История жизни, запечатленная в живописи

Двойной юбилей: свое 90-летие и 60-летие трудовой деятельности в этом году отметил старейший работник Уралвагонзавода – художник Дворца культуры имени И.В. Окунева Николай Дербенев. Глядя на этого энергичного человека с горящими глазами, трудно поверить, что он разменял десятый десяток.

Двойной юбилей: свое 90-летие и 60-летие трудовой деятельности в этом году отметил старейший работник Уралвагонзавода – художник Дворца культуры имени И.В. Окунева Николай Дербенев.

– Родился в селе Кугланур Кировской области, – рассказывает Николай Романович. – Великую Отечественную войну помню как тяжелое, голодное и холодное время. В семье нас было пятеро сыновей, отец погиб на фронте. Я окончил восемь классов и хотел учиться дальше. По распоряжению Сталина колхозникам не давали паспорта, но председатель колхоза пошел мне навстречу и выдал документы.

Николай уехал в Красноуральск и устроился коллектором в геологоразведку: выезжал на буровые вышки, собирал керн (образцы горной породы) и сдавал в лабораторию. Затем – четыре года службы на Тихоокеанском флоте. Демобилизовавшись, приехал в Нижний Тагил, где райком комсомола направил его в трест № 88 на должность методиста производственной гимнастики. Вспоминает, что сварщицы из арматурного цеха никак не хотели посещать занятия, их пришлось долго убеждать.

В 1958 году Николай Дербенев вошел в число первых учеников изостудии (руководитель Александр Нестеров) только что открывшегося Дворца культуры имени И.В. Окунева. В начале 1960-х стал студентом одного из первых наборов худграфа Нижнетагильского педагогического института. Но проучился в вузе полтора года и принял решение заниматься именно творчеством, а не преподаванием. Перешел в Уральское училище декоративно-прикладного искусства, которое окончил в 1966 году.

Двойной юбилей: свое 90-летие и 60-летие трудовой деятельности в этом году отметил старейший работник Уралвагонзавода – художник Дворца культуры имени И.В. Окунева Николай Дербенев.-2

– Мне дали ставку художника народного театра балета во Дворце культуры имени И.В. Окунева, – вспоминает Николай Романович. – Тогда сценография была для меня совершенно новым направлением. На флоте я рисовал портреты сослуживцев, в тресте – стенды наглядной агитации, оформлял машины для майских и ноябрьских парадов. Когда в 1965 году руководитель народного театра балета Виталий Белобородов поставил «Уральские самоцветы», я вспомнил, как пару лет назад на каникулах побывал на балете «Каменный цветок» в Ленинграде, и приступил к работе над декорациями. В балетном классе ДК вручную расписывал полотна площадью 100 квадратных метров: народные гуляния на окраине деревни, лесное болото, где живет Синюшка, и уральские самоцветы в недрах горы. Кристаллы я написал флуоресцентной краской, они подсвечивались с помощью специального прибора, смотрелось очень красиво!

Во Дворце культуры ежегодно проходили партийные конференции, вечера для трудящихся, ставились балетные и драматические спектакли – декораций требовалось множество. Для постановки «Одна береза знает» Николай Дербенев вырезал домики для фона, а на переднем плане изобразил березу высотой восемь метров и мостик, на котором партизаны встречались с жителями деревни. Самым масштабным балетным спектаклем стал «Щелкунчик», для него Николай Романович расписал пять полотен декораций! Делал также бутафорию и реквизит для агиттеатра «Факел». Зимой выходил в Дворцовый парк и лепил из снега фигуры Деда Мороза и Снегурочки.

Двойной юбилей: свое 90-летие и 60-летие трудовой деятельности в этом году отметил старейший работник Уралвагонзавода – художник Дворца культуры имени И.В. Окунева Николай Дербенев.-3

– Откуда силы брались, я не знаю, – улыбается наш собеседник. – Бывало, мы и ночевали во дворце, потому что в балетном классе до 11 вечера шли репетиции, а потом художники расстилали там полотна и до утра расписывали декорации. Мне посчастливилось общаться с директорами УВЗ Иваном Окуневым и Вениамином Сотниковым. В 1986 году мы готовились к 50-летию Уралвагонзавода: Ефим Ниссенбаум писал сценарий, а я разрабатывал эскиз оформления сцены. Не стал делать плакат, как другие художники, а изобразил движущийся грузовой состав (тогда танки мы не показывали, а вагоны можно было), вверху разместил шесть орденов предприятия. Когда начали утверждать эскизы, в дирекции завода собрался полный зал, и все подняли руки за мой вариант.

С супругой Николай Дербенев познакомился во время подготовки «Уральских самоцветов». Лидия десять лет танцевала в народном театре балета. Симпатичная, активная девушка, учитель начальных классов, ярко выделялась среди других балерин. Обратил на нее внимание и молодой художник, часто писал именно ее портреты. Лидия Михайловна помогала мужу разрабатывать эскизы костюмов и декораций. Дербеневы воспитали двоих детей, сейчас уже выросли внуки, есть правнук. Дочь Екатерина сначала пошла по стопам матери, преподавала в гимназии № 86, а потом продолжила дело отца: выучилась на дизайнера одежды, шьет сценические костюмы для шоу-балета «Антре» и коллективов Дзержинского Дворца детского и юношеского творчества.

Сегодня с развитием технологий больше не требуется вручную расписывать декорации, они транслируются на мультимедийном экране. Николай Дербенев оформляет уличные афиши для парка Дворца культуры имени И.В. Окунева. Продолжает писать картины: воспоминания о военном детстве, портрет артиста Бориса Штоколова в образе Бориса Годунова, автопортрет, полотно, посвященное нашим танкистам… Готовит большую персональную выставку, которая пройдет в мраморном зале ДК. Помещения дворца украшают написанные Николаем Романовичем «Храм на крови в Екатеринбурге», «Храм Александра Невского на Старой Гальянке», «Храм в селе Быньги». В мастерской художника – портреты любимых балерин и сельские пейзажи. В зале приемов – его декоративное панно «Площадь перед Центральной проходной Уралвагонзавода».

– Намеренно немного нарушил архитектурную композицию площади. Считаю, самое важное здесь – храм-памятник, построенный в память о первостроителях УВЗ, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Это символ истории нашей страны и олицетворение заслуг Уралвагонзавода в Победе над фашизмом, – поясняет Николай Дербенев.

В коллективе Дворца культуры имени И.В. Окунева художника ценят и уважают, а его декорации бережно хранятся, многие используются и в современных постановках.

– Знаю Николая Романовича с 2000 года, он тогда работал заведующим постановочной частью, – рассказывает главный режиссер ДК Инна Сальникова. – В его ведении было техническое и декорационное обеспечение спектаклей и концертов, а как художник он занимался разработкой декораций и оформлением залов к праздникам. Это человек старой закалки, творческий, при этом внимательный к деталям, ответственно относится к работе и ни за что не уйдет домой, пока не завершит все дела. Сегодня Николай Дербенев расписывает уличные афиши – такой хэнд-мэйд особенно ценится в эпоху компьютерной графики. Дворцу очень повезло с художником – летописцем культуры Вагонки.

Текст: Марина Карачева

Фото: Дмитрий Хакимов