь, кошка, клещ);
- Консументы 4 порядка - это хищные животные, которые едят консументов 3 порядка (белая акула, белый медведь).
РЕДУЦЕНТЫ (разрушители органического вещества)
Дождевые черви, жуки-навозники, грибы, почвенные бактерии.
Эти организмы питаются уже мертвым органическим веществом, т.е. разлагают отмершие части растений, тела мертвых животных. В результате в ходе цепочек преобразований они образуют из органических веществ неорганические минеральные вещества почвы, которые растения используют для фотосинтеза в ходе которого строят новые органические вещества. Так цикл продолжается.
Определения которые понадобятся для решения заданий по экологии:
Паразит - организм, живущий за счет другого, при этом приносит ему вред.
Плотоядное животное (зоофаги) — животные, питающиеся преимущественно мясом.
Бентосные организмы - организмы, обитающие на морском дне.
Детритофаг - животные и протисты, которые питаются разлагающимся органическим материалом — детритом. (Их относят к консументам)
Фитофаг - растительноядное (или травоядное) животное. Он является так называемым первичным потребителем в пищевой цепи.
Растительноядный организм - фитофаг.
Доминирующий вид - вид, численность которого превосходит (превышает) численность другого вида.
Планктонный организм - разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные двигаться против течения.
Фитопланктон - часть планктона, которая может осуществлять процесс фотосинтеза. К нему относятся например диатомовые водоросли, цианобактерии и другие одноклеточные водоросли.
Зоопланктон — водные животные, которые не могут противостоять течениям и пассивно переносятся вместе с водными массами. Организмы зоопланктона питаются фитопланктоном, бактериями или более мелкими представителями зоопланктона. К нему относятся рыбья икра, личинки, иглокожие беспозвоночные, медузы, моллюски, крабы, криль и другие мелкие ракообразные.
Хищник - организм, который полностью убивает другого, для своего питания. Плотоядный организм.
Синантропный организм - животные, растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком, его жильём, а также с созданным или видоизменённым им ландшафтом.
Одомашненный организм - домашние, чаще всего, животные. (Кот, собака, овца,корова, коза).
Фильтраторы - водные животные, которые питаются мелкими плавающими организмами или органическими остатками, отфильтровывая их из воды.
Почвообразователь - организм, активно принимающий участие в процессе почвообразования.
Космополит - различные виды растений, животных и других организмов, ареал которых охватывает наибольшую часть обитаемых областей Земли.
Подробнее про консументов и пищевые цепи:
Консументы могут быть нескольких порядков. Рассмотрим это на примере:
Цепь питания: растение - заяц - волк.
Трава - продуцент -- Заяц - консумент первого порядка -- Волк - консумент второго порядка.
Если бы кто-то съел волка, то соответственно был бы консументом третьего порядка и тд.
Пищевая цепь — перенос вещества и энергии от первичного источника через ряд организмов.
Цепи питания бывают:
1. Пастбищные
Цепи питания, которые начинаются с живого органического вещества (чаще всего с зелёных растений), называют пастбищными цепями (или цепями выедания)
Пример: растение — растительноядное насекомое — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.
2. Детритные
Цепи питания, начинающиеся с полуразложившихся останков живых организмов (детрита), называют детритными цепями (или цепями разложения).
Пример: опавшая листва (детрит) — дождевой червь — дрозд— ястреб.
Примеры заданий из вариантов ОГЭ
(ответы выделены жирным шрифтом)
1) Задание 19
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания кролика.
Список характеристик:
1) продуцент
2) консумент
3) фитофаг
4) доминирующий вид
5) растительноядный организм
6) паразит
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Пояснение: Для экологического описания кролика можно использовать термин консумент (2), потому что она питается продуцентами. Поэтому кролик — фитофаг (3) и растительноядный организм (5).
Ответ: 235.
Задание 20
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите последовательность букв.
(используйте картинку из предыдущего задания)
Пояснение: можно составить два варианта Цепей питания:
1. Растительность (И) → мышь (К) → змея (Е) → белоголовый орлан(В).
2. Растительность (И) → мышь (К) → лесная дикая кошка(Г) → лев(А).
Ответ: ИКЕВ, ИКГА (в ответ записываем один любой вариант)
Задание 21
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность мышей и коз, если в течение нескольких лет шло сокращение численности растительности? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
(используйте картинку из предыдущего 19 задания)
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Пояснение: При сокращении численности растительности, численность мышей и коз сократится, потому что сократится кормовая база.
Ответ: 22.
В задании 21 нужно включать логику, задание под силу любому!
При уменьшении какого либо ресурса и потребителей этого ресурса станет меньше!
2) Задание 19
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинок веснянок.
Список характеристик:
1) паразит
2) редуцент
3) консумент
4) планктонный организм
5) детритофаг
6) бентосный организм
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Пояснение: Для экологического описания личинок веснянок можно использовать термины консумент (3), детритофаг (5) и бентосный организм (6), потому что она питается как отмершими органическими остатками на дне водоемов.
Ответ: 356.
Задание 20
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят древесные растения. В ответе запишите последовательность букв.
(используйте картинку из предыдущего задания)
Пояснение: Цепь питания: Древесные растения (Р) → комары (Д) → мелкие рыбы (Е) → крупные хищные рыбы (Г).
Ответ: РДЕГ.
Задание 21
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
(используйте картинку из предыдущего 19 задания)
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Пояснение: При увеличении численности мелких рыб, численность жуков плавунцов сократиться (потому что мелкие рыбы ими питаются), а численность крупных рыб возрастет (потому что увеличится число мелких рыб, которыми питаются крупные).
Ответ: 21.