63,2K подписчиков

Сбивает ли наша ПВО «Своих»?

2,8K прочитали

Часть 1

В крайние несколько месяцев идёт накат на российскую ПВО по причине того, что она якобы сбивает без особого разбора всё, что входит в её зону поражения. Накат этот в значительной степени инспирирован и поддерживается неким зазвездившимся блогером, авторитет, которого в авиационной тематике, был раздут безответственными СМИ и тг-каналами, не имеющими в штатах собственных аналитиков. Бездоказательные слова этого блогера о том, что наша система государственного радиолокационного опознавания не выполняет своей основной задачи — четко отличать свои и чужие самолёты в любой, пусть и самой сложной воздушной обстановке, и расчёты не умеют её применять, тиражируют многие вторичные «источники».

Коллаж автора
Коллаж автора

И вот каковы результаты пропаганды в этих блогах. Не успел Су-27 в Севастополе упасть, причины пока неизвестны, жители города утверждают, что пусков ЗУР не было, но в блогах новая волна очернительства.
Эта статья написана не о системах опознавания вообще, а в опровержение подобных малограмотных инсинуаций. Расскажу и как система «Свой-Чужой» работает, и как войска ПВО координируют свои действия с ВВС.
В СМИ и блогосфере можно встретить утверждение: В каждой стране существует своя система опознавания государственной принадлежности объектов «Свой-Чужой». Это не так. Реальных систем на сегодняшний день только две: российская «Пароль» и НАТОвская Mk.12. Обе древние. Речь, о военных, защищённых от взлома. Есть и другие, но локальные, с ограниченными возможностями. Mk.12 используют все страны, входящие в НАТО. Мы такие системы в полной конфигурации не поставляем никому. Но они остались в странах СНГ, в некоторых, например на Украине, даже есть производства аппаратуры и полные комплекты заводской документации по ней.

Часть 1 В крайние несколько месяцев идёт накат на российскую ПВО по причине того, что она якобы сбивает без особого разбора всё, что входит в её зону поражения.-2

Объявление киевского завода «Радар» о продаже оборудования системы радиолокационного опознавания «Пароль». 6231Р — самолётный комплект ответчика. Обратите внимание антенна штыревая, ненаправленная.

Многие страны, покупавшие оружие у СССР, могут до сих пор использовать древнюю советскую аналогово-импульсную систему «Кремний-2(2М)». Например, такую систему применяли сирийцы. Именно этим и отсутствием должного взаимодействия с КП российской группировки и объясняется поражение нашего самолёта-разведчика. Они просто не могли опознать его как «свой», а проверить это через наш КП не удосужились. Российский же КП, не имея автоматизированной связи с сирийским не видел, что их ЗРК С-200 сопровождает Ил-20 и собирается его обстреливать. Все разговоры об израильской подставе, перезахвате цели зенитной ракетой - малограмотные фантазии [1]. После трагедии сирийцам был поставлен современный автоматизированный командный пункт — комплекс средств автоматизации «Поляна-Д4». Теперь, хотя у них по-прежнему нет современной нашей системы государственного опознавания, они получают через КП группировки ВКС признак «свой» на всех отметках целей на своих индикаторах, отвечающих на запросы наших средств ПВО.

Аппаратурой системы Пароль» до сих пор пользуются несколько стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), подписавших в 1992 году "Соглашение об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания системы "Пароль", от 26.06.1992 г. и Протокол к этому Соглашению от 04.06.1999 г. (Минск). По этому соглашению РФ имеет эксклюзивное право на выпуск «ключевой документации» - так называемых ключевых блокнотов, которые потом рассылаются по странам и организациям. Соответствующим образом. Вплоть до радиолокационной роты, зенитного ракетного дивизиона, авиаполка, боевого корабля, РЛС УВД и т.п. Представьте, как сложно организовать это.

Из всех режимов работы аппаратуры государственного радиолокационного опознавания нас в данной статье будет интересовать только тот, который работает на направлении «земля-воздух» и обеспечивает безопасное взаимодействие активных средств ПВО и боевой авиации.

Как же обеспечить работоспособность этой системы в условиях, когда её схемотехника, аппаратное воплощение ни для кого не являются тайной?

Коды. Те самые, которые журналисты всего мира неправильно называют «коды РЛС». Собственно обзорные и стрельбовые РЛС любого типа на земле, в воздухе, в море никаких кодов не имеют. А вот связанные с ними специализированные РЛС, так называемые «запросчики», и ненаправленные «ответчики» такие коды используют. Именно они и составляют главную тайну систем государственного радиолокационного опознавания.

Здесь нужно обозначить два термина. Коды запроса или ответа, это те цифровые сигналы, которыми обмениваются объекты и которые передаются через эфир. Ключи, ключевая информация – это то, с помощью чего формируются коды в аппаратуре, они в эфир не передаются.

Каждый день ответственный за ввод ключей офицер получает в секретной части своего подразделения специальный блок (УВК – устройство ввода ключей) - эдакую флешку образца 80-х годов весом всего-то около 5-и кг, и ключевой блокнот. Под контролем секретчика вырывает из блокнота страницу, соответствующую дате. Всего таких страничек 31. На страничке напечатаны точки. Он кладёт этот листок на наборное поле блока и прокалывая точки щупом, вводит в него ключи. Листок сжигается. Всё фиксируется в журналах.

