В чем секрет гениальности Чайковского? Вряд ли мы сможем однозначно ответить на этот вопрос. Но чтобы попытаться понять его гений, нужно не только слушать его музыку, но и знать обстоятельства, в которых она создавалась.
В этой статье расскажем некоторые факты из жизни Петра Ильича Чайковского, которые помогут вам лучше понять его личность и его творчество.
Жизнь Петра Ильича Чайковского наполнена резкими поворотами, трагическими и светлыми событиями, сомнениями и метаниями, а сама личность композитора таинственна и многогранна. От самого рождения и до последних дней жизненный путь Чайковского формировал все то, что мы слышим в его музыке. Вот почему так важно интересоваться биографиями людей, внесших огромный вклад в нашу культуру.
1. Чайковский стал серьезно заниматься музыкой только когда ему исполнился 21 год
В детстве никто не отмечал особых музыкальных талантов Петра, преподаватели музыки давали скромные и осторожные оценки. Немецкий пианист Рудольф Кюндингер, приглашенный отцом Чайковского в качестве учителя музыки, отмечал тонкий слух и хорошую память Чайковского, его гармоническое чутье, которые, впрочем, не позволяли предвидеть в Чайковском не то что гениального композитора, но и даже виртуозного исполнителя. Брат композитора Модест Ильич вспоминал:
«Это был просто необыкновенно симпатичный юноша, способностей выше средних, обещавший в будущем дельного и трудящегося человека с очень приятным дилетантским талантом к музыке — не более».
Родители желали сыну карьеры юриста, Чайковский даже окончил Императорское училище правоведения и поступил на службу в Министерство юстиции. Но задержался там, к счастью для нас, ненадолго.
2. Свое первое произведение Чайковский написал в 14 лет
Это был вальс для фортепиано «Анастасия», посвященный гувернантке семьи Чайковских Анастасии Петровой. Ничего выдающегося в этом сочинении не было. В то время многие сочиняли музыку для себя, для исполнения в кругу семьи и друзей — просто модное, распространенное развлечение.
3. Чайковский не явился на выпускной концерт в консерватории
То ли он испугался самого концерта, где должен был дирижировать своей кантатой, то ли публичного экзамена по теории музыки перед ним; в любом случае Антон Рубинштейн, директор консерватории, был страшно рассержен. Диплом Чайковский смог получить лишь через 5 лет после окончания консерватории — Рубинштейн не считал достойным диплома студента, не явившегося на главный экзамен.
Петр Ильич вообще не любил дирижировать; на эстраде ему казалось, будто голова заваливается набок и может совсем упасть. Поэтому он придерживал её левой рукой, а дирижировал правой.
4. Практически всю жизнь Чайковский нуждался в деньгах
Он любил жить на широкую ногу, много тратил на развлечения и удовольствия, часто посещал театры и рестораны. В итоге набрал столько серьезных долгов, что практически впал в нищету. Вот, что писал Чайковский своей сестре Александре в 1861 году, когда ему был 21 год:
«Когда карман не слишком пуст, на душе весело. <...> Когда у меня есть деньги в кармане, я их все жертвую на удовольствие. Это подло, это глупо — я знаю; строго рассуждая, у меня на удовольствия и не может быть денег: есть непомерные долги, требующие уплаты, есть нужды самой первой потребности, но я (опять-таки по слабости) не смотрю ни на что и веселюсь. Таков мой характер».
Главным спонсором, спасителем композитора стала графиня Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова железнодорожного магната. Она давала Чайковскому содержание шесть тысяч рублей в год — приличная по тем временам сумма, и даже ей фон Мекк не ограничивалась в стремлении оградить любимого композитора от финансовых проблем. В общей сложности объем материальной поддержки составил более восьмидесяти пяти тысяч рублей.
Интересно, что Чайковский и Фон Мекк вели длительную переписку, почти четырнадцать лет, но в жизни никогда не встречались — таков был их уговор.
Помимо доходов от сочинительства, выступлений и финансовой помощи от фон Мекк Чайковский в разные периоды своей жизни имел и другие источники средств, которых ему, впрочем, всегда было недостаточно. Он стал первым профессором по классу композиции в Московской консерватории, однако зарплата его была совсем небольшой. Консерватория тогда была частным, небольшим учреждением и не могла себе позволить высокие ставки своим преподавателям. С 1871 по 1875 годы работал музыкальным обозревателем в двух газетах. Обзоры хорошо оплачивались, но не всем была по душе честность и прямолинейность Чайковского, склонного называть вещи своими именами.
До конца своих дней Чайковский так и не обзавелся собственным жилищем, проживая в арендованных домах и квартирах. Впрочем, именно благодаря этому у нас так много музеев великого композитора. Подробнее о них читайте в этой статье: Музыкальный туризм: мир музеев Петра Ильича Чайковского
5. Чайковский уничтожил две из десяти своих опер
Чайковский написал 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 104 романса и множество других произведений, в том числе стихи. Полное собрание сочинений Чайковского насчитывает 63 тома!
Однако две оперы композитор уничтожил, причем уже после того, как прошли первые показы. Чайковский в письме фон Мекк писал о «Воеводе» так:
«Во-первых, сюжет никуда не годен, т.е. лишен драматического интереса и движения. Во-вторых, опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены. Я просто писал музыку на данный текст, нисколько не имея в виду бесконечное различие между оперным и симфоническим стилем. Сочиняя оперу, автор должен непрерывно иметь в виду сцену, т.е. помнить, что в театре требуются не только мелодии и гармонии, но также действие, что нельзя злоупотреблять вниманием оперного слушателя, который пришел не только слушать, но и смотреть, и, наконец, что стиль театральной музыки должен соответствовать стилю декоративной живописи, следовательно, быть простым, ясным, колоритным».
От «Ундины» до нас дошли лишь фрагменты, а «Воеводу» удалось восстановить, но лишь в советское время.
6. Чайковский был человеком сложной душевной организации
Люди, долго знавшие Петра Ильича, утверждали, что Чайковский в молодости и в зрелости — это два разных человека. Жадный до веселья, общительный и беспечный юноша вырос в замкнутого, поразительно трудолюбивого человека, болезненно переживавшего неудачи.
Чайковский был ипохондриком со склонностью впадать в депрессии, мог проснуться ночью от чувства необъяснимого ужаса. Однако в обществе вел себя безупречно; современники отмечали тонкую душевную организацию композитора, его скромность, обаяние, тактичность и уникальную работоспособность.
Удивителен его рассказ об эмоциях и чувствах, которые захватили его после ошеломительного успеха оркестровой сюиты № 3 в 1885 году:
«Тайное предчувствие говорило мне, что сюита моя должна понравиться и задеть за живое публику. Я и радовался, и боялся этого. Но ожидания мои действительность далеко превзошла. Подобного торжества я еще никогда не испытывал; я видел, что вся масса публики была потрясена и благодарна мне. Эти мгновения суть лучшее украшение жизни артиста. Ради них стоит жить и трудиться. Но и утомление после бывает большое. На другой день я был совсем как больной. После того мне пришлось вынести еще несколько хороших впечатлений, хотя все-таки я больше страдал, чем наслаждался сознанием своего возрастающего успеха. Желание куда-нибудь скрыться, жажда свободы, тишины, одиночества брали верх над ощущением удовлетворенного артистического самолюбия».