ИП и ООО выгодно работать с самозанятыми, однако при сотрудничестве с плательщиками НПД могут возникнуть проблемы, которые приводят к проверкам и санкциям со стороны ФНС. Этого не произойдет, если вы правильно оформите трудовые отношения с самозанятым.
Самозанятый или работник в штат – в чем разница?
Самозанятый – это исполнитель конкретной услуги, подрядчик. Он сам уплачивает за себя налоги и взносы.
Штатный сотрудник – это человек, с которым вы заключаете трудовой договор, и по нему обязуетесь:
- перечислять за работника НДФЛ в размере 13% и страховые взносы,
- оборудовать для него рабочее место и снабдить всем необходимым для исполнения обязанностей,
- предоставлять больничные, декрет, отпуск.
Еще одно отличие заключается в том, что сотруднику вы платите за трудовой процесс, а самозанятому – за результат конкретной услуги.
Как определить, что перед вами самозанятый
Прежде чем оформлять договор с самозанятым, предприниматель или руководитель организации должен проверить, имеет ли подрядчик данный статус. Это можно сделать двумя способами:
1. Запросить у физического лица выписку из приложения «Мой налог», в которой будет указана информация о том, когда исполнитель зарегистрировался в качестве самозанятого.
2. Самостоятельно проверить регистрацию самозанятого через сайт ФНС.
Как правильно оформить договор
Специального договора для оформления трудовых отношений между самозанятым и ИП или ООО не существует. Вы можете использовать договор ГПХ. Но, чтобы налоговая не переквалифицировала его в трудовой, необходимо прописать следующие пункты:
- укажите конкретные объемы и сроки оказания услуг,
- пропишите, что исполнителем является самозанятый,
- добавьте, что при снятии самозанятого с учета он обязан уведомить об этом заказчика. Иначе вы будете вынуждены выплатить за исполнителя НДФЛ в размере 13% и взносы с даты утраты права на применение НПД.
- к каждому договору прикрепляйте акт с описанием задач и их стоимостью,
- не прописывайте место и порядок оказания услуг,
- не указывайте социальные гарантии для исполнителя.
Что может привлечь внимание ФНС
1. Вы оформили договоры с самозанятыми, которые в одно и то же время встали на учет.
2. Оплачиваете услуги исполнителя в один и тот же день каждого месяца.
3. У самозанятого нет других заказчиков, вы – единственный.
4. Вы обязуете самозанятого придерживаться рабочего графика организации и посещать офис.
Как оплачивать услуги самозанятого
Можно наличным и безналичным расчетом – на расчетный счет физического лица, если самозанятый не ИП. Сроки оплаты прописываются в договоре.
Когда и в какой форме самозанятый обязан прислать чек?
После расчета исполнитель обязан сформировать чек в приложении “Мой налог” и предоставить его заказчику. Крайний срок – до 9-го числа месяца, следующего за тем, когда была произведена оплата. Чек имеет силу как в бумажной, так и в электронной форме.
Если самозанятый отказывается формировать чек, то предприниматель вправе заявить в ФНС о нарушении. Вы должны понимать, что без подтверждения оплаты услуг, которым чек и является, вы не сможете засчитать эту оплату за расход и сделать вычет из налогооблагаемой базы.
Если вы уже работаете с самозанятыми, самое время еще раз просмотреть все договоры и обезопасить себя от проверок и переплат по налогам. А специалисты Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой вам в этом помогут: мы проверим всю документацию, найдем недочеты и поможем их исправить.