Оглавление
- «О роли школы в развитии межконфессиональных, межэтнических отношений, о важной роли образования в формировании правильного отношения к политике России» Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» Секция «Опыт форума «Встреча с личностью»: встречи с неравнодушными делателями на ниве духовно-нравственного просвещения» 25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
- В своём выступлении на пленарном заседании Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл говорил о тех проблемах, которые стоят перед российским обществом в целом и каждым конкретным человеком в отдельности. Любой из слушателей нашёл ответы на свои вопросы. Мне лично понравились следующие слова «От каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить, насколько справедливым будет социальное устройство, сколько в нашем мире будет любви, доброты и сострадания» [7]. О высоком уровне межконфессиональных отношений в РФ говорилось на встрече 14 марта 2024 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией исламских лидеров во главе с руководителем Духовного собрания мусульман России, муфтием Москвы Альбиром Кргановым[9]. В Российской Федерации уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников и их гармоничному развитию. В 2009 году была принята Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [5], разработанная в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»)[1], а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [6], подготовленным Российской академией образования. В документе говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [6]. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. С 2013 года в Чеченской Республике по поручению Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова принята и реализовывается «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» [4], утвержденная в соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 [3]. В 4-м разделе Концепции «Межнациональные и межконфессиональные отношения в контексте духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения» говорится: «Национальная политика Чеченской Республики строится на ясных и четких принципах поиска межэтнического взаимодействия, общественной стабильности как базы справедливого решения национального вопроса, верховенства закона» [5]. На заседании Совета по межнациональным отношениям под председательством Президента России Владимира Путина Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил о ключевой роли образования в сфере межнациональных отношений. Президент РФ В.В. Путин напомнил, что «важно формировать гражданское сознание и патриотизм у молодых людей «Гражданское сознание и патриотизм, также, как и патриотизм, у молодых людей, не даётся при рождении, они формируются. Формируются поступками взрослых, моделями поведения и образами, которые транслируют средства массовой информации, всей нашей общественной средой, наукой, образованием. Всё это наравне с традициями семьи вносит свой вклад в воспитание молодёжи» [7]. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. В «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [2] указывается статистика, говорящая о том, что на территории страны проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан) В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения. Среди традиционных религий России: христианство, ислам, буддизм, и иудаизм. До начала 90-х годов XX в. на территории Чечено-Ингушской АССР проживали представители многих народов. Помимо чеченцев и ингушей проживало много русских, украинцев, азербайджанцев, армян, евреев и представителей других народов. Произошедшие события кровавые событья привели к их оттоку из республики. В настоящее время несмотря на то, что в республику приезжают из других регионов для работы, основная часть населения — это чеченцы. Проживают также русские, ногайцы, аварцы, ингуши, турки-месхетинцы, немцы, гребенские татары, терские кумыки и другие. Эти обстоятельства учитываем в своей работе. Представители старшего поколения выросли в поликультурной среде. Дети же растут в основном в моноэтнической среде. И нужно рассказывать им о других культурах и религиях. Важно помогать им устанавливать дружеские отношения с другими детьми, приобщать их к мировой цивилизации. Важно ломать стереотипы, сложившиеся у народов. В истории чеченского народа было много трагических страниц. Это и события времен Русско-кавказской войны XIX в., годы коллективизации, депортация, а также 1990-е – начало 2000-х годов. Но важно находить точки положительного соприкосновения народов, а не то, что нас разъединяет. Педагогу при работе с учащимися быть человеком творческим, думающим, готовым не просто рассказывать