К-19: Атомная авария на советской подлодке и героизм экипажа

667 прочитали

Ядерная катастрофа - явление, наводящее страх на многих людей во всём мире. Одно только упоминание об авариях на различных ядерных объектах или же слухи о возможном применении какого бы то ни было ядерного оружия уже способно посеять страх в умах людей.

Существует множество несчастных случаев в сфере атомной энергетики и они не обошли стороной СССР. Все мы знаем о печально известной аварии на Чернобыльской АЭС, но сегодня у нас пойдет речь о советской субмарине К-19 по прозвищу “Хиросима”. С этой субмариной связано достаточно много несчастных случаев, да и вообще её можно назвать несчастливой по многим причинам, о которых мы сегодня и поговорим.

Но начнём издалека, подлодка К-19 имела важное значение для военно-морского флота СССР, не только как мощный подводный аппарат с ядерными боеголовками, но и как первый советский атомный ракетоносец. Эта подводная лодка, первая в своем классе, она была частью проекта 658, реализация которого началась в далеком 1956 году.

Первые советские ракетные атомные подлодки, по сравнению с американскими аналогами, обладали более высокими скоростями на поверхности и под водой, а также лучшей боевой живучестью и глубиной погружения.

Эти лодки были вооружены тремя тремя баллистическими ракетами Р-13. Их дальности стрельбы составляла 600 километров.

Глубина погружения достигала 300 метров, скорость в подводном положении достигала 26 узлов, а на поверхности - семь-восемь узлов. Каждая лодка имела экипаж из 104 человек и могла провести в море до 50 суток. Всего было построено восемь подводных лодок по этому проекту, и все они служили на флоте более 20 лет, выполняя разнообразные боевые задачи.

Субмарина К-19 на воде. Источник: Яндекс Картинки
Субмарина К-19 на воде. Источник: Яндекс Картинки

17 октября 1958 года отмечается как начало работы над К-19. Инженеры трудились над созданием лодки под огромным давлением, так как была цель опередить американцев в этой сфере. Работавшие над проектом конструкторы и судостроители работали круглосуточно и по воспоминаниям судостроителей трудились непрерывно в несколько смен. Более трёх тысяч человек было занято строительством в каждой смене.

Несчастные случаи начали возникать еще в самом начале. Во время окраски трюмов из-за пожара погибло два человека, а после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. В 1961 году при погрузке ракет в шахты был придавлен крышкой и погиб один из матросов. Также с первого раза не разбилась о борт и бутылка шампанского, что у моряков считается дурной приметой.

Затем возникли проблемы и в процессе испытаний. При первом запуске реактора, давление в камере превысило норму в два раза, но каким-то чуду никто не получил смертельной дозы облучения. Также у субмарины возникал небольшой начальный крен в один градус при погружении. Когда судно в первый раз ушло на предельную глубину, его накренило на сорок градусов. Срочное всплытие К-19 едва не привело к столкновению с находящимися поблизости судами, участвующими в испытании подлодки.

11 октября 1959 года К-19 впервые коснулась воды, но её формально ввели в строй только 12 ноября 1960 года. При этом К-19 не могла сравниться со своим прямым конкурентом, лодкой "George Washington", которая была оснащена 16 ядерными ракетами с дальностью до 2000 км и могла выпускать их под водой. В отличие от этого, К-19 могла нести всего три ракеты, дальность полета которых составляла лишь 650 километров, и они могли быть запущены только из надводного положения. С этого дня и началась печальная история подводной лодки К-19.

Проект-зарисовка К-19. Источник: Яндекс Картинки
Проект-зарисовка К-19. Источник: Яндекс Картинки

Летом 1961 года в акватории Атлантического океана стартовали учения советского военного флота, получившие кодовое название "Полярный круг". На протяжении этих учений проводилась проверка взаимодействия надводных и подводных судов и отлаживалось их взаимодействие. К тому же, проведение таких учений было отличной возможностью продемонстрировать ракетный удар по возможному противнику.

