«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»… Русские классики понимали: познакомить читателя с героем, не представив ему внешний вид последнего — абсурдно. Ведь и в жизни мы «встречаем по одежке». Сегодня расскажем о писателях, которые с особым трепетом наряжали героев своих произведений, ответственно и со вкусом подходя к каждой детали.
Среди литературоведов известна байка: в одном из кафе в Неаполе три писателя заключили пари. Победит тот, кто подробнее опишет первого вошедшего за три минуты.
Первый запомнил серый костюм, красивые узкие руки и бледность кожи. Второй не заметил ничего примечательного. А третий описал посетителя так: галстук в крапинку и ноготь неправильной формы. А также добавил, что сам человек — жулик. Кстати, догадка подтвердилась.
Среди участников спора — классики XX века. Первым был Максим Горький, вторым — Леонид Андреев, а третьим — Иван Бунин.
Иван Бунин
Бунин красочно рисовал образы героев, подчеркивая не только одежду и ее оттенки, но и материалы, крой и посадку.
В рассказе «Захар Воробьев» о мужике, выпившем за раз больше трех литров водки, Бунин приводит такое описание героя: «Лет до тридцати пяти носил он лапти. Но подросли сыновья, двор справился, и Захар стал ходить в сапогах. Зиму и лето не снимал он полушубка и шапки. И полушубок остался после него хороший, совсем новый, зелено-голубые разводы и мелкие нашивки из разноцветного сафьяна на красиво простроченной груди еще не слиняли. Бурый котик, — опушка борта и воротника, — был еще остист и жесток. Любил Захар чистоту и порядок, любил все новое, прочное».
Такая фактурность делает образ, с одной стороны, очень понятным и наглядным, а с другой — сложным и многослойным.
Антон Чехов
Другой автор, одевающий персонажей своих новелл с пронизывающей внимательностью — Антон Чехов. Мы рассмотрим его учтивое отношение к моде на примере «Трех сестер».
Сестры Прозоровы одеваются со вкусом. В ту эпоху идеалами были точеные фигурки, немного угловатые — как Анна Сергеевна в «Даме с собачкой», одетые в приглушенные пастельные тона, с аккуратной вышивкой и без излишеств.
В дом Прозоровых приезжает невестка Наташа. По мнению сестер, одета она безвкусно: «Какая-то странная, яркая, желтоватая юбка с этакой пошленькой бахромой и красная кофточка».
С юбкой тогда модно было носить белые блузы с жакетом.
«На вас зеленый пояс! Милая, это не хорошо»! — говорит Ольга Наташе. Ее возмутило, что 40 лет назад зеленый так носила бабушка.
Платья сестер Чехов наделяет символизмом: юность и жизнерадостность Ирины подчеркивает белый цвет. В противоположность ей, черный носит Мария, ее душа отягощена разочарованием. Ольга — учительница. Она носит строгое синее платье.
Лев Толстой
Мода в произведениях Льва Толстого заслуживает отдельного материала, однако, чтобы продемонстрировать его мастерство — поговорим об «Анне Карениной».
«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу».
Толстой начинает описание главной героини не с того, что она надела, а с того, что она не надела! Девушка в лиловом платье производит впечатление юной, незрелой и мечтательной. Женственность Анны гораздо глубже. Поэтому и ее украшения незаметны.
Кити гораздо больше озабочена своим внешним видом. На ней надеты кружева, грациозные и по-девичьи прелестные. Все детали наряда Кити были к месту: пуговки надежно держались, косы на голове были крепки, платье сидело безупречно.
И снова в противоположность, в другом образе Карениной можно проследить, что красоту ее составляет не наряд, а она сама:
«Анна уже была одета в светлое шелковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с открытою грудью, и с белым дорогим кружевом на голове, обрамлявшим ее лицо и особенно выгодно выставлявшим ее яркую красоту».
Так по-разному описывает Толстой красивых женщин, что читатель понимает: они обе выглядят совершенно неотразимо, но характеры и судьбы их сложатся так непохоже друг на друга.
Расскажем еще больше о проявлении моды в разных сферах культуры в наших следующих материалах. Следите за обновлениями «Модного подкаста» в соцсетях!