«Всякая душа Празднику рада!»

394 прочитали

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.

Важным атрибутом праздника были пасхальные открытки (открытые письма), которыми обменивались друзья и близкие родственники накануне Пасхи. Особой любовью пользовались открытки, выполненные художницей Елизаветой Бём, ученицей Ивана Крамского. Некоторые из них можно увидеть в собрании Национальной электронной библиотеки.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-2

Героями ее открыток являлись дети. Забавные трогательные миниатюры сопровождали стихотворные строки.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-3

Но чаще всего на открытках размещались различные прибаутки, поговорки или традиционное пасхальное приветствие.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-4

В качестве подарков родным и близким было принято дарить не только крашеные яйца, но и декоративные. Для их изготовления использовались различные материалы: фарфор, серебро, золото, стекло, дерево. Представить разнообразие сувенирных яиц, которыми обменивались рядовые граждане, можно, заглянув Прейскурант пасхальных яиц Московской картонажной фабрики А. Гленк (Москва, 1900).

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-5

Стоимость маленьких изящных подарков исчислялась в копейках, но тем не менее на каждой странице имелась приписка «цены крайние, без скидок». Каких творений здесь только не встретишь!

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-6

В известной книге А. Терещенко «Быт русского народа» (Спб., 1848) описаны праздничные мероприятия и досуг во время пасхальной недели:

«Простой народ в первые три дня, забавляется битьем писанок (разрисованными яйцами) и крашенками (окрашенными). Битье состоит в том, что один держит яйцо вверх носком, а другой бьет носком своего яйца, и если разобьет, то оно достанется ему. Поселяне и крестьяне ходят друг к другу и к своим помещикам христоваться писанками, за что получают от последних, что-нибудь в подарок».
В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-7

А в книге Макаренко А.А. «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» (1913) отмечалось, что Пасха считалась началом уличного веселья деревенской молодежи, хороводов, игрищ, происходящих на «полянках». Интересно то, что для молодежного отдыха непременно использовались качели. В деревушке удовлетворялись одной качелью, а в селах ставили две-три. Среди сибирских крестьян существовали и особые пасхальные суеверия.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-8

Пасха активно отмечалась на страницах периодической печати. Многие газеты и журналы выпускали специальные пасхальные номера. Такие выпуски заполнялись поздравлениями с Пасхой известных людей, пасхальными рассказами, популярными статьями об истории и традициях праздника. К примеру, статья «Малороссийские писанки» (специальный пасхальный выпуск журнала «Нива» 1912. №12) подробно описывала легенды о происхождении пасхальных яиц, старинных традициях праздника.

«В былое время существовал обычай оставлять освященные поутру писанки неприкосновенными до вечера и приносить их снова в церковь к вечерне для того, чтобы похристосоваться ими прежде, чем с кем-либо, со священниками и при чем и получить при этом от священника помазание миром. Теперь обычай этот уже вывелся».

Издания украшали яркие праздничные картинки на пасхальную тему.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-9

Не исключением были и юмористические журналы. В пасхальных номерах размещались веселые стихотворения, шутки, шаржи, связанные с праздником.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-10

По случаю праздника светлой Пасхи по всей России проводились активно благотворительные аукционы, сборы пожертвований, раздавались милостыни бедным. В 1913-1916 гг. среди москвичей проводилась акция «Красное яичко» в пользу бездомных детей и сирот воинов. Ее организатором была Великая княгиня Елизавета Федоровна и купец, меценат Алексей Александрович Бахрушин. Для акций «Красное яичко» выпускались листовки, газеты, которые распространялись на улицах Москвы. Суммы пожертвований были внушительными.

В преддверии праздника светлой Пасхи заглянем в мир дореволюционной России и вспомним о некоторых пасхальных традициях прошлого.-11

Пасха приносит не только щедрый и красивый стол, но и особое светлое настроение, душевное тепло и добрые мысли. Не забудьте поделиться ими с вашими родными и близкими!