Примеры заданий из вариантов ОГЭ
(ответы выделены жирным шрифтом)
Общие свойства живого
(Ниже перечислены свойства живых организмов с примерами заданий №1 из вариантов ОГЭ прошлых лет)
1. Клеточное строение – любой̆ живой организм состоит из клеток (исключение - вирусы).
2. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки потомству (например у тебя такой же цвет глаз как у мамы или папы).
Задание 1: Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?
Пояснение: Передача признаков родительского организма своим потомкам, и их генотипическое и фенотипическое проявление называется наследственностью.
Ответ: наследственность
Задание 2: Рассмотрите рисунок, на котором изображен механизм передачи половых хромосом.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
Ответ: Изменчивость или наследственная изменчивость или наследственность.
3. Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки и свойства (у тебя может быть другой голос, не как у мамы или папы).
Задание 1: На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путем продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
Ответ: изменчивость или наследственная изменчивость.
Задание 2: На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?
Пояснение: Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата.
Ответ: изменчивость.
4. Адаптация - приспособление организма к условиям внешней̆ среды (у кактуса листья стали колючками , чтобы выжить в условиях пустыни).
Задание 1: Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?
Пояснение: Изменение окраски шерсти является примером приспособленности к условиям окружающей среды, например снежному покрову белого цвета.
Ответ: приспособленность, или адаптация
Задание 2: Рассмотрите рисунок, на котором изображен заяц-беляк в разные времена года.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
Ответ: адаптация (приспособленность).
Задание 3: В засушливых условиях листья многих растений видоизменяются в колючки. Как называется данное свойство живых организмов?
Пояснение: Превращение листьев в колючки является примером приспособленности к условиям внешней среды - условиям засухи.
Ответ: приспособленность, или адаптация.
5. Обмен веществ и энергии – процессы поступления, преобразования и удаления веществ и энергии, происходящие в живых организмах (питание, дыхание, выделение и так далее).
Задание 1: На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой.
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?
Пояснение: Схема изображенная на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм — другие выделяются.
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.
Ответ: Обмен веществ и энергии, или обмен веществ, или метаболизм.
Задание 2: На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой.
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?
Пояснение: Схема изображенная на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм - другие выделяются.
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.
Ответ: Обмен веществ и превращение энергии или метаболизм.
6. Раздражимость – способность организма реагировать на раздражения из внешней̆ и внутренней среды.
Задание 1: В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амебами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.
Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
Ответ: Раздражимость.
Задание 2: В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголенную лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображен классический эксперимент по визуализации рефлекторного ответа. При воздействии кислотой на лапку лягушки, мышцы конечности сокращаются и лапка приподнимается. Происходит это благодаря наличию рефлекторной дуги, обеспечивающей ответную реакцию на раздражение.
Ответ: Раздражимость (рефлекс).
Задание 3: В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении.
Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
Пояснение: Большинство инфузорий не могут обитать в соленой воде, поэтому при повышении солености воды инфузории стараются отдалится от источника. Это проявление раздражимости организма.
Ответ: раздражимость или движение или таксис.
Задание 4: В опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры. Через непродолжительное время тело гидры сжимается в комочек.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
Ответ: раздражимость (рефлекс).
Задание 5: В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
Ответ: раздражимость
Задание 6: В опыте экспериментатор затенил часть капли с находившимися в ней эвгленами. Через непродолжительное время он наблюдал за передвижением эвглен в одном направлении.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
Ответ: раздражимость
Примечание: На рисунке изображен фототаксис - это свойство одноклеточных.
В задании просят указать - общее свойство живых организмов, значит, указываем — раздражимость.
Задание 7: В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данный опыт?
Ответ: раздражимость
7. Рост – увеличение в размерах.
Задание 1: На фотографиях изображены люди разных возрастов жизни.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
Ответ: рост.
Задание 2: На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?
Пояснение: Подрезая ветви растения можно ограничивать и направлять в нужном направлении его рост.
Ответ: рост.
Задание 3: Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?
Ответ: рост.
8. Развитие – появление новых свойств или качеств (появление яблок на яблоне - пример развития).
