Исполнилось 100 лет со дня создания кинофабрики «Межрабпом-Русь». Ее павильон стоял на Верхней Масловке, на месте нынешнего городка художников, до ноября 1926 года. Потом, после большого пожара, «Межрабпом-Русь» переехала на угол Старой Башиловки и Ленинградского шоссе (тогдашние названия улицы Марины Расковой и Ленинградского проспекта), в здание, где сейчас расположен театр «Ромен».
О киностудии, стоявшей у истоков отечественного кино, помогли вспомнить снятые фильмы и свидетельства современников.
«На кино-студии кипит работа»
Крутящиеся ступени стеллажа-барабана, откуда работник в фартуке достает позитивы сделанных вчера фотопроб и показывает их оператору. Кабинет директора, где обсуждается новый сценарий. Съемочная площадка, где сначала готовят, а потом снимают сцену любовного свидания с внезапным появлением ревнивого соперника, битьем посуды и дракой.
И вот наконец, на 20-й минуте – нарядное здание с каменным низом, стеклянным потолком, двумя рядами окон – наверху полукруглые, арочные - и вывеской, где так и написано: «Кино-ателье «Межрабпом-Русь».
Фильм «Папиросница от Моссельпрома», снятый в 1924 году режиссером Юрием Желябужским, почти документально воспроизводит жизнь киностудии, которая работала на Верхней Масловке, 65 - тогдашний адрес, немощеная Масловка была застроена одноэтажными домами-дачками.
Ёмкий павильон
«Удивительно емкий павильон на Масловке вмещал апартаменты американского капиталиста, будуар его жены, редакцию газеты, холл, зал заседаний, таинственную лабораторию и т. д, - писала в книге «Память сердца» актриса Наталия Розенель-Луначарская, жена наркома просвещения Анатолия Луначарского, которая играла миссис Стронг, супругу миллионера, в фильме «Месс Менд» по повести Мариэтты Шагинян. – Декорации выглядели довольно эффектно, в несколько формалистическом плане…»
Фильм делали почти два года, с перерывами. Последний эпизод с участием миссис Стронг, начатый зимой, в мороз, на Воробьевых горах, доснимали летом на Масловке в невыносимую жару. «Пришлось ... кутаться в шубу под раскаленной июльским солнцем стеклянной крышей и под немилосердным жаром юпитеров», - вспоминала актриса.
Гусляр в лаптях на фоне Кремля
В аббревиатурах и сокращениях, когда дело касается 20-х годов прошлого века, ничего необычного, конечно, нет. И все же - «Мосрабпом-Русь», откуда такое название?
Началось все со второй части, причем еще до революции. В 1915 году богатый костромской купец и меценат Михаил Трофимов, увлекавшийся кино, приехал в Москву и основал товарищество «Русь», главным видом деятельности которого значилось производство кинокартин.
Офис «Руси» находился в центре, в Леонтьевском переулке, а для съемочных павильонов Михаил Семенович купил землю за Бутырской заставой.
Соратником Трофимова стал инженер Моисей Никифорович Алейников. Он хорошо разбирался в кинооборудовании – окончил техническое училище, редактировал журнал «Сине-фото».
Придумали и эмблему – гусляр с окладистой бородой сидит на земле, вытянув ноги в лаптях и перебирает струны - на фоне стен и башен Кремля.
Искать таланты
Помимо общего дела Трофимова и Алейникова объединяло то, что никто из них не рвался ни под свет прожектора на съемочной площадке, ни к перу сценариста, ни к рупору режиссера. Они обладали другим даром: находить талантливых людей, которые могли делать хорошее кино.
На открытии кино-ателье Трофимов сказал, что хочет снимать русское кино - и этого придерживался.
«Русь» экранизировала рассказ «Поликушка» Льва Толстого. Выпустила мистический фильм «Девьи горы» о грядущем неминуемом пришествии антихриста, который родится от прекрасной непорочной девы. Вела переговоры с Маяковским о съемках по его сценариям «Сердце кино» и «Как поживаете?»
Филиал в Ялте
В 1919 году, когда «Русь», как и все другие киностудии, национализировали, Трофимов, лишившийся своего детища, уехал из Москвы. Сначала вслед за отступающей добровольческой армией в Крым, где организовал работу филиала в Ялте. Потом на время отошел от кинодел, снова, как и в Костроме, занялся строительством.
Алейников никуда не уезжал, а занялся переоформлением «Руси». Удалось отстоять для нее статус кооператива. В уставе появилась формулировка: художественный коллектив «Русь». Среди пайщиков был и он сам.
Международная рабочая помощь
Это о второй части названия. А теперь о первой.
