7K подписчиков

СМУТА - ваши ожидания, это ваши проблемы.

3K прочитали

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.

СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.
Сама ситуация вполне нормальна для нашей страны. Российский игропром в своё время "ушел в мобилки и сессионки" в первую очередь из-за высокой стоимости и низкой окупаемости крупных сюжетных игр. Но если государство заинтересовано в патриотическом воспитании молодежи, то почему бы не выделить деньги талантливым разработчикам на патриотические игры? На кино уже много лет тратятся бюджетные миллионы, а чем игры хуже?
Впрочем, как раз ситуация с кино порождала опасения. Ибо из профинансированных государством десятков и сотен картин, лишь единицы могли похвастаться качеством исполнения. Зато хватало фильмов, которые оставляли после себя стойкое ощущение халтуры и распила.

И вот - СМУТА.
Задумка-то была максимально крутой. Ролевое приключение в исторических декорациях Смутного времени. В таком сеттинге прекрасно можно было сделать нелинейную историю с моральными дилеммами, выбором стороны (или сохранением ведьмачьего нейтралитета), интересной экономикой и сотнями уникальных квестов. Вы просто представьте, сколько больших и маленьких историй, трагических, комичных или героических разыгрывалось тогда. В Москве сидят поляки, и часть московских бояр уже присягнуло польскому королю. Ляхи и европейские наёмники ходят по стране, и уже чувствуют себя хозяевами. Но в Нижнем несогласные Минин и Пожарский собирают своё ополчение, готовясь дать бой захватчикам! Но и в ополчении нет согласия - казаки спорят со стрельцами, нет единства среди воевод. Каждый тянет одеяло на себя, да и кого сажать на трон в случае победы? А в деревнях простой люд пытается как-то выжить в этом круговороте событий, селения разоряются и переходят из рук в руки, да бандиты с мародерами не дают прохода. Чувствуете потенциал?

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-2

Реально, такому переплетению конфликтов позавидует сеттинг Ведьмака-3, где игровые события происходили на линии соприкосновения и ближних тылах в войне Нильфгаарда и Редании. Кстати, в качестве основных референсов разработчики называли именно Ведьмак 3 и еще серию Ассасинз Крид (абсолютли).

Слушайте, я бы тоже дал денег на такой проект, потому что воображение тут же нарисовало мне именно Ведьмака или Ассасина, только в наших посконных и домотканных декорациях.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-3

Так что немудрено, что Смута получила почти полмиллиарда финансирования от ИРИ (института развития интернета).

Естественно, в процессе разработки концепция менялась. Было решено отказаться от нелинейности и открытого мира в пользу более цельной и интересной истории. Оказались упразднены и многие обещанные механики.

Но кто же мог подумать, что упразднено будет ВСЁ, кроме диалогов и бега?

Но сначала о плюсах. Игра красивая.

Нет, правда.

Декорации по большей части просто потрясающие, и весьма детально проработанные. Костюмы шикарные и, судя по всему, исторически достоверные. Неплохо работает освещение, туманы и дожди. И да, это Unreal-5, он могёт, но и художники тоже знатно постарались.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-4

Увы, но, кажется, больше не старался никто. Ни гейм-дизайнеры, ни сценаристы, ни тестировщики.

Главная проблема - в игре тупо... не во что играть. В ней нет геймплея. Нельзя же назвать геймплеем ту унылую беготню от одного безликого (в прямом смысле слова) непися к другому, с целью выслушать унылый но бесконечно долгий диалог, чтобы получить задание сбегать к другому неписю с ровно тем же лицом, и не менее пустым и монотонным диалогом. Реально, 90% времени вы либо бежите от одного персонажа к другому, либо слушаете диалоги. Бездарно написанные, безэмоционально озвученные, отвратительно анимированные и главное - пустые и неинтересные. Игра, действие которой разворачивается в пучине конфликтов и противоречий, умудряется не вовлечь игрока ни в один из этих конфликтов. Все это проходит как бы мимо нас, и поэтому нам совершенно пофиг на происходящее. Кроме того, в какой-то момент ты твердо осознаешь, что все эти бесконечные пробежки и диалоги созданы с одной целю - отчитаться инвесторам о полусотне часов сюжетного геймплея.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-5

Сама беготня, несмотря на красивые декорации и даже наличие собственной неплохо анимированной Плотвы не вызывает ничего, кроме уныния и раздражения. Окружение совершенно мертво и неинтерактивно, персонаж намертво утыкается в любой плетень или заборчик, а то и просто в невидимую стену, коих тут полно, порой просто посреди леса.
Изредка бегательно-говорильное нудилово прерывается на мини-игру закликай врага, пока он не закликал тебя. Боевкой это халтурное говно, напоминающее то ли Готику-3, то ли Корсаров-2 в худших их проявлениях, назвать сложно.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-6

При этом персонаж обладает неудержимой инерцией груженой фуры, не умеет прерывать атаки, парирования тут нет, а для кучи (говна) какой-то гений решил ОГРАНИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО УКЛОНЕНИЙ. Видимо, чтобы никто не уклонялся. Кроме врагов. У них этого ограничения нет. В итоге единственная рабочая тактика - закликать врагов, пока не закликали тебя. А еще - между боями здоровье не восполняется - надо потом каждый раз бегать искать колодец, чтобы испить воды байкальской.
Все это настолько мучительно, что к середине игры ты готов на все, лишь бы избежать сражений.

