742 подписчика

Большой ведический праздник 17 апреля - день явления царя Рамы

Рама на строительстве легендарного моста
Рама на строительстве легендарного моста

В дни весеннего месяца Чайтра (апрель-май по лунному календарю) почти миллиард индусов и других людей со всего мира отмечают Рама-навами, праздник в честь явления в наш мир легендарного божественного царя Рамы.

Какие свидетельства говорят, что Рама был реально существовавшим царем, как он прославился в СССР и почему древний мудрец Чанакья Пандит говорил, что мудрый человек по утрам должен играть в кости, а день он должен проводить в поисках женщин - в нашем материале.

Рама-навами 2024: когда празднуют

Дата праздника высчитывается по лунному календарю. В 2024 году этот день приходится на 17 апреля.

Название праздника Раманавами происходит от имени виновника торжества и от «навами», то есть «9-го дня после новолуния весеннего месяца Чайтра по лунному календарю».

Рама явился на планете Земля еще в незапамятные времена. Что же связывает наш бурный век страстей, краха культур, триумфа цинизма и торжества цифровых технологий с теми событиями, в которых узнаёшь из древней, но бессмертной «Рамаяны»?

Рама-навами в 2024 году: как провести день и когда прервать пост

День Рама-навами идеально подходит для духовной практики и аскез. По ведической традиции рекомендуется в этот день держать пост до захода Солнца. Например, в Краснодаре это будет 19:12, в Москве прервать пост следует в 19:40, в Санкт-Петербурге - в 20:21, в Ростове-на-Дону - в 19:13.

Царь Рама: в каких источниках описаны его деяния

Образ божественного ведического царя Рамы и его деяния превосходят по времени и своей насыщенности, пожалуй, любые другие исторические источники. Хотя толкование «Рамаяны» и не столь монолитно, как хотелось бы. Отличаются и переводы эпоса на разные языки народов Индостана.

Автором традиционной «Рамаяны» считается мудрец Вальмики. Прежде он был грешником и жестоким человеком, но общение с мудрецом Нарадой одухотворило его и вдохновило на создание эпоса.

Существует и другое популярное у индусов произведение о Раме — «Рамчаритманас» («Озеро деяний Рамы»), созданное поэтом Тулсидасом.

Рама-навами в 2024 году: Мост Рамы как современный памятник легендарному царю

Реальность истории Рамы доказывает и по ныне существующий «Мост Рамы». Это цепочка маленьких коралловых островов на мелководье в Полкском проливе протяженностью с полсотни километров.

«Мост» связывает южный берег Индии с островом Шри Ланка. Индусы всегда считали мост Рамы искусственным сооружением, построенным Рамой в незапамятные времена, для них он и поныне остается священным местом. По «мосту» можно пройти даже по пояс в воде. Собственно мост длиной 30 км протянулся от острова Памбан (другое его название Рамешварам — «место Бога Рамы») на побережье штата Тамилнаду в Индии до острова Маннар у побережья Шри Ланки.

Упоминание о мосте Рамы встречается у многих древних путешественников. Так, в своей книге «Il Milione» («Миллион») о нем рассказывает Марко Поло (1254–1324). Согласно старинным картам, вплоть до 1480 года мост был пешеходным и полностью находился над водой, и люди ходили по нему из Индии в Шри Ланку, что подтверждается древней картой Птолемея. После землетрясения мост опустился под воду примерно на метр, а в одном месте чуть провалился глубже.

Англичане, оккупировавшие Индию, в свое время называли мост «Адамовым мостом», хотя такое название ему дали мусульмане. Арабские легенды гласят, что когда Адам был изгнан из рая, Бог поселил его на острове Цейлон (Ланка), а по этим отмелям затем Адам перешел на материк.

Документальный фильм телеканала "Культура" о мосте Рамы

Доказательством реальности индийских сказаний стали снимки из космоса, сделанные американским NASA сравнительно недавно. На них ясно видно настоящий мост.

Рама-навами: краткая история необыкновенного царя

Внешне сюжет, если говорить хрестоматийно, довольно прост. Как повествует автор «Рамаяны» мудрец Вальмики, Рама родился в конце ведической эпохи Трета (около 280 тыс. лет тому назад) на земле Айодхьи (историческая область в Индии) в роду царя Дашаратхи.

В священных писаниях сказано, что Рама (от санкр. - «Всерадующий») — это воплощение Верховного Бога Кришны, миссия которого была в том, чтобы подать людям пример праведного правления.

Опутанный сетями дворцовой интриги, Рама, вместо того чтобы взойти на престол, отправляется в изгнание на 14 лет. В своих скитаниях Рама, его супруга красавица Сита, брат Лакшман и армия отважных обезьян во главе с Хануманом переживают немало приключений и совершают множество чудесных подвигов.

Кульминацией странствий Рамы становится победа над демоном Раваной. Вернувшись в свою столицу Айодхью, храбрый венценосец на своем примере показывает людям, как должен поступать правитель, чтобы в обществе царили мир и благополучие.