о каких-либо пришедших событиях, а помочь детям анализировать и думать с точки зрения гражданской позиции. Необходимо использовать методы воспитания толерантного сознания. В этой работе мы знакомим учащихся с памятниками культурного наследия. Это мы делаем на уроках в школе, а также используем один из путей – распространение памятников письменного творчества. Так недавно, ученикам моего класса были переданы книги, посвященные чеченским писателям и поэтам («Литературно-географический атлас Чеченской Республики», 2018). При проведении уроков мы, педагоги, стараемся заинтересовать детей поэзией, прозой народов России, а также других народов. Через призму межнациональных, межкультурных, межрелигиозных связей показываем детям важность понимания представителей других народов и других религий. В процессе подготовки и проведения подобных мероприятий для нас важно увлечь детей, помочь раскрыть им свой творческий потенциал. Дети нашей школы участвовали в 2022 в викторине «Родной край – сердцу рай», где заняли II место. Дети подошли творчески при подготовке к мероприятию: придумали название команды, девиз, а также стенгазету. Немаловажно не забывать о собственных корнях, ведь если человек будет знать и гордиться культурным наследием своего народа, он будет больше стремиться понять другие народы. Дети участвовали в 2022 году в викторине «Иллешкахъ буьйцу турпалхой», организованной Республиканской детской библиотекой, где заняли 1 место. Проводится совместная работа с детьми по нахождению необходимого материала о национальных достоинствах своего народа в области литературы, музыки, фольклора. Так, итогом совместной работы стало школьное мероприятие «День джигита». Совместно с учащимися был подготовлен сценарий праздника, аналога которому нет. Дети представили зрителям сценки, песни, танцы, викторину на знание чеченских традиций и обычаев, по окончании праздника каждому участнику был вручен подарок. Деятельность по воспитанию детей нужно проводить постоянно, в том числе и в процессе преподавания гуманитарных предметов – на уроках обществознания и истории, избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода. Так, при изучении обществознания следует помочь понять и донести до каждого ребенка идею о важности каждого народа и каждой культуры, каждой человеческой цивилизации. Следует показывать многовековые связи народов и культур, значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащении величайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовной жизни Китая и Японии). На одном из уроков истории один мой ученик сказал такую фразу: «Какое отношение Чечня имеет к истории Первой Мировой войны?» Я в процессе дискуссии рассказала о Кавказской туземной конной дивизии, также известной как «Дикая дивизия». Важно объяснить детям, что народы никогда не жили изолированно от других народов, а активно взаимодействовали друг с другом. Важно участие учащихся в исследовательской, проектной и творческой деятельности, в процессе которой формируется гражданско-патриотическое мышление, раскрывается творческий потенциал детей. В нашей школе проводится работа по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Необходимо упомянуть о Межрегиональной онлайн-конференции под названием “Битва за Кавказ”. В конференции приняли участие курсанты и кадеты военно-патриотического клуба “Беркут” (г. Кисловодск), а также учащиеся 10-х классов СОШ № 48 города Грозный (25.03.2021). Темой телемоста послужило празднование 80-летней годовщины начала Великой Отечественной войны. Сейчас, в начале XXI века, после сокрушительных и страшных Мировых войн в XX веке, мир вновь стоит на пороге тяжёлых событий. Они, собственно, уже происходят. Не все люди смогли выучить уроки Первой и Второй Мировых войн. В некоторых странах поощряется осквернение памяти погибших людей, погибших в годы испытаний. Дети представили свои доклады, презентации, видеоролики. Было важно и то, что они получили опыт общения с такими же подростками из другого региона России. Мой ученик Байсангур Даудов, принял участие во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество», который проводится Министерством просвещения РФ и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (22.04.2022) в номинации «Великая Отечественная война». Он представил проект, посвящённый уроженцу г. Грозного, русскому по национальности, В.