Задание 1: Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображено развитие живого организма, так как организм проходит разные стадии изменений; или онтогенез - индивидуальное развитие организма.
Ответ: развитие, или онтогенез.
Задание 2: На рисунке изображена лягушка в разные периоды жизни.
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют данные явления, происходящие с земноводным?
Ответ: Развитие
Задание 3: На рисунке изображен эмбрион человека в разный период времени.
Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?
Пояснение: Развитие — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).
Эмбриональное (зародышевое) развитие (эмбриогенез) охватывает процессы от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения и у большинства животных.
Ответ: развитие, или эмбриональное развитие, или эмбриогенез
Задание 4: На рисунке изображена бабочка в разные периоды жизни.
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют происходящее явление?
Пояснение: На рисунке показаны стадии онтогенеза бабочки.
Ответ: развитие.
9. Размножение(самовоспроизведение) – способность к воспроизведению себе подобных.
Задание 1: На рисунке представлены дрожжи, какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображен процесс увеличения количества организмов, произошедших от одного материнского – размножение (в данном случае – почкование дрожжей).
Задание 2: Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?
Пояснение: Способность организмов иметь потомство называется — размножение.
Задание 3: Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображен процесс деления клетки.
Ответ: деление, или размножение, или митоз.
Задание 4: На рисунке изображен пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Какой тип размножения амебы — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?
Ответ: бесполый, или бесполое.
Задание 5: На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Какой тип размножения инфузории — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?
Ответ: бесполый
Задание 6: На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры — к половому или бесполому?
Пояснение: Половому (слияние гамет → оплодотворение → зигота → развитие внутри яйца → появление нового организма).
Ответ: половому, половой, половое
Задание 7: На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
К какому типу — к половому или бесполому — относится данный прием размножения растений?
Пояснение: На рисунке изображено черенкование - это Вегетативное размножение растений - бесполое размножение
Ответ: бесполое, или бесполому.
10. Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней̆ среды организма, регуляция процессов жизнедеятельности (например, гормоны поддерживают постоянный уровень глюкозы в нашей крови).
Задание 1: На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека.
Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?
Ответ: саморегуляция
Задание 2: На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.
Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?
Ответ: саморегуляция или гомеостаз или поддержание постоянства внутренней среды.
Задание 3: На графиках продемонстрированы изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
Ответ: саморегуляция.
11. Ритмичность - процесс повторения явлений в определенное время (ритм нашего сердца, режим сна и бодрствования).
Задание 1: Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?
Пояснение: Спячка - период в жизни некоторых животных, когда жизненные процессы и их проявления замедляются.
Ответ: спячка
Примечание.
Глубина оцепенения напрямую зависит от концентрации остаточной жидкости, а спячке предшествует процесс накопления жировой ткани. Время нахождения организма в одном из состояний и условия для его поддержания подразделяют на следующие стадии:
Это анабиоз, что был вызван глубоким обезвоживанием (в исключительных случаях 100%), может продолжаться десятки, сотни, а иногда и тысячи лет. Идеальное такое состояние характеризуется полным удалением свободной жидкости из организма, при этом вся молекулярно-связующая вода остается. В случае, когда свободная вода осталась в организме, процесс хоть и в замедленном темпе, но продолжается и рано или поздно приведет к гибели клетки. Удаление молекулярно-связующей воды также со временем погубит организм. В случае абсолютного удаления свободной жидкости и полной сохранности молекулярно-связанной живой организм может находиться в анабиозе неограниченное время. С анабиозом много общего имеет зимняя (при замерзании) и летняя (при обезвоживании) спячка животных. Однако для анабиоза характерно более глубокое подавление жизнедеятельности организма.
Диапауза - это частичное обезвоживание организма, в котором он может пребывать не столь длительный срок, как при анабиозе.
Оцепенение. Перед наступлением данного состояния организмы накапливают жидкость, не способную замерзнуть. В среднем оцепенение может длиться год или немногим больше.
Спячка. В качестве подготовки к спячке животные организмы накапливают жировые отложения, которые обеспечивают выживание. В таком состоянии они могут пребывать несколько месяцев, в редких случаях - год.
Задание 2: На графике изображена электрокардиограмма пациента.