Рама убивает Равану
Рама убивает Равану

Это если очень-очень коротко. В развернутом же виде «Рамаяна» — это 24 тысячи санскритских строф-шлок, собранных в семь книг. Любой сюжет «Рамаяны» способен лечь в основу полновесного спектакля или телесериала на любой вкус и возраст зрителя.

Если хотите установить или поддержать дружеские отношения с индусом, вспомните о «Рамаяне» и ее роли в мировом литературном искусстве.

Рама-навами в 2024 году: секрет успеха «Рамаяны» по сей день

Одна из особенностей ведической философии и культуры в том, что Веды естественным образом расширяют сознание человека, приоткрывают доступ в иные измерения, не зависящие от догм и экспериментального мышления.

Ученые скупо говорят о подобных событиях как о недатируемой древности. Эти события из глубин тысячелетий явно не укладываются в устоявшуюся парадигму современного мировоззрения, сформированного под влиянием науки, и поэтому такие жизнеописания принято относить к мифологиям. То есть их можно принять к сведению, но доказывать их реальность никто не станет. Кроме разве что тех, кто доверяет древним сакральным текстам, как единственному дошедшему до наших дней информационному каналу и осознает их нерукотворную природу.

Успех «Рамаяны» объясняется, пожалуй, тем, что она, сохраняя свою духовную сущность, тесно переплетается с материальным существованием человеческой цивилизации и с ее ключевыми принципами, выраженными в принципе дхармы, или непреложного свода законов и норм бытия.

Некоторые исследователи отмечают, прежде всего, высочайшую степень литературности эпоса, причем до такой степени, что даже называют «Рамаяну»... «Книгой плача». И это действительно так. Отношения между царем Рамой и его супругой Ситой, глубочайшая драматичность мистических и героических событий, предшествующих той истории, сопутствовавших ей и последовавшими далее, невозможно отделить от высоких эмоций и душевных переживаний.

Стоит только начать читать эпос, и ты уже не оторвешься — настолько мощен катарсис. Не зря «Рамаяна» и ее герои во все времена влекли к себе драматургов, поэтов и философов. В герое Раме черпали свое вдохновение такие классики древнеиндийской драмы, как Бхаса, Бхавабхути и другие, не говоря уже о современных театре и кино.

«Рамаяна» как тренд русской интеллигенции

В нашей стране «Рамаяна» появилась очень давно, свыше 400 лет назад. По некоторым данным, это случилось еще в 1515 году, когда в Астрахани возникло по царскому указу индийское купеческое подворье. У купцов из Индии был и свой храм, они проводили богослужения и читали священные книги, в том числе «Бхагавад-гиту», «Рамаяну», «Махабхарату» и другие.

Известный географ Петр Паллас, совершавший по заданию Санкт-Петербургской академии наук в конце XVIII века поездки по южным провинциям Российской империи, заглянул и в Астрахань. Его помощник (возможно, это был видописец Емельян Корнеев) зарисовал алтарь храма Индийского подворья, а сам Паллас составил описание. Вот фрагмент описания, имеющий отношение к нашей теме (пер. с нем. Ю. Плешакова):

<...> После церемонии разрешили нам с легкостию ближе рассмотреть и срисовать все, что было в шкафу с божествами [шрингасане], но не трогать оного. Божества отлиты из меди, покрыты позолотою и укутаны в шелка небесного и розового цвету. По нашей просьбе жрец слегка распахивал одежды на божествах и называл нам их имена. Позади на ступеньке возвышенья стояли от правого краю влево Зегенат [Джаганнатх], Шеттергун [Шатругна], Лешеман [Лакшман], Рама, Бахарт [Бхарата] и Лекюми [Лакшми]. <...>

Живой интерес к «Рамаяне» питал граф Лев Толстой. Кажется, уже в 1990 годах в Ясной Поляне обнаружили текст «Рамаяны» на французском языке с пометками на полях, сделанными рукой Льва Николаевича.

Широкую известность «Рамаяна» и ее главный герой приобрели в нашей стране, а также за рубежом, прежде всего в самой Индии, благодаря актеру Геннадию Михайловичу Печникову. Еще в 1960-х в СССР он сыграл знаковую роль Рамы в спектакле «Рамаяна» по одноименному эпосу.

Советский актер Геннадий Печников в роли Рамы
Советский актер Геннадий Печников в роли Рамы

Тема Шри Рамы и эпоса «Рамаяна» была одним из наиболее ярких событий в культурной жизни СССР после Второй мировой войны. За эту свою творческую работу актер был удостоен в 1984 году индийской общественной награды «Бал Митра». В 1976 году сам Печников поставил спектакль «Рамаяна» по одноименной пьесе известного индолога Натальи Гусевой, а потом этот спектакль был экранизирован. Позже Печников был удостоен и высшего индийского ордена Падма Шри.

Секрет мудреца: карты, женщины и воры

Знаменитый индийский философ Чанакья (IV век до н.э.) считал, что мудрый человек по утрам должен играть в кости, день он должен проводить в поисках женщин, а вечер — в... обществе воров!