З. Пивоварову, который героически погиб в годы Второй Мировой войны в 1944 году в Италии, участвуя в Итальянском движении Сопротивления. В своей работе Байсангур показал межконфессиональное единство в поисковой работе: сохранение памяти о защитниках г. Грозного, представителях разных народов, в годы Великой Отечественной войны. Работа получила поддержку на региональном уровне, а также стала победителем в финале на Всероссийском уровне (I место в финале). Учащиеся принимали активное участие в V Всероссийских историко-культурных Чтениях школьников и педагогов к 100-летию образования СССР (19 мая 2022), которые проводил Департамент образования Администрации г. Иркутска. Важно было познакомить жителей других регионов России с Чеченской Республикой. Ученик Китаев Берс рассказал об истории своего рода, а Пайзулаева Элина – о герое Великой Отечественной войны Мовлади Висаитове. Оба учащихся стали дипломантами конкурса. Команда детей «Умники и умницы» принимала участие в Республиканском турнире на Кубок Совета при Главе ЧР по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Межрегиональной ассоциации общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений» по интеллектуальной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (Донбасс–2022), где заняла III место из 19 команд. Важно рассказывать об истории региона, устанавливать контакты с представителями других частей России, больше узнавать о них. Так, учащаяся Пайзулаева Элина приняла участие во Всероссийском конкурсе «История местного самоуправления моего края» (22.07.2022). Соорганизаторами этого конкурса являются Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Общественная Палата РФ, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, ФГБОУ «Институт российской истории» РАН, Общероссийская ассамблея развития территорий и общественного самоуправления. Темой ее доклада стала «Конституция Чеченской Республики» (III место в финале конкурса). Одним из важнейших направлений является участие в патриотических акциях и проектах. Мы участвуем во Всероссийской патриотической акции «Я вернулся, мама», а также во Всероссийском патриотическом проекте «Последний рубеж» (при поддержке Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Военно-патриотического клуба «От героя к герою»). Эти проекты способствуют сохранению исторической памяти о защитниках Северного Кавказа в ходе Великой Отечественной войны, объединению людей вне зависимости от нации и религии. Ведётся поиск родственников, захороненных в Братской могиле в г. Грозном. Удалось найти родственников многих десятков воинов, оставшихся навечно в Грозном. Это люди принадлежали ко многим народам и религиям: осетины, русские, буряты, украинцы, азербайджанцы, армяне и многие другие. В рамках проекта проводятся субботники на территории кладбища, встречи. Я являюсь координатором проекта по Азербайджанской Республике. Дети должны понимать важность единения народов, когда Родине грозит опасность. Нужно сохранять связи между народами, развивать их и углублять. Мы с детьми участвуем в мероприятиях, проводимых общественной организации «Наш дом – город Грозный». Эта организация на протяжении многих лет объединяет людей, малая Родина которых – город Грозный. Кстати, этими проектами руководит один и тот же человек – Гучигов Сайпуддин Баудинович, который на протяжении многих лет занимается патриотическими, межнациональными проектами. Являясь чеченцем по нации и мусульманином по религии, он ухаживает за могилами русских, которые захоронены на кладбищах г. Грозного. Важно правильно доносить и объяснять решения по важным вопросам внутренней и внешней политики, важно формировать у учащихся верную гражданскую позицию. С 2022 года Российская Федерация проводит Специальную военную операцию, которая направлена на защиту населения Донбасса, демилитаризацию и денацификацию Украины. Необходимо проводить с детьми разъяснительную работу о том, что эта мера была вынужденной, но необходимой. Так, в 2023 г. я совместно с учениками МБОУ «СОШ №3» г. Аргуна участвовала в XVIII ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Северо-Кавказскому федеральному округу – проект «Вспомним всех». Мероприятие было посвящено героям СВО и в его ходе рассказывалось о том, что в решении задач принимают участие представители всех народов, живущих в России. Проект занял I место в СКФО и стал финалистом. Мы сотрудничаем с с ветеранскими организациями: ЧРОО «Союз ветеранов Группы советских войск в Германии ЧР(ГСВГ), «Союзом ветеранов Афганистана, локальных войн и военных конфликтов» и другими. Ведется сотрудничество с детскими организациями: Межрегиональной ассоциацией общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений»; Региональным подростковым слетом «РосПодрос». Также сотрудничаем с государственными организациями: – Национальное агентство по связям с соотечественниками Чеченской Республики «ОРЦА»; – Аппарат уполномоченного по защите прав ребёнка в ЧР и другими организациями. Ведется сотрудничество с общественной организацией «Российское