347 подписчиков

Подготовка к ОГЭ по биологии. Признаки биологических объектов. Уровни организации живого. Задание №1. Примеры заданий

235 прочитали

 Примеры заданий из вариантов ОГЭ (ответы выделены жирным шрифтом) Общие свойства живого (Ниже перечислены свойства живых организмов с примерами заданий №1 из вариантов ОГЭ прошлых лет) 1.

Примеры заданий из вариантов ОГЭ

(ответы выделены жирным шрифтом)

Общие свойства живого

(Ниже перечислены свойства живых организмов с примерами заданий №1 из вариантов ОГЭ прошлых лет)

1. Клеточное строение – любой̆ живой организм состоит из клеток (исключение - вирусы).

2. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки потомству (например у тебя такой же цвет глаз как у мамы или папы).

Задание 1: Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Передача признаков родительского организма своим потомкам, и их генотипическое и фенотипическое проявление называется наследственностью.

Ответ: наследственность

Задание 2: Рассмотрите рисунок, на котором изображен механизм передачи половых хромосом.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Ответ: Изменчивость или наследственная изменчивость или наследственность.

3. Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки и свойства (у тебя может быть другой голос, не как у мамы или папы).

Задание 1: На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путем продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Ответ: изменчивость или наследственная изменчивость.

Задание 2: На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

Пояснение: Изменчивость  — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата.

Ответ: изменчивость.

4. Адаптация - приспособление организма к условиям внешней̆ среды (у кактуса листья стали колючками , чтобы выжить в условиях пустыни).

Задание 1: Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Изменение окраски шерсти является примером приспособленности к условиям окружающей среды, например снежному покрову белого цвета.

Ответ: приспособленность, или адаптация

Задание 2: Рассмотрите рисунок, на котором изображен заяц-беляк в разные времена года.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?

Ответ: адаптация (приспособленность).

Задание 3: В засушливых условиях листья многих растений видоизменяются в колючки. Как называется данное свойство живых организмов?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Превращение листьев в колючки является примером приспособленности к условиям внешней среды - условиям засухи.

Ответ: приспособленность, или адаптация.

5. Обмен веществ и энергии – процессы поступления, преобразования и удаления веществ и энергии, происходящие в живых организмах (питание, дыхание, выделение и так далее).

Задание 1: На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Пояснение: Схема изображенная на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм  — другие выделяются.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.

Ответ: Обмен веществ и энергии, или обмен веществ, или метаболизм.

Задание 2: На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Пояснение: Схема изображенная на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм - другие выделяются.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.

Ответ: Обмен веществ и превращение энергии или метаболизм.

6. Раздражимость – способность организма реагировать на раздражения из внешней̆ и внутренней среды.

Задание 1: В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амебами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

Ответ: Раздражимость.

Задание 2: В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголенную лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображен классический эксперимент по визуализации рефлекторного ответа. При воздействии кислотой на лапку лягушки, мышцы конечности сокращаются и лапка приподнимается. Происходит это благодаря наличию рефлекторной дуги, обеспечивающей ответную реакцию на раздражение.

Ответ: Раздражимость (рефлекс).

Задание 3: В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

Пояснение: Большинство инфузорий не могут обитать в соленой воде, поэтому при повышении солености воды инфузории стараются отдалится от источника. Это проявление раздражимости организма.

Ответ: раздражимость или движение или таксис.

Задание 4: В опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры. Через непродолжительное время тело гидры сжимается в комочек.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Ответ: раздражимость (рефлекс).

Задание 5: В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Ответ: раздражимость

Задание 6: В опыте экспериментатор затенил часть капли с находившимися в ней эвгленами. Через непродолжительное время он наблюдал за передвижением эвглен в одном направлении.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Ответ: раздражимость

Примечание: На рисунке изображен фототаксис - это свойство одноклеточных.

В задании просят указать - общее свойство живых организмов, значит, указываем  — раздражимость.

Задание 7: В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данный опыт?

Ответ: раздражимость

7. Рост – увеличение в размерах.

Задание 1: На фотографиях изображены люди разных возрастов жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Ответ: рост.

Задание 2: На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Подрезая ветви растения можно ограничивать и направлять в нужном направлении его рост.

Ответ: рост.

Задание 3: Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Ответ: рост.

