295,7K подписчиков

Четырехмоторный богатырь: как "Илья Муромец" германца громил

142 прочитали
фото - Андрей Соломонов, РИА Новости
фото - Андрей Соломонов, РИА Новости

Русские авиаконструкторы всегда умели преподносить неприятные сюрпризы врагам своей страны. Одним из них стал "Илья Муромец" - первый в мире серийный тяжелый бомбардировщик, с которым Россия вступила в Первую мировую войну.

Мечта о комфорте

Самое неприятное, что может случиться при путешествии самолетом сегодня - это задержка на полдня или потерянный багаж. В 1910-е годы все было куда жестче. Ни пилот, ни пассажиры не были уверены даже в том, вернутся ли они из полета живыми.

Авиаконструктор Игорь Сикорский отлично это понимал. Но уже тогда, еще в ту опасную для авиаторов эпоху, он думал о комфорте перелетов. Самолеты, по задумке молодого конструктора, по уровню удобства должны были стать чем-то вроде бороздящих моря лайнеров.

Он не только мечтал, но и шел по этому пути. Сконструированный Сикорским и построенный на Русско-Балтийском заводе в 1913 году "Русский Витязь" давал этот самый комфорт. Во времена, когда пиком желаний было полтонны перевозимого полезного груза, Сикорский создал самолет, который мог поднять десяток человек.

Размещался этот десяток в "Витязе" не в виде набитых в банку шпрот, а с редким по тем временам комфортом. Плетеные кресла, столик, шкаф для одежды и умывальник - по меркам 1913 года для авиации это было невообразимо. Всю эту красоту приводили в движение четыре двигателя.

"Русский витязь" успешно летал с марта 1913-го года, но уже в сентябре самолет погиб. Произошло это неожиданно. Четырехмоторный гигант стоял на аэродроме, и в него вдруг на большой скорости влетел двигатель, сорвавшийся с пролетавшего мимо самолета. "Витязя" признали не подлежащим восстановлению. Но для Сикорского это был только повод создать нечто получше.

"Русский витязь". Фото - Wikimedia
"Русский витязь". Фото - Wikimedia

Новый самолет назывался "Илья Муромец". Он продолжал идеи, заложенные в "Русском витязе". Имелось и немало отличий. Если у "Витязя" была здоровенная, напоминающая вагон поезда, кабина, которая крепилась к каркасу фюзеляжа, то у "Муромца" салоном был весь фюзеляж, как и у большинства современных самолетов. Размах верхнего крыла этого биплана приводил в восхищение - три десятка метров, как и у знаменитой "Летающей крепости" эпохи Второй мировой.

"Илья Муромец" был еще комфортнее "Русского витязя". Там имелся туалет и даже прогулочная палуба, куда можно было выходить во время полета. Сикорский планировал на новом самолете экспедицию на Северный полюс. Но все планы сломала Первая мировая война.

Дым горящих эшелонов

"Илья Муромец" оказался неплохим подспорьем в развернувшейся войне беспрецедентных масштабов. Таких самолетов в 1914 году еще не было ни у кого. Но Сикорскому требовалось время, чтобы довести еще сырую конструкцию до ума, а также обучить экипажи.

Делать последнее приходилось буквально наугад, на ощупь - просто потому, что самолетов такого типа в мире еще не существовало. А, значит, не существовало и рекомендаций и методик, как учить управлять тяжелым бомбардировщиком. Поэтому начать боевую работу "Ильи Муромцы" смогли лишь в феврале 1915-го.

"Муромцы" могли легко нести более тонны полезной нагрузки, что давало возможность бомбить противника уже всерьез. Это были не ручные гранаты и специальные стрелы, которые сбрасывали во вражеские окопы из кабин пилоты легких самолетов, а полноценные авиабомбы.