военно-историческое общество» в Чеченской Республике. Частью воспитательной работы является участие в патриотических проектах. Так, совместно с учащимися совершали ознакомительную поездку – экскурсию к «Поезду Победы». Также участвовали в проведении тренингов для формирования качеств толерантной личности в ходе работы V Межнационального патриотического слета «Патриоты России» (август 2022). Для развития кругозора и познания детей необходимо привлекать к участию в культурных мероприятиях. Мы принимали участие в «Библионочи», а также в «Ночи музеев». Хотелось бы высказать конкретные предложения по теме. СВО показало, что нужны духовники в армии (традиционных конфессий России). Это поднимает дух солдат. Я понимаю, что в нашем государстве Церковь отделена от государства, однако долгие годы секуляризации привели к состоянию бездуховности нашей молодёжи. Духовники нужны и в учебных заведениях. Можно использовать опыт Чеченской Республики, где в штате школ, техникумов, ВУЗов есть ставки духовников. Также нужна более тщательная экспертиза учебной, научной литературы на предмет разжигания национальной вражды, несоответствия традиционным духовным ценностям народов России. К сожалению, подобные моменты ещё встречаются в учебной литературе. Необходимо проводить встречи, конференции между представителями различных конфессий. Особенно это актуально на территории Северного Кавказа. В том числе в ходе проведения Международных Рождественских образовательных чтений следует продумать организацию отдельной дискуссионной площадки, где собрались бы за одним столом представители традиционных конфессий России для обсуждения проблем, которые беспокоят все наше общество. Следует разработать программы адаптации детей, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья (детей мигрантов). Не все они могут адаптироваться к традиционным культурным ценностям России, часто вовлекаются в деятельность экстремистских организаций. В связи с этим у них формируется асоциальное поведение. Необходимо уделять проблематике межконфессиональных, межэтнических отношений, при разработке учебных программ, внеучебной деятельности. Важно больше внимания уделять формированию правильного отношения к политике России как в самой России, так и за ее пределами. Шире привлекать школьных учителей и педагогов дополнительного образования к осуществлению программ по развитию межнационального и межконфессионального сотрудничества, а также приглашать педагогическое сообщество на мероприятия, направленные на предупреждение экстремизма и асоциальных явлений в молодёжной среде. На ТВ важно уделять особое внимание развитию межнациональных и межконфессиональных отношений. К сожалению, этому уделяется весьма мало внимания. Для стимулирования интереса молодёжи к участию в конкурсах, олимпиадах, исследовательской деятельности, следует поощрять активную молодежь поездками по знаменательным местам истории России за счёт региональных и федеральных бюджетов, приглашать для обучения в вузах центральных регионов, осуществлять денежные выплаты и грантовую поддержку на продолжение исследований. Все эти меры будут способствовать тому, чтобы достижения и находки имели продолжение, и служили примером, а также приобщали бы к такого рода работе других ребят. Большое спасибо за внимание! Ссылки на источники Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) .-Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями).-Режим доступа: https://base.garant.ru/70284810/ Указ Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 «Об утверждении Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.-Режим доступа: https://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/documents/177-9.pdf Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Утверждена 14.02.2013 -Режим доступа: https://grozdepobr.ru/images/2019/DuhovnoNravstvennoeVospitaniya/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.-Режим доступа: https://sc4.ucoz.net/koncepciyadux-nravvospitpdf.pdf Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования .-Режим доступа: https://fgos.ru/ Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХII Международных Рождественских образовательных чтений.-Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/6096894.html Кравцов С. Сергей Кравцов: «Образование играет ключевую роль в сфере межнациональных отношений». -Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/3557/sergey-kravcov-obrazovanie-igraet-klyuchevuyu-rol-v-sfere-mezhnacionalnyh-otnosheniy Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководством Духовного собрания мусульман России.-Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/6111491.html?ysclid=lttyzidlta169013473 11.04.2024