346 подписчиков

Подготовка к ОГЭ по биологии. Экология. Задание №19,20,21. Шпаргалка. Примеры заданий

970 прочитали
Всех организмов в экосистеме делят на три группы:  ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.

Всех организмов в экосистеме делят на три группы:

ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ

Всех организмов в экосистеме делят на три группы:  ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.-2

ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.е те кто фотосинтезирует. Их роль в экосистеме в том что они производят органические вещества (белки, жиры, углеводы) которыми затем питаются растительноядные организмы.

Помнишь как растения производят органические вещества? Они фотосинтезируют и буквально производят части своего тела из углекислого газа в составе воздуха, воды и минеральных веществ из почвы с помощью солнечной энергии. Так в экосистеме появляются белки, жиры, углеводы и другие органические вещества, которые затем используют другие организмы.

КОНСУМЕНТЫ (потребители органического вещества)
Это чаще всего животные - они потребляют то органическое вещество, которое произвели растения. В зависимости от того растительноядное животное или хищное, их делят на:

  • Консументы 1 порядка - это те кто питаются растениями, т.е. растительноядные (пример: зайцы, бабочки, жуки-листоеды, мошки и т.д.);
  • Консументы 2 порядка - это хищные животные, которые едят консументов 1 порядка, т.е. растительноядных животных (пример: стрижи, змеи, кроты и т.д.);
  • Консументы 3 порядка - это хищные животные, которые едят консументов 2 порядка (ястреб, рысь, кошка, клещ);
  • Консументы 4 порядка - это хищные животные, которые едят консументов 3 порядка (белая акула, белый медведь).

РЕДУЦЕНТЫ (разрушители органического вещества)
Дождевые черви, жуки-навозники, грибы, почвенные бактерии.
Эти организмы питаются уже мертвым органическим веществом, т.е. разлагают отмершие части растений, тела мертвых животных. В результате в ходе цепочек преобразований они образуют из органических веществ неорганические минеральные вещества почвы, которые растения используют для фотосинтеза в ходе которого строят новые органические вещества. Так цикл продолжается.

Определения которые понадобятся для решения заданий по экологии:

Паразит - организм, живущий за счет другого, при этом приносит ему вред.

Плотоядное животное (зоофаги) — животные, питающиеся преимущественно мясом.

Бентосные организмы - организмы, обитающие на морском дне.

Детритофаг - животные и протисты, которые питаются разлагающимся органическим материалом — детритом. (Их относят к консументам)

Фитофаг - растительноядное (или травоядное) животное. Он является так называемым первичным потребителем в пищевой цепи.

Растительноядный организм - фитофаг.

Доминирующий вид - вид, численность которого превосходит (превышает) численность другого вида.

Планктонный организм - разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные двигаться против течения.

Фитопланктон - часть планктона, которая может осуществлять процесс фотосинтеза. К нему относятся например диатомовые водоросли, цианобактерии и другие одноклеточные водоросли.

Зоопланктон — водные животные, которые не могут противостоять течениям и пассивно переносятся вместе с водными массами. Организмы зоопланктона питаются фитопланктоном, бактериями или более мелкими представителями зоопланктона. К нему относятся рыбья икра, личинки, иглокожие беспозвоночные, медузы, моллюски, крабы, криль и другие мелкие ракообразные.

Хищник - организм, который полностью убивает другого, для своего питания. Плотоядный организм.

Синантропный организм - животные, растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком, его жильём, а также с созданным или видоизменённым им ландшафтом.

Одомашненный организм - домашние, чаще всего, животные. (Кот, собака, овца,корова, коза).

Фильтраторы - водные животные, которые питаются мелкими плавающими организмами или органическими остатками, отфильтровывая их из воды.

Почвообразователь - организм, активно принимающий участие в процессе почвообразования.

Космополит - различные виды растений, животных и других организмов, ареал которых охватывает наибольшую часть обитаемых областей Земли.

Подробнее про консументов и пищевые цепи:

Консументы могут быть нескольких порядков. Рассмотрим это на примере:

Цепь питания: растение - заяц - волк.

Трава - продуцент -- Заяц - консумент первого порядка -- Волк - консумент второго порядка.

Если бы кто-то съел волка, то соответственно был бы консументом третьего порядка и тд.

Пищевая цепь
Пищевая цепь

Пищевая цепь — перенос вещества и энергии от первичного источника через ряд организмов.

Цепи питания бывают:

1. Пастбищные
Цепи питания, которые начинаются с живого органического вещества (чаще всего с зелёных растений), называют пастбищными цепями (или цепями выедания)

Пример: растение — растительноядное насекомое — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.

2. Детритные
Цепи питания, начинающиеся с полуразложившихся останков живых организмов (детрита), называют детритными цепями (или цепями разложения).

Пример: опавшая листва (детрит) — дождевой червь — дрозд— ястреб.

Примеры заданий из вариантов ОГЭ

(ответы выделены жирным шрифтом)

1) Задание 19

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания кролика.

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  консумент

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  растительноядный организм

6)  паразит

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Для экологического описания кролика можно использовать термин консумент (2), потому что она питается продуцентами. Поэтому кролик  — фитофаг (3) и растительноядный организм (5).

Ответ: 235.

Задание 20

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите последовательность букв.

(используйте картинку из предыдущего задания)

Всех организмов в экосистеме делят на три группы:  ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.-5

Пояснение: можно составить два варианта Цепей питания:

1.  Растительность (И) → мышь (К) → змея (Е) → белоголовый орлан(В).

2.  Растительность (И) → мышь (К) → лесная дикая кошка(Г) → лев(А).

Ответ: ИКЕВ, ИКГА (в ответ записываем один любой вариант)

Задание 21

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность мышей и коз, если в течение нескольких лет шло сокращение численности растительности? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

(используйте картинку из предыдущего 19 задания)

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Всех организмов в экосистеме делят на три группы:  ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.-6

Пояснение: При сокращении численности растительности, численность мышей и коз сократится, потому что сократится кормовая база.

Ответ: 22.

В задании 21 нужно включать логику, задание под силу любому!

При уменьшении какого либо ресурса и потребителей этого ресурса станет меньше!

2) Задание 19

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинок веснянок.

Список характеристик:

1)  паразит

2)  редуцент

3)  консумент

4)  планктонный организм

5)  детритофаг

6)  бентосный организм

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Для экологического описания личинок веснянок можно использовать термины консумент (3), детритофаг (5) и бентосный организм (6), потому что она питается как отмершими органическими остатками на дне водоемов.

Ответ: 356.

Задание 20

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят древесные растения. В ответе запишите последовательность букв.

(используйте картинку из предыдущего задания)

Всех организмов в экосистеме делят на три группы:  ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.-8

Пояснение: Цепь питания: Древесные растения (Р) → комары (Д) → мелкие рыбы (Е) → крупные хищные рыбы (Г).

Ответ: РДЕГ.

Задание 21

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

(используйте картинку из предыдущего 19 задания)

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Всех организмов в экосистеме делят на три группы:  ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ ПРОДУЦЕНТЫ (производители органического вещества)
Это растения, водоросли, сине-зеленые водоросли, т.-9

Пояснение: При увеличении численности мелких рыб, численность жуков плавунцов сократиться (потому что мелкие рыбы ими питаются), а численность крупных рыб возрастет (потому что увеличится число мелких рыб, которыми питаются крупные).

Ответ: 21.