8. Развитие – появление новых свойств или качеств (появление яблок на яблоне - пример развития).

Задание 1: Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображено развитие живого организма, так как организм проходит разные стадии изменений; или онтогенез - индивидуальное развитие организма.

Ответ: развитие, или онтогенез.

Задание 2: На рисунке изображена лягушка в разные периоды жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют данные явления, происходящие с земноводным?

Ответ: Развитие

Задание 3: На рисунке изображен эмбрион человека в разный период времени.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?

Пояснение: Развитие  — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).

Эмбриональное (зародышевое) развитие (эмбриогенез) охватывает процессы от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения и у большинства животных.

Ответ: развитие, или эмбриональное развитие, или эмбриогенез

Задание 4: На рисунке изображена бабочка в разные периоды жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют происходящее явление?

Пояснение: На рисунке показаны стадии онтогенеза бабочки.

Ответ: развитие.

9. Размножение(самовоспроизведение) – способность к воспроизведению себе подобных.

Задание 1: На рисунке представлены дрожжи, какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображен процесс увеличения количества организмов, произошедших от одного материнского – размножение (в данном случае – почкование дрожжей).

Задание 2: Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Способность организмов иметь потомство называется  — размножение.

Задание 3: Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображен процесс деления клетки.

Ответ: деление, или размножение, или митоз.

Задание 4: На рисунке изображен пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какой тип размножения амебы  — половой или бесполый  — иллюстрирует данный процесс?

Ответ: бесполый, или бесполое.

Задание 5: На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какой тип размножения инфузории  — половой или бесполый  — иллюстрирует данный процесс?

Ответ: бесполый

Задание 6: На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры  — к половому или бесполому?

Пояснение: Половому (слияние гамет → оплодотворение → зигота → развитие внутри яйца → появление нового организма).

Ответ: половому, половой, половое

Задание 7: На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

К какому типу  — к половому или бесполому  — относится данный прием размножения растений?

Пояснение: На рисунке изображено черенкование - это Вегетативное размножение растений - бесполое размножение

Ответ: бесполое, или бесполому.

10. Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней̆ среды организма, регуляция процессов жизнедеятельности (например, гормоны поддерживают постоянный уровень глюкозы в нашей крови).

Задание 1: На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

Ответ: саморегуляция

Задание 2: На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

Ответ: саморегуляция или гомеостаз или поддержание постоянства внутренней среды.

Задание 3: На графиках продемонстрированы изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Ответ: саморегуляция.

11. Ритмичность - процесс повторения явлений в определенное время (ритм нашего сердца, режим сна и бодрствования).

Задание 1: Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Спячка - период в жизни некоторых животных, когда жизненные процессы и их проявления замедляются.

Ответ: спячка

Примечание.

Глубина оцепенения напрямую зависит от концентрации остаточной жидкости, а спячке предшествует процесс накопления жировой ткани. Время нахождения организма в одном из состояний и условия для его поддержания подразделяют на следующие стадии:

Это анабиоз, что был вызван глубоким обезвоживанием (в исключительных случаях 100%), может продолжаться десятки, сотни, а иногда и тысячи лет. Идеальное такое состояние характеризуется полным удалением свободной жидкости из организма, при этом вся молекулярно-связующая вода остается. В случае, когда свободная вода осталась в организме, процесс хоть и в замедленном темпе, но продолжается и рано или поздно приведет к гибели клетки. Удаление молекулярно-связующей воды также со временем погубит организм. В случае абсолютного удаления свободной жидкости и полной сохранности молекулярно-связанной живой организм может находиться в анабиозе неограниченное время. С анабиозом много общего имеет зимняя (при замерзании) и летняя (при обезвоживании) спячка животных. Однако для анабиоза характерно более глубокое подавление жизнедеятельности организма.

Диапауза - это частичное обезвоживание организма, в котором он может пребывать не столь длительный срок, как при анабиозе.

Оцепенение. Перед наступлением данного состояния организмы накапливают жидкость, не способную замерзнуть. В среднем оцепенение может длиться год или немногим больше.

Спячка. В качестве подготовки к спячке животные организмы накапливают жировые отложения, которые обеспечивают выживание. В таком состоянии они могут пребывать несколько месяцев, в редких случаях - год.