"Илья Муромец" в полете. Фото - Wikimedia
"Илья Муромец" в полете. Фото - Wikimedia

Также размеры и грузоподъемность "воздушного корабля" позволяли оснастить его серьезным оборонительным вооружением. На одном самолете имелось от 5 до 8 пулеметов винтовочного калибра. Такая огневая мощь приносила результаты. Жертвами "Муромцев" за всю войну стали 12 неприятельских истребителей. При этом от огня с вражеских самолетов был потерян лишь один "Илья Муромец".

"Муромцы" не разменивались на удары по окопам. Их дальность, способность себя защитить и бомбовая нагрузка позволяли бить по "мягким", незащищенным целям во вражеском тылу. Самолеты летали бомбить железнодорожные узлы - важнейшие объекты, повреждение которых могло замедлить переброску неприятельских подкреплений.

Игорь Сикорский на фоне "Ильи Муромца"
Игорь Сикорский на фоне "Ильи Муромца"

В июне 1915 года случился один из самых удачных таких налетов. Целью стала станция Пржеворск. Удалось разрушить не только ее - экипажам "Муромцев" повезло застать германский эшелон. Он был забит снарядами, которые очень плохо сочетались с падающими с неба авиабомбами. Самолеты отбомбились и улетели, а вражеские боеприпасы еще долго рвались.

Собака генерала Туркула

Мировая война не стала финальной точкой в карьере первого в мире тяжелого бомбардировщика. Революция перевернула все, везде царил беспорядок и неопределенность. Для экипажей "Муромцев" в этих условиях было важно спасти самолеты, отогнав их вглубь страны, чтобы они не были захвачены немцами. Враг мог в любую секунду воспользоваться смутой и пойти в наступление.

Самый яркий пример - история Иосифа Башко, который решил улетать в феврале 1918 года. Авиаторы хотели добраться до Смоленска, но не тут-то было - поломка в воздухе заставила сесть в Бобруйске. Там уже стояли польские войска. Поляки записали "Муромец" вместе с экипажем в ряды своей армии.

К маю до Башко дошли слухи, что поляки собрались разоружаться перед немцами. Такой позор Башко принимать не стал, и, улучив момент, сбежал вместе с самолетом. Взлетев, "Муромец" взмыл в воздух и полетел к красным. Правда, матчасть уже была изношена выше всяких пределов, и самолет опять сломался. На этот раз четырехмоторный гигант был разбит при посадке. Хотя сам Иосиф Башко эту посадку пережил, и пошел воевать уже за Советскую Россию.

Иосиф Башко. Фото - Wikimedia
Иосиф Башко. Фото - Wikimedia

"Муромцы" посвежее, которые были способны регулярно летать и бросать бомбы, достались красным. Они их применяли против белых, хотя в бомбометании непосредственно по войскам, а не по большим неподвижным целям, эти самолеты больше наводили страху, чем наносили ущерба.

Один из самых знаменитых эпизодов, описанных в мемуарах белого генерала Антона Туркула - как такой самолет убил его любимую собаку, бульдога по имени Пальма. Поговаривают, что генерал обожал натравливать этого бульдога на пленных красных комиссаров.

Отвоевав гражданскую войну, "Муромцы" сгнили на стоянках. Нужды много летать у этих "воздушных кораблей" уже не было, а советский авиастроительный бум начнется позже, ближе к началу тридцатых годов. Тем более что дерево вне соответствующих условий хранения портилось, и летать на них становилось все страшнее и страшнее. Заинтересованности же в "Муромцах" не было ни у кого - Сикорский, умевший "пробивать" бюджеты и разрешения, давно эмигрировал за рубеж.

Поэтому развивать идеи, заложенные в "Илье Муромце", никто не стал. Новая авиастроительная эра в истории нашей страны началась уже с прицелом на совсем другие самолеты.

Другие занимательные факты о бомбардировщике "Илья Муромец" вы можете узнать в документальном фильме "Звезды", посвященном этому легендарному самолету.

Автор - Тимур Шерзад