Найти тему

Самозанятость: как ИП и ООО работать с самозанятыми сотрудниками?

ИП и ООО выгодно работать с самозанятыми, однако при сотрудничестве с плательщиками НПД могут возникнуть проблемы, которые приводят к проверкам и санкциям со стороны ФНС. Этого не произойдет, если вы правильно оформите трудовые отношения с самозанятым.

Самозанятый или работник в штат – в чем разница?

Самозанятый – это исполнитель конкретной услуги, подрядчик. Он сам уплачивает за себя налоги и взносы.

Штатный сотрудник – это человек, с которым вы заключаете трудовой договор, и по нему обязуетесь:

  • перечислять за работника НДФЛ в размере 13% и страховые взносы,
  • оборудовать для него рабочее место и снабдить всем необходимым для исполнения обязанностей,
  • предоставлять больничные, декрет, отпуск.

Еще одно отличие заключается в том, что сотруднику вы платите за трудовой процесс, а самозанятому – за результат конкретной услуги.

Как определить, что перед вами самозанятый

Прежде чем оформлять договор с самозанятым, предприниматель или руководитель организации должен проверить, имеет ли подрядчик данный статус. Это можно сделать двумя способами:

1. Запросить у физического лица выписку из приложения «Мой налог», в которой будет указана информация о том, когда исполнитель зарегистрировался в качестве самозанятого.

2. Самостоятельно проверить регистрацию самозанятого через сайт ФНС.

Как правильно оформить договор

Специального договора для оформления трудовых отношений между самозанятым и ИП или ООО не существует. Вы можете использовать договор ГПХ. Но, чтобы налоговая не переквалифицировала его в трудовой, необходимо прописать следующие пункты:

  • укажите конкретные объемы и сроки оказания услуг,
  • пропишите, что исполнителем является самозанятый,
  • добавьте, что при снятии самозанятого с учета он обязан уведомить об этом заказчика. Иначе вы будете вынуждены выплатить за исполнителя НДФЛ в размере 13% и взносы с даты утраты права на применение НПД.
  • к каждому договору прикрепляйте акт с описанием задач и их стоимостью,
  • не прописывайте место и порядок оказания услуг,
  • не указывайте социальные гарантии для исполнителя.

Что может привлечь внимание ФНС

1. Вы оформили договоры с самозанятыми, которые в одно и то же время встали на учет.

2. Оплачиваете услуги исполнителя в один и тот же день каждого месяца.

3. У самозанятого нет других заказчиков, вы – единственный.

4. Вы обязуете самозанятого придерживаться рабочего графика организации и посещать офис.

Как оплачивать услуги самозанятого

Можно наличным и безналичным расчетом – на расчетный счет физического лица, если самозанятый не ИП. Сроки оплаты прописываются в договоре.

Когда и в какой форме самозанятый обязан прислать чек?

После расчета исполнитель обязан сформировать чек в приложении “Мой налог” и предоставить его заказчику. Крайний срок – до 9-го числа месяца, следующего за тем, когда была произведена оплата. Чек имеет силу как в бумажной, так и в электронной форме.

Если самозанятый отказывается формировать чек, то предприниматель вправе заявить в ФНС о нарушении. Вы должны понимать, что без подтверждения оплаты услуг, которым чек и является, вы не сможете засчитать эту оплату за расход и сделать вычет из налогооблагаемой базы.

Если вы уже работаете с самозанятыми, самое время еще раз просмотреть все договоры и обезопасить себя от проверок и переплат по налогам. А специалисты Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой вам в этом помогут: мы проверим всю документацию, найдем недочеты и поможем их исправить.

Ирина Смирнова 🔹Управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер», основатель Лиги защиты бизнеса. 🔹Комплексное бухгалтерское и юридическое обслуживание бизнеса. 🔹Онлайн школа для бухгалтеров и предпринимателей. 🔹Эксперт по налоговым рискам. Телефон: +7(499)3980805