Все на самом деле просто. Как не поворачивай историю, она покоится на трёх китах. А вернее, она вообще не покоится, а кипит бурной кашей.
Из-за чего, спросишь меня, сын? Из-за того, что существуем мы и наше существование умещается в столетний век. Если повезёт и здоровья хватит.
Но видимо так было интересно природе и эволюции, чтобы наша жизнь была не единственной в своем соседстве. И это не только в плане животных, рыб, птиц, насекомых и других братьев наших меньших, добавим в эту компанию и микроорганизмы с вирусами. Разнообразие природа создала и в человеческих расах, нациях и народностях. Почему спросишь? Чтобы кто то после всех приключений между будущими обстоятельствами все-таки выжил и остался продолжать участие в эксперименте. Или может чемпионате, а скорее все вместе.
Честно, не знаю всего замысла матери природы, но продолжаю пытаться понять.
Одно положение вещей и событий выглядит вполне логичным. И вот оно в чем: РАЗНООБРАЗИЕ.
Для запуска нашей биологической системы с целью ее автономного существования нужно было, чтобы элементов в системе было с запасом. И в количестве, и в качестве, и в функциональности. Поэтому, чтобы из десяти человек осталось двое, а столько минимально необходимо для продолжения эксперимента, нужно, чтобы изначально было хотя бы сорок. Обоих полов, в том числе, разумеется.
В процессе сосуществования кого то задерет медведь, кто то утонет в реке, кто то заболеет какой-нибудь холерой, кто то умрёт с голоду или замёрзнет. Список препятствий для хорошей жизни на самом деле обширнейший, продолжать нет смысла, тем более, что он и по сей день не заканчивается.
Возьмём для примера актуальное и вездесущее в нынешний момент - вирусы. Иногда обычным ОРВИ ты болел одни сутки, иногда три дня, а бывало, что и вовсе продолжал гулять и ходить на тренировки, когда вся школа уходила на карантин. У кого-то по другому, твои одноклассники, бывало, валялись с температурой по неделе и никак не могли это изменить. Такие разные варианты реакции организма заложены в природе человека из-за разнообразных вирусов, болезней, которые многим просто не дали дожить до этих дней. Мы вот выжили. Наша семья живёт дальше. И у нас есть много непохожих друг на друга родственников. У тебя в университете есть много студентов с разных стран и континентов. И они все разные. И ведь правда, если бы мы все были одинаковые, то нас всех уже давно стерло бы с лица Земли одним двумя вирусами и никто бы не выжил. А так, природа, создав разнообразие человека даже внутри одной семьи, получила уверенную вероятность продолжения своей затеи. И думаю, что именно в связи с такой задумкой природы на перспективу, наши предки обьединялись и менялись невестами и женихами с другими родами, племенами, чтобы это разнообразие увеличить. Наблюдения за малыми и ограниченными группами родственников, которые пытались продолжить род в закрытой и малой группе, не просто ограничивало возможности противостояния внешним болезням, люди могли наблюдать и вердикт природы о противодействии разнообразию в виде последующих генетических мутаций. А это также однозначно приводило либо к болезненности либо к бесплодию. Такая группа людей в итоге вымирала.
Поэтому нас много и мы продолжаем это разнообразие умножать. Само собой, с запасом количества и качества. Именно так, само собой.
И это "само собой", во-первых создаёт нас с разным набором качеств, во-вторых обязывает нас добывать себе разные ресурсы для обеспечения жизни. Кто высокий, кто то вегетарианец, кто то ест только говядину с брусничным соусом.
И вот, как бы мы все ни любили и ни принимали друг друга в бесконечном танце весны, ресурсы в каждый конкретный период времени ограничены. Размером поля, приходящей зимой, отсутствием дождя, и т.д. При том, что ресурсов на всех в принципе никогда нет с избытком, так ещё и некоторые из нас обладают болезненным ощущением несоответствия имеющихся ресурсов с размерами своих текущих и будущих потребностей. Так уж у нас выходит, что кто то в душе белка и ему ментально важно завалить орехами три дупла на семь зим. А кто то в это время долго и безуспешно копит на маленький домик с огородом на пенсии.
