В помощи профессиональных логопедов, как правило, нуждаются люди с опухолями головного мозга, ротоглотки, щитовидной железы, пищевода. Вернуть возможность разговаривать есть даже у тех пациентов, у которых удалили гортань и голосовые связки.
Рассказывает Наталья Викторовна Сухова, логопед НМИЦ онкологии им. Н Н. Петрова.
Для каких пациентов нужна логопедическая реабилитация?
Особого внимания заслуживает группа пациентов с приобретенными анатомо-функциональными нарушениями голосоречевого аппарата после хирургического лечения опухолей головы и шеи, где анатомические изъяны по объему и характеру зачастую аналогичны врожденным аномалиям челюстно-лицевой области. Пациенты с нарушениями функций дыхания, глотания, жевания, полной или частичной утратой речи вынуждены существовать в условиях социальной изоляции и остро нуждаются в особой помощи. Поэтому одна из первостепенных задач логопедической реабилитации – это восстановление коммуникативной функции речи посредством нормализации нарушенных функций произношения и голоса.
Какие нарушения речи может вызвать рак?
Существует целый ряд речевых патологий, которые могут появиться в результате онкологических заболеваний – в частности, при поражении различных отделов нервной системы. Характер этих расстройств зависит от локализации и уровня поражения:
Афазия – это системное приобретенное расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга. Пациент неправильно формирует собственную речь, не понимает обращенные к нему фразы.
Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, нарушение подвижности артикуляционного аппарата.
Дисфония, афония, механическая дислалия, ринолалия -расстройство фонационного оформления высказывания, изменение силы, тембра и высоты голоса.
Алалия– отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Что такое «резервный голос»?
Общаться можно не только с помощью гортани, но и задействовать пищевод — это компенсаторный орган для восстановления функции речи в случае проведения ларингэктомии при опухолях гортаноглотки. Существует специальный комплекс упражнений для формирования такого «резервного голоса».
Как проходит консультация?
Первичная консультация
Первичный прием логопеда направлен на обследование речи и решение вопроса о времени и форме логопедической помощи.
- В процессе логопедического обследования проводится сбор данных о тяжести приобретенного анатомического дефекта (строение периферического отдела речевого анализатора) и специфике сопровождающих его функциональных расстройств (подвижность органов артикуляции)
- Регистрируются изменения голосовой функции, тип дыхания в покое и речи. Аудитивно оценивается разборчивость речевого потока, качество произношения основных групп звуков.
- Разрабатывается индивидуальная программа с целью достижения максимально возможного варианта реабилитации.
- Назначение дополнительных консультаций специалистов: хирурга-онколога, невролога, оториноларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга, психолога, нутрициолога.
Повторная консультация
На повторных консультациях проводятся медико-логопедические занятия с пациентом для устранения выявленных нарушений и профилактики вторичных функциональных наслоений.
- Дыхательная речевая гимнастика. Это комплекс упражнений для восстановления речевого дыхания.
- Артикуляционная гимнастика. Комплекс специальных упражнений укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает их силу и подвижность, улучшает не только качество речи, но и такие функции, как глотание и обоняние, которые часто бывают нарушены после ларингэктомии.
- Голосовые упражнения. Они направлены на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани.
- Логопедический массаж. Способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
- Работа по восстановлению голоса и глотания.
- Восстановление звучной речи после ларингэктомии.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что актуальность вопросов реабилитации речевой функции при врожденных и приобретенных в результате хирургического лечения дефектах органов полости рта невозможно переоценить. Грубые произносительные дефекты и нарушения других функций полости рта неблагоприятно влияют на психологическое состояние, расстройства коммуникативной функции речи осложняют общение с окружающими, что негативно сказывается на качестве жизни пациента. Сочетание соматического и психического факторов заболевания значительно утяжеляет восстановительный процесс.