Какое свойство живых систем он иллюстрирует?
Пояснение: Ритмичность в биологии можно определить как колебания интенсивности процессов и физиологических реакций. Она представляет собой периодические изменения состояния среды живой системы, возникающие под действием внешних и внутренних факторов.
Ответ: ритмичность, или цикличность
12. Дискретность (делимость на части) и целостность – любой организм состоит из отдельных частей (органы, ткани, клетки), которые функционируют как единое целое.
Задание 1: Какое свойство живых систем заключается в том, что организмы состоят из частей, структурно и функционально связанных в единое целое?
Пояснение: Целостность живых организмов основана на тесном взаимодействии разных частей организма.
13. Общность (единство) химического состава — все живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов: углерода, азота, кислорода и водорода.
Задание 1: Какое свойство живых систем изображено на рисунке?
Пояснение: Схема, изображенная на рисунке, иллюстрирует такое свойство живых организмов как единство химического состава. Количество основных химических элементов — углерода, водорода, азота и кислорода во всех живых организмах составляет 98%.
Ответ: единство химического состава.
14. Подвижность (двиижение) - все живое может изменять свое положение в пространстве, то есть обладает способностью к движению. Это более очевидно у животных, которые умеют летать, ходить, ползать или бегать. У растений подвижность менее заметна. Но у них можно наблюдать движение цитоплазмы внутри клеток и даже движение целых органов (соцветий, листовых пластинок) вслед за перемещением солнца, хотя и с малой скоростью. Иногда движение настолько медленное, что его трудно увидеть невооруженным глазом.
Задание 1: Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображено одно из основных свойств живых организмов - движение.
15. Питание — процесс поступления в организм и усвоения им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и возобновления частей его тела.
Задание 1: Студент наблюдал за поведением амебы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амебы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?
Пояснение: Питание амебы осуществляется за счет фагоцитоза - захвата твердых частиц пищи.
Задание 2: На рисунке изображен процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твердую пищевую частицу, после чего происходит ее поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли.
Как называется такой способ поглощения веществ животной клеткой?
Ответ: фагоцитоз.
Примечание: Фагоцитоз — процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твердую пищевую частицу, после чего происходит ее поглощение и переваривание с использованием пищеварительной вакуоли.
Прочие задания, которые могут встретиться в задании №1:
Задание 1: Какой процесс изображен на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображено эволюционное древо, которое отражает течение эволюционного процесса.
Ответ: эволюция.
Задание 2: Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображенного на рисунке?
В ответе запишите только фамилию
Пояснение: На рисунке изображена схема закона Менделя. Грегора Менделя считают первооткрываетелем основных законов передачи наследственной информации.
Ответ: Мендель.
Задание 3: Какое явление в жизни растения изображено на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображен процесс опыления растения насекомым.
Ответ: опыление.
Задание 4: Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображен листопад.
Ответ: листопад.
Задание 5: На рисунке изображен опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.
Как называется процесс испарения воды листьями растений?
Ответ: транспирация.
Уровни организации живого
Уровни организации жизни — это иерархически соподчинённые уровни организации биосистем, которые отражают уровни их усложнения.
Чаще всего выделяют 8 основных структурных уровней жизни:
1. Молекулярный.
2. Клеточный.
3. Тканевый.
4. Органный.
5. Организменный (онтогенетический).
6. Популяционно-видовой.
7. Биогеоценотический.
8. Биосферный.
Каждый из этих уровней является системой из подсистем нижележащего уровня и подсистемой системы более высокого уровня.
Задание 1: Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
Пояснение: На рисунке изображена мышечная ткань, следовательно, это тканевый уровень организации.
Ответ: тканевый.
Задание 2: Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
Пояснение: На рисунке изображен биоценоз, а следовательно, и биоценотический уровень организации живого.
Ответ: биоценотический, или экосистемный, или биогеоценотический.
Задание 3: Какой уровень организации живого изображен на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображены клеточные органоиды. Это субклеточный или клеточный уровень организации живого.
Ответ: субклеточный, или клеточный.
Задание 4: Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?
Пояснение: На рисунке изображена биосфера - "живая" оболочка Земли.
Ответ: биосфера.