Тут-то игра и предложит еще одну механику!

СТЭЛС и скрытность!

Увы, но "стэлс" (исключительно в кавычках) здесь схематичный и убогий настолько, что даже сравнение с первым Хитманом, NOLF или старенькой Thief будет слишком большим комплементом. Это убожество со слепоглухими врагами даже комментировать не хочется.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-7

В итоге, прохождение игры складывается из мучительных занятий:
- мучительная беготня (45%)
- мучительные диалоги (40%)
- мучительные бои (15%)
Ну и знаете, в чей самый прикол?
В игре, которая должна была стать нашим Ведьмаком и Асассином в одном лице, НЕТ экономики и лута. СОВСЕМ. То есть реально, создатели, получив полмилиарда бюджетных денег не смогли прикрутить в свою игру такую базовую механику, как экономика. Поэтому здесь НЕТ ЛУТА И ТОРГОВЛИ.
Ролевка без торговли, понимаете, да?
Ролевка. Без. Торговли.
Новую саблю не купить, новую шапку не купить, красные штаны, чтобы все тебе два разу "Ку" делали - НЕ КУПИТЬ!

Ну зато тут есть прокачка.

Уровень реализации - как у стэлса. Для галочки. На деле же это лютая халтура, сделанная на коленке. Вся прокачка сводится к установке самоцветов и оберегов в какие-то гнезда для пассивного повышения отдельных характеристик. Всё.

Никаких перков и новых умений, никаких характеристик, влияющих на прохождение (типа дипломатии, обаяния, силы, харизмы и тд). Чисто вставляем камушки и волшебно-немыслимым образом становимся сильнее.

То есть вы представляете, насколько интересно исследовать игровой мир, в котором вы НЕ ПРОКАЧАЕТЕСЬ и НЕ НАЙДЕТЕ ЦЕННЫЙ ЛУТ. В лучшем случаи за побочные квесты и найденные тайники вы получите "камушек". Блин, да колечки в играх про ёжика-Соника собирать было больше смысла.
Кстати система образов, которая позиционировалась как смесь классов и социальной роли, оказалась таким же пшиком, как и все остальное. Образы - это чисто костюмчик и строго фиксированный под этот костюм набор вооружений. Который можно в любом момент поменять. Учитывая, что играются все виды оружия одинаково (отвратительно), а влияние костюма на отношение некоторых неписей меняет геймплей и прохождение примерно никак, то смысла в этом маскараде по итогу - ноль.

Это просто еще одна механика "для галочки" (ну и для развода игорьков).

Про что я не рассказал?
Про сюжет?

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-8

А вы попробуйте уследить за ним в бесконечных пустопорожних диалогах, написанных как будто нейросетью. Там уже после первого часа игры ты просто теряешь нить повествования и мотивацию персонажа, и дальше просто плывешь (ползешь) по течению, не особо вникая в происходящее.
Я на данный момент прошел игру наполовину, и из сюжета понял, что наш ГГ - Юрка Милославский помогает Минину и Пожарскому собирать ополчение. Всё. Завораживающе.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-9

Я не буду подробно распинаться про нахрен ненужную и кривую систему "морали", про сотни багов, в том числе блокирующих прохождение, про смену дня и ночи через... подзагрузку, и прочие "радости" данного столь широко раскрученного проекта.
Просто уже слов нет.

Игра пуста и невыносимо, невыразимо, бесконечно... СКУЧНА.

И вот обидно, честно говоря. Такую идею, такой сеттинг, ̶т̶а̶к̶и̶е̶ ̶д̶е̶н̶ь̶г̶и̶ просрали.
Со всеми скидками на небогатый опыт разработчиков (а зачем давать госденьги неопытным, кстати?) и сжатые сроки, очень обидно получить на выходе откровенную халтуру.

Слишком большой фронт работ? Так может не стоило делать игру на 50+ часов болтовни и ходьбы? Может стоило сделать более камерное, но и более тщательно проработанное приключение? С интересным, лихо закрученным сюжетом, с живым окружением, с миром, который интересно исследовать? Если уж бы так хотели упор на диалоги, так может стоило брать жанр визуальной новеллы, типа игр TellTale, в разы менее трудо- и бюджетозатратный?

И нет, это не "интерактивный учебник истории", как уже успели заявить некоторые. Истории тут минимум, и она, вместе с сюжетом, тонет в заунывных диалогах картонных одноликих персонажей.

Не соглашусь я и с призывами поддержать игру, потому что она НАША и патриотичная. Поощрять халтуру нельзя ни при каких обстоятельствах. Да и патриотично ли выдавать людям, да за государевы гроши, такой вот игросодержащий продукт?

Про идейный посыл пока молчу, ибо игру до конца не прошел.

В общем предварительный вердикт таков:

ПОТРАЧЕНО.

Если и пройду до конца, то только ради обзора на канал.

 СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания.-10