В 1921 году, когда в стране победившего пролетариата многого не хватало – в том числе пленки и новой киноаппаратуры, Владимир Ильич Ленин обратился в благотворительную организацию «Международная рабочая помощь», которая собирала средства для помощи России, и попросил включить в перечень «защищенных» статей, по которым в обязательном порядке требуется помощь – кинематограф. Клара Цеткин, которая была в руководстве «Межрабпома», откликнулась.
В Россию начала приходить пленка, киноаппаратура. А в ноябре с 1923 года московское бюро этой организации решило не только помогать советскому кинопроизводству, но и непосредственно в нем участвовать, «Межрабпом» и «Русь» объединились.
За три следующих года «Межрабпом-Русь» сняла 20 художественных и 14 научных фильмов общим метражом боле 62 тыс. метров.
В 1926 году в производство были запущены художественные фильмы «Сорок первый», «Эх яблочко, куда ты котишься», «Хромой барин», «Метелица», «В старые годы». Готовилась к постановке «детская мультипликационная фильма (это слово тогда употреблялось в женском роде - Ред.) «Крокодил Крокодилович». Дорабатывались сценарии научно-популярных «Современные неврозы», «Зеленый змий», «Алкоголь, труд и здоровье», 10-летие революции планировалось встретить историко-героическими «Октябрь в Москве» и «Петербург, Петроград и Ленинград».
"Ни одна фильма не пострадала "
Но 1 ноября 1926 года в кино-ателье по неосторожности случился большой пожар.
«Сгорели ателье, костюмы, реквизит, декорации и часть осветительной аппаратуры, - констатировал журнал «Советское кино» в июле 1927 года. – И тут же успокаивал: хотя пожар и внес известную заминку в работу, но не отразился сколько-нибудь чувствительным образом на выполнении производственной программы на 1926-1927 гг.»
Далее автор сообщает, что ущерб от пожара составил 300 тыс. рублей, но объясняет, что это нестрашно: кинофабрика была застрахована на 250 тыс. «Не одна из находящихся в производстве фильм что дало полную их возможность полного выпуска их в прокат».
На новом месте
В конце ноября «Межрабпом-Русь» переехала в помещение бывшего ресторана «Яр».
Место передислокации было выбрано неслучайно. Дело не только в том, что это было по соседству. Сработал и профессиональный фактор. С 1924 года в здании на углу Верхней Башиловки и Ленинградского шоссе работал ГТК – государственный техникум кинематографии - будущий ВГИК .
Вход и в техникум, и на киностудию был со стороны Ленинградки, там, где сейчас парадные двери театра «Ромэн». Гостиничного корпуса с фасадом на нынешнюю улицу Марины Расковой еще не было, его начнут строить только после войны.
Часть помещений превратилась в гримерные и монтажные. Знаменитый белый зал с зеркалами и росписью на потолке использовался как съемочный павильон.
Близость обучения и съемочной площадки
Как вспоминал режиссер Юрий Закревский, близость аудиторий и съемочных площадок оказалось очень полезной: студенты могли на практике увидеть все, о чем говорилось в лекциях, да и сами выходили на съемки - в массовке, в эпизоде – или пробовали себя в качестве оператора или ассистента режиссера.
Студенты помогли сотрудникам бутафорского цеха сделать полторы тысячи новых единиц фундуса – легких картонных и фанерных конструкций, из которых на съемках строят декорации и перегородки.
Подсвечивать любую натуру
На студию пришла современная, выписанная из заграницы осветительная аппаратура - 150 прожекторов и ламп. «В бывшем белом зале «Яра» устроено съемочное ателье, которое оборудовано специальной электрической проводкой, - писал «Советский экран». – На новой фабрике есть передвижная электростанция, установленная на автоматическом шасси, дающая до 900 ампер постоянного тока – это дает нам возможность подсвечивать любую натуру или декорацию, находящуюся вне возможности получения постоянного тока».
В белом зале снято все начало фильма «Человек из ресторана» по повести Ивана Шмелева.
Режиссер Яков Протазанов начал съемки сразу после переезда, фильм вышел в 1927 году. Главного героя, Скороходова, сыграл великий актер Михаил Чехов.
В 1928 году киностудию еще раз переименовали - убрали слово «Русь», добавили «фильм» - получилось «Межрабпомфильм». Она работала в здании на Ленинградке до 1936 года, пока ее не расформировали. На ее основе был создан «Союздетфильм», он перебрался в новое здание в Ростокино. А бывший Яр передали Клубу летчиков - напротив, на Ходынском поле располагался Центральный аэродром.