Смысл столь шокирующего утверждения в том, что по утрам следует читать «Махабхарату», поскольку в ней всё началось с... игры в кости, когда Юдхиштхира проиграл в игре с Дурьодханой всё свое царство и даже жену. Днем нужно читать «Рамаяну», суть которой в том, что там все положительные герои ищут женщину, Ситу, похищенную Раваной. А вечером разумно проводить время в обществе Кришны, который в детстве озорничал, таская разные молочные деликатесы у соседей и раздавал украденное обезьянам.

Чанакья дает здесь на самом деле ценные советы, помогающие избавиться от влияния порочных слабостей. Так, один из уроков «Рамаяны» в осознании роковой опасности вожделения. Злодей Равана, охваченный вожделением, украл Ситу и поплатился за это жизнью. Поняв порочность вожделения, сковавшего душу крепче цепей и делающего нас очень слабыми, человек обретает духовную силу и возможность встретиться лицом к лицу с Кришной, то есть с Богом.

Кришну называют мадхурья-аватарой, потому что всё, что связано с Кришной, исполнено мадхурьи, или сладостности. Но чтобы понять сладостность Кришны, человек должен прочно утвердиться в марьяде (упорядоченной жизни), которую и установил Рама. Поэтому Раму называют марьяда-аватаром. Он явился для того, чтобы утвердить дхарму (законы бытия).

Царь Рама: неподсуден, ибо безупречен

Шри Раму помнят в Индии до сих пор. Когда заходит речь об идеальном государстве, говорят о «Рамраджье», о временах правления Рамы. Говорится, что в царстве Рамы не было даже болезней, люди были праведны, честны и ответственны, а между ними царило согласие. Рама вознес на алтарь этого счастья свое собственное счастье. Он показал, каким образом должен действовать глава государства.

Настоящий лидер государства — это тот, кто жертвует собой ради блага верноподанных, причем не на словах, а на деле. Один из кульминационных моментов «Рамаяны» в том, что Рама был вынужден изгнать Ситу, поскольку Сита все-таки какое-то время не была дома, хотя в том ее вины нет.

Но разве можно осуждать Раму за этот поступок? Ведь он поступил так именно из чувства долга перед людьми и всем обществом. Он не мог позволить себе, чтобы народ усомнился в его непорядочности. Ради сохранения святости этого своего положения, Рама пошел на великую сердечную жертву. Он любил Ситу больше всего, и нам очень трудно эмоционально понять, как Рама мог пойти на такую жертву. Он пошел на эту жертву ради счастья всех остальных. Это и есть выход из кризиса. В этом секрет счастливого царствования и секрет счастья.

Рама и Сита
Рама и Сита

Ведическая культура учит нас этому простому рецепту. Если хочешь быть счастливым, нужно уметь отдавать себя другим, жить ради счастья других.

Раманавами 2024: как празднуют

В этот день принято с особой пышностью украшать храмы и декламировать «Рамаяну» на протяжении последующих десяти дней. Люди поют молитвы и песни, прославляющие Раму. Непременным атрибутом Рамнавами служат красочные процессии, во главе которых шествуют на паланкинах или колесницах храмовые статуи Рамы, Ситы, Лакшмана и Ханумана.

На Рамнавами принято поститься до захода Солнца, петь ведические гимны, возжигать священный огонь Агнихотру, совершать обряд омовения мурти (алтарных фигурок) Рамы. А завершается веселье щедрым угощением.

Постскриптум, или Повестка в суд легендарному Раме

Еще раз по поводу суда. Несколько лет назад суд индийского штата Джаркханд вызвал на судебное заседание... Раму и Ханумана!

Ларчик открывался просто. Оказывается, «Шри Рама и Шри Хануман» вызваны в суд, чтобы помочь разобраться в перипетиях сложного дела о собственности на землю. Поскольку ни Рама, ни Хануман в суд не явились, судья Сунил Кумар Сингх обратился к небожителям через местную прессу с требованием «лично явиться в суд».

В центре судебной тяжбы, длившейся к тому моменту не один десяток лет, находился участка земли площадью в полгектара. Вопрос, однако, в том, что как раз на этом участке стоят два храма — Рамы и Ханумана. Настоятель храма Ханумана Манмохан Патак утверждает, что земля принадлежит, дескать, ему, поскольку когда-то один раджа даровал ее его деду. Местные жители, однако, уверены, что участком владеют оба божества.

И когда спор был решен в пользу жителей, господин Патак оспорил вердикт. «Поскольку эта земля отдана богам, то они должны быть предстать на этом процессе», — объяснил суть требований местный адвокат.

Ознакомившись с делом, судья Сингх удовлетворил просьбу защиты и вынес поистине Соломоново решение. Он направил Раме и Хануману по письму, но они вернулись обратно с пометкой «адресат не найден». Вот судья и опубликовал в местных газетах повестки о явке Рамы и Ханумана в суд. Естественным итогом стало «зависание» судебного процесса в силу того, что приглашенные персоны до сих пор не явились на заседание.

Подготовил Юрий Плешаков