Спросила у пожилой узбечки, как она выживает на пенсию 10 000 рублей? Когда узнала, откуда берет деньги, то удивилась – у нас такого нет

36K прочитали

Узбекская пенсионерка пригласила к себе в гости на чай. Показываю, в каких условиях живут пожилые люди в Узбекистане и рассказываю об особенностях жизни.

Если вы на моем канале впервые, то рада знакомству. Меня зовут Елена, я живу в Тюмени и люблю много путешествовать. На этом канале я рассказываю о своих поездках и впечатлениях от них. Здесь вы не найдете путеводителей или информацию о достопримечательностях, так как они меня интересуют меньше всего.

Это я в Узбекистане. Бухара, февраль 2024
Это я в Узбекистане. Бухара, февраль 2024

Когда я отправляюсь в новую страну, то всегда стремлюсь изучить культуру и быт изнутри. Для этого вовсе необязательно жить там несколько лет, достаточно пообщаться с местными и сходить к ним в гости. Это я люблю и активно практикую.

В Узбекистане большая часть населения свободно разговаривает на русском языке, а когда узнают, что ты – турист из России, то с удовольствием идут на контакт и даже приглашают к себе на чай. Так и у меня получилось. Сидя в ресторане Ташкента разговорилась с официанткой, та начала спрашивать, что я уже успела посмотреть, где побывала. Я ей призналась, что мечтаю увидеть жизнь простых людей, их жилища.

Она тут же сбегала за телефоном, позвонила своей тете и сказала адрес, по которому меня ждут. Узбечку зовут Зухра и она пенсионерка (дай бог ей крепкого здоровья, счастья и добра). Я зашла в магазин, купила сладостей к чаю и отправилась на такси в гости, куда меня только что пригласили.

Дом Зухры находится на окраине Ташкента, когда я подъезжала, то ожидала увидеть немного другую картину, так как ехала в кишлаки. Здание не было похоже на жилище бедного пенсионера, выглядел вполне прилично и красиво.

Внутренний дворик. Сын Зухры занимается изготовлением мебели, потому ее на фото очень много
Внутренний дворик. Сын Зухры занимается изготовлением мебели, потому ее на фото очень много

Меня встретила пожилая женщина, которая совсем не знает русский язык. Жестами она проводила меня в дом. Это была не Зухра, а ее помощница, которая ухаживает за ней, так как Зухра плохо ходит и часто болеет в силу возраста.

Так выглядит спальня Зухры
Так выглядит спальня Зухры

Когда пенсионерка увидела меня, то обняла, как будто я ее близкая родственница. Было видно, что она очень рада. Так принято встречать гостей в Узбекистане – с теплом. Дом достаточно просторный, двухэтажный, чистый и уютный, много красивой и необычной мебели, так как сын пенсионерки изготавливает ее и продает.

Так выглядит прихожая
Так выглядит прихожая
Узбекская пенсионерка пригласила к себе в гости на чай. Показываю, в каких условиях живут пожилые люди в Узбекистане и рассказываю об особенностях жизни.-5
Узбекская пенсионерка пригласила к себе в гости на чай. Показываю, в каких условиях живут пожилые люди в Узбекистане и рассказываю об особенностях жизни.-6

Они живут вчетвером: Зухра, ее помощница, сын и внук. Жена оставила сына, когда их ребенок был еще маленький, уехала отдыхать за границу и больше не вернулась. О ней не принято вспоминать в этом доме, Зухра по секрету рассказала мне эту историю, когда сына и внука не было в комнате.

Комната внука
Комната внука
Узбекская пенсионерка пригласила к себе в гости на чай. Показываю, в каких условиях живут пожилые люди в Узбекистане и рассказываю об особенностях жизни.-8

Я сразу начала расспрашивать Зухру, как ей вообще живется в Узбекистане. Она много раз была в России, в Москве у нее живут родственники и друзья, но она любит свою родину, хотя пенсии в стране очень маленькие – она получает в районе 10 000 рублей, если переводить на наши деньги.

В России на такую сумму прожить не получится, придется "выживать". А вот в Узбекистане все совсем по-другому, здесь ей такая традиция – помогать пожилым людям.

Во–первых, пенсионеры помогают друг другу едой. Если есть свое хозяйство и огород, то люди делятся продуктами: приносят овощи, мясо, фрукты, если что-то готовят, то угощают пенсионеров, живущих по соседству.

Во–вторых, если человек болеет, то соседи обязаны поочередно приносить ему блюда, причем каждый день. Пока Зухра рассказывала мне об этих обычаях, в окно постучала какая–то женщина. Помощница Зухры открыла окошко и взяла тарелку с блинами. Я стала свидетелем того, как узбеки помогают пенсионерам.

Узбекская пенсионерка пригласила к себе в гости на чай. Показываю, в каких условиях живут пожилые люди в Узбекистане и рассказываю об особенностях жизни.-9

Потом пришел сын и принес плов, который сам приготовил. Порция была огромной, и я не смогла осилить даже половину. Но отказываться от еды в Узбекистане – признак дурного тона и неуважения к человеку и его культуре, поэтому ела потихоньку, хотя я не была голодна (плов был вкусный).

Как рассказывает Зухра, пенсии хватает лишь на то, чтобы оплатить счета за квартиру. Сын зарабатывает мало, так как спрос на мебель ручной работы невысокий. Но благодаря тому, что люди помогают друг другу, в доме всегда есть все необходимое.

А это гостиная. Здесь редко бывают гости, так как Зухра плохо ходит. Все собираются в ее спальней.
А это гостиная. Здесь редко бывают гости, так как Зухра плохо ходит. Все собираются в ее спальней.

Еще одна особенность жизни в Узбекистане, от которой я, если честно, была просто в шоке – когда богатые узбеки помогают бедным, это происходит по праздникам. Богачи приезжают в кишлаки и раздают деньги нуждающимся людям, либо привозят продуктами, как правило это мясо, масло, орехи, крупа – всё, что не растет в огороде.

Я спросила у Зухры, по какому принципу выбирают тех, кому надо помочь? Как это вообще происходит? Она рассказала мне подробности.

– "У нас есть Махалля, где знают обо всех, кто живет в кишлаке. Предприниматели и успешные люди делают запрос, сколько больных живет, сколько пенсионеров, кому из них нужна помощь. И когда наступают праздники, Навруз и Ураза–Байрам, они едут по адресам, и помогают как могут. Привозят продукты, деньги, лекарства, всегда по-разному. Кому как удобно и кто чем может"

Печально, что государство не заботится о своих пенсионеров, бесплатной медицины, как у нас в России, у них нет. Зухре помогали с лечением дальние родственники из России, ну и посторонние неравнодушные узбеки.

Пообщавшись с Зухрой, я поняла, что пенсионеры в Узбекистане живут хорошо, но не благодаря правительству, а из-за традиций и культуры помогать друг другу. Голодным в этой стране остаться просто невозможно, накормят всех, даже гостей из-за границы (проверила на себе много раз). Я была впечатлена этим и задумалась, а что если бы в России тоже так было? Считаю, что нам, россиянам, стоит этому поучиться у узбеков. А вы как думаете?