Можно это положение вещей долго разбирать на детали, схемы и термины, придумывать новые философские утопии или использовать предыдущие, наше исходное разнообразие этим не изменить, это медицинский факт.
И что же мы делаем, когда нам не хватает ресурсов или думаем, что нам их в будущем не хватит? Конкурируем за их источники и свое положение поближе к ресурсам.
И тут мы объединяемся или противостоит друг другу. Или и объединяемся, и противостоим уже группами. Такое тоже часть нашего природного кода поведения - конкурировать за ресурсы и статус в группе.
Поэтому бывает брат не ладит с братом, герцог берет в осаду замок барона, а страна идёт войной на страну. Так было и скорее всего так будет.
В итоге конкуренции мы имеем конфликт. Мы его источник и мы же его обоснованная кучей благих причин цель. Защищаемся мы или нападаем, не суть. Внутренний код природного поведения прошит в нас эволюцией от самого рождения.
Есть одно важное НО.
Допустим, наше разнообразие в имеющихся условиях приводит нас в конкурирующем поведении к конфликту.
Причем конфликт имеет и внутреннюю и внешнюю сторону. Победим, значит конфликт разрешён в нашу пользу и конкуренция выиграна, ресурсы получены. Окажемся поверженными, значит у нас останется наш внутренний конфликт и наши ресурсы будут в дефиците. Но в самом конфликте, понимая свою природную сущность, мы можем реализовывать две стратегии. Одна бороться, продолжать конкурировать и пытаться доминировать на своей или на чужой территории. Вторая это договариваться об условиях взаимного сосуществования. И это тоже допустимая стратегия получения доступа к ресурсам и обеспечения выживания своего вида.
И вот здесь, не погружаясь в описание группового поведения, стоит попытаться понять механизм своего личного поведения. А вернее, научиться им управлять. Нами ведь на самом деле могут управлять не только гормоны и базовые потребности. Нами управляет интеллект или разум. Интеллект вообще есть даже у одноклеточных существ, как есть он и у медведя, обезьяны, собаки и человека. Но только разум человека может выбирать не только самую эффективную для достижения цели стратегию, а взвешивать сами цели в целом, с позиции своего будущего, с позиции личных и групповых интересов, а не только со стороны непосредственной полезности.
И если интеллект в конфликте подчиняется разуму, то вариантов развития ситуации намного больше, тогда может образоваться большее творческое компромиссное поле.
Но это большая работа с панорамой и перспективой ситуаций, на которую не способен человек, ослепленный горячкой страха за свое существование, пылающий страстным желанием поиметь сейчас и всегда как можно больше, чтобы ему точно хватило. Поэтому множатся конфликты у него внутри, а следом и конфликты вокруг него. То природное разнообразие, которое существовало изначально и продолжает существовать, сжимается до одного маленького Я ХОЧУ ЭТО ПРЯМО СЕЙЧАС.
А ведь разнообразие видов человеческого существования неизбежно создаёт и многообразие форм его продолжения. И это не призыв всех понять и простить. Границы наших жизней есть и остаются с нами, как наша кожа. И если тебя бьет другой человек, не стоит ждать, когда он устанет.
Но вот чтобы у него не было такого желания, разумно будет ясно донести до него варианты и перспективы дальнейших конкурентных коммуникаций. Агрессия это безусловно демонстрация страха за свое место под солнцем, в чем бы она не выразилась в дальнейшем. Демонстрация достойного, щедрого и заботливого хозяина своей территории, своей жизни, но без агрессии, вот знак, что ты существуешь в природе и в твоём гнезде все благополучно, но оно занято. Но если есть желание и готовность построить такое же благополучное гнездо рядом, то ты можешь и помочь.
Именно в таком компромиссном варианте и увеличивалось количество особей нашего вида на планете.
Конечно против природы с ее замыслом о необходимом разнообразии и его обеспечении трудно было что то противопоставлять, но сейчас и дальше у нас есть разум и возможность управлять своим поведением не только в категориях добычи и ее дефицита.
И поэтому стоит понимать не только всю широту природного разнообразия, но и благодарить природу за ее доверие и надежду на наше разумное сосуществование.