Высокое профессиональное мастерство художника и гравера-офортиста Виктора Алексеевича Боброва

1,3K прочитали

Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918) родился 18 апреля 1842 года в селе Готобужи, недалеко от Петергофа. Его отец, богатый купец, выходец из крестьян, стремился дать своим сыновьям хорошее воспитание и образование.

Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918) Около 1880, фотография
Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918) Около 1880, фотография

В 1850 году мальчик был помещён в один из частных пансионов Петербурга, где проучился пять лет. Затем он учился в петербургской Ларинской гимназии. Уже тогда проявились незаурядные художественные способности Боброва. Любовь к искусству была так велика, что после окончания гимназии юноша, вопреки воле отца, поступает в 1860 году в Академию художеств.

Трудолюбие обеспечило ему благосклонность профессоров. Уже в 1861-62 годы им были получены две серебряные медали за этюды с натуры. В.М.Максимов, учившийся вместе с Бобровым, писал о нем:

"Образцовый этюдист, принесший огромную пользу товарищам по Академии как своими живописными работами, так и своими советами".

Ранние работы Боброва свидетельствуют о полученном им в Академии художеств высоком профессиональном мастерстве живописца. В собрании Русского музея имеется несколько его рисунков.

Бобров В. А.(1842, село Гатобужи, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 1918, Петроград)                               Портрет А. А. Боброва, 1860                                Бумага коричневатая, угольный карандаш, сангина, соус, мел. 26,9 х 18,6 Русский музей
Бобров В. А.(1842, село Гатобужи, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 1918, Петроград) Портрет А. А. Боброва, 1860 Бумага коричневатая, угольный карандаш, сангина, соус, мел. 26,9 х 18,6 Русский музей

На одном запечатлен брат художника, А.А.Бобров. Художнику удалось в этом рисунке углем и карандашами передать характерные черты живого, выразительного лица. Бобров много работает в карандаше.

В.А.Бобров, портрет В.М.Максимова, 1864
В.А.Бобров, портрет В.М.Максимова, 1864

Лучшим среди рисунков Боброва 60-х годов является портрет В.М.Максимова. Он выполнен углем, с использованием мела и белил. Боброву удалось раскрыть одухотворенность и привлекательность юношеского образа, он полон внутренней красоты, юной чистоты.

Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918)   автопортрет (1861).
Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918) автопортрет (1861).

В 1863 году Бобров был удостоен серебряной медали за "Автопортрет". Этюды и эскизы художника предписано было, по постановлению Академии, "оставить в классах и выдать Боброву в поощрение его успехов - 9 червонцев".

С 1864 года Бобров состоит в Артели художников, объединившихся вокруг Максимова, с которым он особенно близок. Сохранилось несколько портретов, выполненных одновременно, когда художники позировали друг другу.

В.А.Бобров,  Старуха, вяжущая чулок. 1864
В.А.Бобров, Старуха, вяжущая чулок. 1864

В Артели Бобров выполнил портрет "Старуха, вяжущая чулок". Образ старушки в очках, спустившихся на нос, очень выразителен. Плотно сжаты её тонкие губы, глубокими морщинами изрезано её лицо.

Круг интересов художника был разнообразен. Он увлекался литературой, посещал концерты, музеи. Дружба с историком Н.И.Костомаровым обогатили его знаниями.

Образ видного учёного художник запечатлел в картине "Вечерняя сцена".

Виктор Алексеевич Бобров 1842-1918 
Вечерняя сцена, 1866
Русский музей
Виктор Алексеевич Бобров 1842-1918 Вечерняя сцена, 1866 Русский музей

У открытой топящейся печи, в уютной гостиной, освещенной светом настольной зелёной лампы, в мягком удобном кресле сидит Костомаров за чтением книги. Перед печью, закутавшись в плед, расположилась молодая женщина, сестра художника. На её красивом, задумчивом лице и светлой кофточке лежат розовые отблески огня. Настроение тихого уюта, покоя, доброты и сердечности наполняют картину.

В 1867 году Бобров оканчивает Академию.

В 1868 году он предпринимает поездку на Украину. Художника сопровождает его альбом, он постоянно делает зарисовки с натуры. Здесь он создаёт ряд пейзажных работ. По большей части это рисунки.

Виктор Алексеевич Бобров                        Интерьер комнаты
Виктор Алексеевич Бобров Интерьер комнаты

Виктор Алексеевич Бобров 1842-1918 Мальчик с кошкой,  1871 Русский музей
Виктор Алексеевич Бобров 1842-1918 Мальчик с кошкой, 1871 Русский музей

В конце 60-х - начале 70-х талант Боброва достигает своего расцвета. Искусство поглощает все время художника. Работает он много и упорно, ежегодно на академических выставках появлялись его произведения.