Задание 2: На графике изображена электрокардиограмма пациента.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

Пояснение: Ритмичность в биологии можно определить как колебания интенсивности процессов и физиологических реакций. Она представляет собой периодические изменения состояния среды живой системы, возникающие под действием внешних и внутренних факторов.

Ответ: ритмичность, или цикличность

12. Дискретность (делимость на части) и целостность – любой организм состоит из отдельных частей (органы, ткани, клетки), которые функционируют как единое целое.

Задание 1: Какое свойство живых систем заключается в том, что организмы состоят из частей, структурно и функционально связанных в единое целое?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Целостность живых организмов основана на тесном взаимодействии разных частей организма.

13. Общность (единство) химического состава — все живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов: углерода, азота, кислорода и водорода.

Задание 1: Какое свойство живых систем изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Схема, изображенная на рисунке, иллюстрирует такое свойство живых организмов как единство химического состава. Количество основных химических элементов  — углерода, водорода, азота и кислорода во всех живых организмах составляет 98%.

Ответ: единство химического состава.

14. Подвижность (двиижение) - все живое может изменять свое положение в пространстве, то есть обладает способностью к движению. Это более очевидно у животных, которые умеют летать, ходить, ползать или бегать. У растений подвижность менее заметна. Но у них можно наблюдать движение цитоплазмы внутри клеток и даже движение целых органов (соцветий, листовых пластинок) вслед за перемещением солнца, хотя и с малой скоростью. Иногда движение настолько медленное, что его трудно увидеть невооруженным глазом.

Задание 1: Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображено одно из основных свойств живых организмов - движение.

15. Питание — процесс поступления в организм и усвоения им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и возобновления частей его тела.

Задание 1: Студент наблюдал за поведением амебы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амебы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: Питание амебы осуществляется за счет фагоцитоза - захвата твердых частиц пищи.

Задание 2: На рисунке изображен процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твердую пищевую частицу, после чего происходит ее поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли.

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Как называется такой способ поглощения веществ животной клеткой?

Ответ: фагоцитоз.

Примечание: Фагоцитоз  — процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твердую пищевую частицу, после чего происходит ее поглощение и переваривание с использованием пищеварительной вакуоли.

Прочие задания, которые могут встретиться в задании №1:

Задание 1: Какой процесс изображен на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображено эволюционное древо, которое отражает течение эволюционного процесса.

Ответ: эволюция.

Задание 2: Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображенного на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

В ответе запишите только фамилию

Пояснение: На рисунке изображена схема закона Менделя. Грегора Менделя считают первооткрываетелем основных законов передачи наследственной информации.

Ответ: Мендель.

Задание 3: Какое явление в жизни растения изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображен процесс опыления растения насекомым.

Ответ: опыление.

Задание 4: Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображен листопад.

Ответ: листопад.

Задание 5: На рисунке изображен опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.

Как называется процесс испарения воды листьями растений?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Ответ: транспирация.

Уровни организации живого

Классификация уровней организации живого
Классификация уровней организации живого

Уровни организации жизни — это иерархически соподчинённые уровни организации биосистем, которые отражают уровни их усложнения.

Чаще всего выделяют 8 основных структурных уровней жизни:

1. Молекулярный.

2. Клеточный.

3. Тканевый.

4. Органный.

5. Организменный (онтогенетический).

6. Популяционно-видовой.

7. Биогеоценотический.

8. Биосферный.

Каждый из этих уровней является системой из подсистем нижележащего уровня и подсистемой системы более высокого уровня.

Уровни организации живого
Уровни организации живого

Задание 1: Какой уровень организации живого изображен на фотографии?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображена мышечная ткань, следовательно, это тканевый уровень организации.

Ответ: тканевый.

Задание 2: Какой уровень организации живого изображен на фотографии?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображен биоценоз, а следовательно, и биоценотический уровень организации живого.

Ответ: биоценотический, или экосистемный, или биогеоценотический.

Задание 3: Какой уровень организации живого изображен на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображены клеточные органоиды. Это субклеточный или клеточный уровень организации живого.

Ответ: субклеточный, или клеточный.

Задание 4: Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?

Картинка к заданию
Картинка к заданию

Пояснение: На рисунке изображена биосфера - "живая" оболочка Земли.

Ответ: биосфера.