26 подписчиков

Образ современного успешного преподавателя вуза

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...» В. Ключевский

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...» В.

Преподавание – один из ключевых видов деятельности, обеспечивающий связь поколений и передачу разнообразных навыков от старшего поколения к младшему. Без передачи этих навыков человечество до сих пор оставалось бы на самой примитивной стадии развития, ведь каждому поколению пришлось бы заново открывать для себя мир и своё место в нём. Отсюда очевидна чрезвычайно важная роль, которую преподаватель играет в обществе. И мало быть просто преподавателем – плохой преподаватель тоже что-то преподаёт, но доверим ли мы потом свою жизнь плохому хирургу или пилоту самолёта? Хороший преподаватель должен стремиться передать студентам всё лучшее, что знает и представляет из себя сам. Причём, передать так, чтобы те, в свою очередь, стали хорошими специалистами и просто хорошими людьми, из чего следуют высокие требования, которым преподаватель должен соответствовать. Особенно высоки эти требования к преподавателю вуза, потому что он имеет дело с очень важной возрастной категорией – юношами и девушками 18-23 лет, вступающими во взрослую жизнь. Ведь именно они после окончания вуза станут теми специалистами – политиками, экономистами, учёными, врачами, юристами, – которые будут определять жизнь нашей страны. Каким же должен быть современный преподаватель вуза?

Прежде всего, хороший преподаватель сам должен быть специалистом своего дела и любить его. Не будет специалистом – нечему будет научить студентов. Не будет любить своё дело – это отношение передастся и студентам, и вряд ли они после окончания пойдут работать по специальности. Не раз слышал от студентов, что они заинтересовались этой профессией потому, что в школе был хороший учитель по этому предмету.

Во-вторых, преподаватель должен быть хорошим коммуникатором – уметь общаться со студентами, слышать их, понимать и уметь донести свою мысль. Ведь что толку быть хорошим специалистом, но не уметь передать свои навыки студентам? Помню, был у нас такой лектор – доктор наук, признанный специалист в своей области, но его лекции были невообразимо скучны, и он рассказывал их тихим монотонным голосом, стоя спиной к студентам. Хороший преподаватель должен чувствовать обратную связь – понимают ли, не нужно ли что-нибудь уточнить, объяснить, повторить. Интерактивность – наше всё.

Отдельно бы хотелось подчеркнуть роль юмора в преподавании. Ничто так не помогает завладеть вниманием аудитории, как вовремя и к месту рассказанная хорошая шутка. Способность к вниманию и сосредоточению имеет свои небольшие временные рамки. Есть история о лекторе, который рассказывал, что человек способен внимательно слушать не более часа, и при этом его собственная лекция длилась два часа. Поэтому хороший преподаватель всегда будет прорежать сложный материал лирическими отступлениями и хорошими шутками. Посмеялись, расслабились – и можно двигаться дальше.

Предпочтительный стиль общения частично следует из вышеизложенного. Из трёх возможных стилей – авторитарный, попустительский и демократичный – для преподавания наиболее плодотворен, конечно, демократический. Когда преподаватель не просто навязывает свою точку зрения, не пренебрегает студентами, но слышит их, понимает, что они понимают или не понимают, сам задаёт вопросы – короче, умеет включить студентов в совместный творческий процесс, каковым, по большому счёту, и является преподавание.

Хороший преподаватель сам должен постоянно учиться – совершенствоваться в своей специальности и, конечно, в умении передавать свои знания. Причём, как сказал известный римский философ-стоик Сенека, «Уча других, мы учимся сами...». Любой специалист знает, что, если хочешь что-то хорошо понять, попробуй объяснить это другому. Таким образом, правильно построенный педагогический процесс – это петля с положительной обратной связью: чем больше преподаватель стремится преподавать хорошо, тем лучше это у него будет получаться.

И наконец, возвращаясь к эпиграфу эссе, хотелось бы подчеркнуть, что хороший преподаватель должен любить своих студентов. Помочь (в данном случае научить) по-настоящему можно только тому, кого любишь. Будет это – будет всё остальное. Не будет этого – преподавание превратится в манипулирование и способ удовлетворения собственных амбиций.