Виктор Алексеевич Бобров 1842-1918       Антонио Страдивари
Виктор Алексеевич Бобров 1842-1918 Антонио Страдивари

Виктор БобровАнтонио Страдивари, около 1870холст, масло
Виктор БобровАнтонио Страдивари, около 1870холст, масло

В 1873 году за картину "Антонио Страдивари" Бобров был удостоен звания академика.

Художник работал во многих жанрах. Он создавал портреты, пейзажи, жанровые композиции. Однако достижения Боброва 70-х лежат в основном в области портрета.

Бобров Виктор Алексеевич »
Портрет Г.Г. Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств, 1867
холст, масло, 78 х 59 см
Бобров Виктор Алексеевич » Портрет Г.Г. Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств, 1867 холст, масло, 78 х 59 см

Портрет Жюли РейтернБумага, акварель. 33 x 28 смСимферопольский художественный музейБобровВиктор Алексеевич 1842 - 1918
Портрет Жюли РейтернБумага, акварель. 33 x 28 смСимферопольский художественный музейБобровВиктор Алексеевич 1842 - 1918

Бобров Виктор Алексеевич »Граф, адмирал Логин Петрович Гейден, 1877Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербургхолст, масло, 139 х 104 см
Бобров Виктор Алексеевич »Граф, адмирал Логин Петрович Гейден, 1877Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербургхолст, масло, 139 х 104 см

Бобров Виктор Алексеевич »Итальянский дворикХерсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненкохолст, масло, 63 х 77 см
Бобров Виктор Алексеевич »Итальянский дворикХерсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненкохолст, масло, 63 х 77 см

В 1875 году Бобров овладевает техникой офорта и с тех пор увлеченно работает в этой области. В результате он стал одним из выдающихся русских офортистов. В те годы в России к офорту пробудился большой интерес. В Петербурге возникло Общество офортистов, издавались альбомы офорта. Бобров очень скоро достиг в этой технике виртуозной тонкости и непринужденности, овладел свободной манерой исполнения.

Бобров Виктор Алексеевич Портрет И.С. ТургеневаБурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ       офорт, 38,6 х 29,3 см
Бобров Виктор Алексеевич Портрет И.С. ТургеневаБурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ офорт, 38,6 х 29,3 см

Бобров Виктор Алексеевич Портрет Ф. М. Достоевского, 1883Бумага, офорт. На офорте В. А. Боброва изображена также вторая жена Достоевского Анна Григорьевна.
Бобров Виктор Алексеевич Портрет Ф. М. Достоевского, 1883Бумага, офорт. На офорте В. А. Боброва изображена также вторая жена Достоевского Анна Григорьевна.

Заказных работ становилось все больше, популярность художника росла. Художественная критика писала в 1875 году:

"Самыми смелыми и симпатичными оказались офортные опыты Боброва, ряд портретов, из которых маленькие, как Флавицкого, Делароша, - особенно хороши. Судя по началу, Боброву можно предсказать блестящую будущность в качестве гравера-офортиста. Он владеет вполне формами, понимает и умеет воспроизводить живописный тон предмета" (журнал "Нива", 1875).

Высокое профессиональное мастерство отличает офорты Боброва. Он часто работает в старой классической манере, тонко моделируя лица, используя пунктирный штрих для выражения объёмности, прокладывает густые тени добиваясь блестящих эффектов в передаче светлых и затененных частей.

Александр Михайлович Горчаков, гравировал В. Бобров, 1881
Александр Михайлович Горчаков, гравировал В. Бобров, 1881

Антон Григорьевич Рубинштейн, гравировал Виктор Алексеевич Бобров
Антон Григорьевич Рубинштейн, гравировал Виктор Алексеевич Бобров

Когда он приступил к воспроизведению в офорте работ известных русских художников, то ему удавалось не только сохранить верность оригиналу, но и даже передать фактуру холста. Офорты Боброва, исполненные с картины И.Е.Репина "Бурлаки на Волге" и другие, точно воспроизводят подлинную картину. Офорты Боброва, размноженные в тысячах экземпляров, способствовали популяризации произведений русского искусства.

В 1878 году офорты Боброва были представлены на всемирной выставке в Париже и в 1882 году на Всемирной выставке в Москве.

В 80-х годах Бобров создал целую серию гравюр-портретов выдающихся деятелей русской литературы и искусства - Ф.М.Достоевского, А.Г.Рубинштейна, И.И.Шишкина, В.В.Верещагина и других. Э.В.Кузнецова считает, что по своим художественным достоинствам эти портреты неравнозначны. Одни отличаются высоким профессиональным мастерством, другие, выполненные по фотографиям, некоторой сухостью.