В этих учениях субмарина К-19 играла роль условного противника, имитируя тактику американского ракетоносца "Джордж Вашингтон", который, стал одной из основных мотиваций для скорейшей постройки этой советской подлодки. К-19 прошла Атлантику за неделю, а затем вернулась обратно через Норвежское море, и оказалась неподалёку от острова Ян-Майен, что на севере Норвегии.

4 июля 1961 года в 4:15 утра вахтенный заметил резкое падение давления воды в одном из ядерных реакторов. Как выяснилось, это произошло из-за течи на одном из датчиков давления, вызванной нарушением технологии сварочных работ при постройке субмарины.

Ситуация стала критической, реактор начал перегреваться из-за недостатка охлаждения. Циркуляционные насосы заклинило из-за утечки воды, что привело к неконтролируемому разогреву активной зоны реактора. Сложилось очень опасное положение, оба реактора вышли из строя.

Экипаж лодки объявил о радиационной опасности и было принято решение созвать совещание. Капитан субмарины Николай Затеев осознавал, что взрыв реактора может привести к катастрофическим последствиям. На борту субмарины находились ядерные ракеты, каждая из которых могла нанести разрушительный удар по целому городу. В случае аварии реактора, радиоактивные вещества могли бы загрязнить воды всего мирового океана.

Вызывал беспокойство и тот факт, что возможный ядерный взрыв возле берегов стран НАТО мог бы быть воспринят альянсом как акт агрессии со стороны СССР, что могло привести к началу Третьей Мировой войны. К тому же авария произошла в День независимости США, что могло вызвать ещё больше подозрений.

Экипаж не был подготовлен в должной мере к такому развитию событий. Ещё на этапе обучения им говорили, что реактор на К-19 надёжен и если следовать инструкциям, то никаких проблем возникнуть не должно. Поэтому они решили собрать трубопровод из имеющихся материалов и приварить его к поврежденному контуру, чтобы подать по нему воду и охладить реактор. Однако это решение предполагало работу в районе повреждения, что означало практически неминуемую гибель, того кто на это решится. Эту задачу отправился исполнить командир аварийной группы подлодки К-19, 23-летний Борис Корчилов вместе с группой добровольцев.

Экипаж К-19. Источник: Яндекс Картинки
Экипаж К-19. Источник: Яндекс Картинки

Борис Корчилов и его команда справились с задачей, им удалось начать подачу воды для охлаждения реактора. Однако в процессе сварки в отсеке произошел пожар, который удалось потушить, но он усложнил обстановку. Только спустя некоторое время температура реактора смогла снизиться. Возвращаясь из отсека, моряки так скажем проходили точку невозврата, сильное облучение гарантировало большие проблемы со здоровьем в ближайшее время. У них появилась жёлтая пена изо рта, они чувствовали себя всё хуже и хуже с каждым часом, у них начали распухать лица. Таблетки, выдаваемые медицинским персоналом, не приносили совершенно никакого результата, легче им не становилось.

Борис Александрович Корчилов. Источник: Яндекс Картинки
Борис Александрович Корчилов. Источник: Яндекс Картинки

Команда не знала, как им поступить. От заместителя командира по политической части Александра Шипова поступило предложение доставить подлодку к берегу и высадить команду, но оставлять новую подлодку в чужих территориальных водах было недопустимым. Ответа на сигнал бедствия тоже не было, так как согласно инструкции, подлодки в завесе не имели права обнародовать свое местоположение. Такой проступок мог повлечь серьёзные последствия.

Тем не менее, сигнал SOS принял капитан второго ранга Жан Свербилов, служивший на лодке С-270. Свербилов приказал морякам К-19 раздеться и выбросить за борт всё, что могло быть облучено радиацией. Была предпринята попытка взять К-19 на буксир, но порвались тросы. Спустя час, из штаба начали приходить шифрограммы.