Портрет певицы Е.А.Лавровской. 1881 Холст, масло. 82 x 65 см Херсонский областной художественный музей Бобров Виктор Алексеевич 1842 - 1918
Портрет певицы Е.А.Лавровской. 1881 Холст, масло. 82 x 65 см Херсонский областной художественный музей Бобров Виктор Алексеевич 1842 - 1918

Бобров В. А. В белом хитоне, 1893 Бумага, акварель, графитный карандаш. 54,2 х 36,3 Пост. в 1898 в Русский музей из коллекции княгини М. К. Тенишевой (дар)
Бобров В. А. В белом хитоне, 1893 Бумага, акварель, графитный карандаш. 54,2 х 36,3 Пост. в 1898 в Русский музей из коллекции княгини М. К. Тенишевой (дар)

Бобров Виктор Алексеевич  "У камина",        Холст, масло
Бобров Виктор Алексеевич "У камина", Холст, масло

В конце 80-90-х годов творчество Боброва начинает клониться к упадку. Теперь основное место в его творчестве для периодических изданий занимают рисунки и акварели девушек, акварели русских красавиц в национальных костюмах, а также рисунки с обнаженной натурщицы. Бобров начинает во всех видах варьировать одну и ту же натурщицу, давая ей различные названия: "Мечта", "Женщина у ручейка", "Купальщица ", "Одалиска" и другие.

Виктор Алексеевич Бобров                  "Обнаженная на тигровой шкуре", 1885 г.    Бумага; карандаш, акварель. 22,5х32,5 см.
Виктор Алексеевич Бобров "Обнаженная на тигровой шкуре", 1885 г. Бумага; карандаш, акварель. 22,5х32,5 см.

Виктор Алексеевич Бобров,                 Отдыхающая нереида.
Виктор Алексеевич Бобров, Отдыхающая нереида.

Сам по себе этот неполный перечень работ свидетельствовал о творческом однообразии Боброва, об отсутствии мысли. Не случайно даже "Художественный журнал" (1886), всегда восторженно отзывавшийся о работе Боброва, теперь писал:

"Бобров - самый неутомимый из академиков, он работает на все руки, пером, карандашом, резцом, акварелью, соусом, маслом и чем хотите - и работает дюжинами с одной и той же натуры, с одним и тем же усердием".
Бобров Виктор Алексеевич 
Женская головка
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Бобров Виктор Алексеевич Женская головка Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Виктор Алексеевич Бобров
Виктор Алексеевич Бобров

Виктор Алексеевич Бобров                              Женская головка
Виктор Алексеевич Бобров Женская головка

Бобров Виктор Алексеевич 
Цыганка
холст на картоне, масло, 72,5 х 100 см
Бобров Виктор Алексеевич Цыганка холст на картоне, масло, 72,5 х 100 см

Бобров Виктор Алексеевич »Боярышня, 1889
Бобров Виктор Алексеевич »Боярышня, 1889

Виктор Алексеевич Бобров                     Мелахноличная невеста.
Виктор Алексеевич Бобров Мелахноличная невеста.

Виктор Алексеевич Бобров                                 Боярыня
Виктор Алексеевич Бобров Боярыня

Виктор Алексеевич Бобров                             Боярыня
Виктор Алексеевич Бобров Боярыня

Виктор Алексеевич Бобров Боярыня
Виктор Алексеевич Бобров Боярыня

В.М.Максимов в эти годы писал А.А.Кисилеву:

"Бобров всё тот же, что был два-три года назад, успехов мало и вряд ли попадёт на ту дорогу, на которой стоял в пору нашего с ним знакомства и с которого, благодаря любви к грошу, свихнулся".

Среди множества однообразных акварелей редко, но встречаются работы, имеющие художественный интерес. Это беглые альбомные зарисовки, путевые наброски, акварельные пейзажи (живописные уголки парка в Павловске), ряд портретов, заслуживающих внимания (портрет профессора И.Г.Редькина).

Виктор Бобров, Вид на залив Ловииса. 1904,  Холст, масло
Виктор Бобров, Вид на залив Ловииса. 1904, Холст, масло

Не сохранилось почти никаких биографических сведений о жизни художника в последние годы. В 1916 году, в возрасте 74 лет, Бобров написал свой автопортрет, а 1918 годом помечена его последняя работа. В том же году он скончался. 

Источник: масло ГТГ, ГРМ, Викисклад, биографический очерк о творчестве В.А.Боброва Э.В.Кузнецовой, изд.Искуство, 1964

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.