Командование приказало опасаться американцев, также было дано указание при необходимости затопить К-19. В итоге командиры обеих подлодок дождались помощи, К-19 была отбуксирована на базу, а экипаж был отправлен на лечение.

В результате сильного облучения c 10 по 23 июля 1961 года скончались восемь человек, остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие все допустимые нормы, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года. Позднее в Полярный прибыл председатель Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению Борис Бутома и выразил возмущение тем, что моряки, внимание, не умеют достойно использовать лучшую технику в мире. Хотя проблема возникла не по вине экипажа, а сам экипаж рискуя смертью предпринял все усилия, чтобы устранить поломку.

Погибших хоронили ночью, у выживших взяли расписку о неразглашении сроком на 30 лет, а находившимся в больнице на лечении от лучевой болезни, в целях секретности писали диагноз — астено-вегетативный синдром.

5 августа 1961 года Президиум Верховного Совета СССР подписал секретный указ о награждении личного состава подлодки. Всего 49 моряков были удостоены высших орденов и медалей, остальные, не менее достойные, получили словесное признание от министра обороны, командующего флота, и ценные подарки, которые символизировали благодарность страны. Командир подлодки, Николай Затеев, стремился к тому, чтобы трое погибших моряков были удостоены звания Героя Советского Союза. Но, несмотря на его ходатайства, им были присуждены лишь Ордена Ленина и Красной Звезды.

После этой аварии К-19 и заработала у моряков прозвище “Хиросима”, на ней не хотели служить и старались перевестись с неё. Лодку дезактивировали и заменили реакторный отсек. Однако, несчастия на этом не закончились. 15 ноября 1969 года она столкнулась с американской подлодкой USS Gato в Баренцевом море и повредила носовую часть. Следующий несчастный случай произошел уже 24 февраля 1972 года. На лодке произошёл пожар, который унёс жизни 30 подводников.

К-19 погруженная в воду. Фото в цвете. Источник: Яндекс Картинки
К-19 погруженная в воду. Фото в цвете. Источник: Яндекс Картинки

В 1979 году, когда К-19 была признана устаревшей в качестве крейсер-ракетоносца, её предназначение изменили, превратив в лодку связи. Но и в новом качестве она не избежала трагедий. 15 августа 1982 года, во время проведения ремонтных работ в аккумуляторном отсеке, на подлодке вспыхнула электрическая дуга, в результате чего несколько человек получили ожоги, а один из них погиб.

19 апреля 1990 года лодку сняли с боевого дежурства, а в 2003 году направили на завод "Нерпа" для утилизации. От лодки осталась лишь рубка, которая находится на берегу Пяловского водохранилища, в деревне Никульское Московской области, где она стала символом памяти и местом встречи выживших подводников.

Авария на подлодке К-19 4 июля 1961 года была результатом комбинации нескольких факторов. Во-первых, следует отметить технические проблемы, связанные с недостаточной надежностью ядерной реакторной установки. Во-вторых, влияние человеческого фактора. Недостаточная подготовка членов экипажа к работе с ядерным оборудованием и неправильные действия в критических ситуациях могли усугубить последствия технических неполадок.

Безусловно можно долго рассуждать над тем, что аварии могло не произойти, если бы не гонка вооружений, если бы не моряки, и ещё несколько десятков “если бы”, но а по факту, мы имеет то что имеем. А имеем мы то что такие аварии, особенно в то время, а я напомню на дворе были 60-ые, будут происходить всегда. Особенно, когда дело касается новейших технологий.

Но несмотря на всё это, моряки прекрасно справились с поставленной задачей, к сожалению ценой жизней членов экипажа. За что им безграничное уважение лично от меня и, я думаю, от многих читателей. И пусть погибших моряков не наградили званием героя советского союза, для меня эти ребята таковыми являются без всяких официальных признаний.

А на этом у меня всё, пишите что вы думаете по этому поводу в комментария, всем спасибо за внимание и всем пока!