Затем офицер берёт блок «на ремень» и обходит все запросчики на позиции или все закреплённые за ним самолёты, копируя ключи с «флешки» в их аппаратуру. Эта «технология» известна миллионам бывших военнослужащих СССР, стран ВД, стран СНГ, сотрудникам авиакомпаний и системы УВД (управления воздушным движением) поэтому также несекретна, как и сама аппаратура. Зато суперсекретны вот эти листочки. Ну так я ж вам их и не показал.

В гражданской авиации и системах УВД процедура выглядит аналогично. Причем аналогично для всех стран, подписавших вышеуказанное соглашение.

Обратите внимание – в блокноте страничек на месяц. Несвоевременной доставки следующего блокнота в подразделение быть не может, времени больше, чем достаточно.

Совершенно ясно, что Украина с началом СВО ключевой документации от России больше не получает и наличие ЗАО-П «Пароль» на их самолётах не позволяет им притворяться «своими» для нас.

Боевая авиация РФ, РТВ и ЗРВ, боевые корабли оснащены засекречивающей аппаратурой государственного радиолокационного опознавания «Пароль» (ЗАО-П) на 100% вплоть до ПЗРК. Своевременное введение кодов — боевой параметр, если это не обеспечено, то самолёт, РЛС или ЗРК, боевой корабль признаются небоеготовыми и к виновным применяются жесткие дисциплинарные меры. А вот в гражданской авиации… Впрочем мы будем говорить только о ВКС.

Что собой представляют коды? Самый напряженный вопрос, о котором боятся даже намекнуть другие авторы.

Но я расскажу. Расскажу собственную фантазию на эту тему, поэтому бдительным гражданам не стоит напрягаться и срочно звонить на горячую линию ФСБ.

ЗАО-П может работать в разных режимах. Поскольку мы говорим об обвинениях нашей ПВО в том, что она слишком часто ведёт «дружественный огонь», то нас в первую очередь интересует боевой режим. Его также называют режимом гарантированного опознавания, а в армейском обиходе – режим 7-2.

Главным качеством аппаратуры Пароль является её защищённость от взлома и подделки ответа. Вражеский самолёт, даже имея на борту мощнейший суперкомпьютер, не в состоянии за время налёта разгадать запросный код и сформировать правильный код ответа. Для разгадывания нужен материал — накопленные с начала суток сигналы запросов и ответов. Они не повторяются. Каждый запрос одного и того же запросчика отличается от предыдущего. Каждый ответ одного и того же ответчика не похож на предыдущий. Для обработки сигналов их нужно собрать много. Это должны сделать самолёты радиоэлектронной разведки и передать в некий обрабатывающий центр. На это нужно потратить изрядное время. Скажем полсуток. Только тогда у суперкомпьютеров будет информация к размышлению. Пусть ещё полсуток (очень оптимистично, реально значительно больше). Только тогда они, возможно, разгадают код и смогут передать его нескольким, оборудованным специальной аппаратурой имитации самолётам, которые что? Попытаются прорвать ПВО, прикрываясь этими кодами? Не выйдет! Коды ЗАО-П меняются раз в сутки, так что разгадать противник может только в лучшем случае вчерашние, а то и позавчерашние.

Код, ежедневно вводимый в аппаратуру Пароль, это не то, что передаётся в эфир. Собственно говоря, кодом его называть и неправильно. Это «ключ», он определяет только положение соответствующих байтов в запросном и ответных кодах. Как в шифровке. Кодом будет само зашифрованное сообщение, а ключом — способ зашифровать/расшифровать. Помните детские «шифровки» ключом к которым была квадратная бумажка в клеточку с прорезанными в ней окошками? Так вот кодом будут вписанные в окошки буквы вместе с лишними, а ключом- бумажка с окошками. Стеганограмма это называется.

А теперь, собственно фантазия. Это не реальный код, а пример возможности создания такового.

Запросчик, например ЗРК, формирует кодированный запрос. В нём сегодня в соответствии с ключом, в таких-то байтах находится его собственный уникальный номер, в других - числа и операторы, которые его шифратор формирует по случайному закону для каждого нового запроса.

Ответчик, скажем, самолёта, по этому же ключу «понимает» где в сегодняшнем запросе находится уникальный номер запросчика, где числа и операторы, с которыми он должен произвести действия. Он производит эти действия, и в порядке, указанном ключом, раскладывает по байтам результаты своих вычислений, свой номер, номер запросчика, которому отвечает. В эфир идет ответ. Запросчик проверяет этот ответ и, если всё правильно, выдаёт на сопряжённую с ним РЛС метку «Свой», которая показывается рядом с меткой запрашиваемой цели. Завтра байты запроса и ответа будут расставлены в другом порядке.

Инфографика автора
Инфографика автора

Таким образом каждый запрос объекта и каждый его ответ будут отличаться по содержанию.

Как это работает?

В общем виде система государственного радиолокационного опознавания «Пароль» состоит из двух частей - одна на запрашивающей радиолокационной станции, которая может быть РЛС обзора, ЗРК или БРЛС истребителя, надводного корабля, наземного бронеобъекта. Другая на отвечающей, устанавливаемой на таких же объектах. На зенитных и авиационных ракетах запросчики не ставятся!

На некоторых объектах — например гражданских или военно-транспортных самолётах стоят «ответчики», они могут только принять запрос и выдать ответ, но запросить кого-то не могут. На наземных РЛС или ЗРК наоборот - «запросчики», они могут запрашивать самолёты и корабли, но сами ответа не дают. На боевых самолётах и кораблях устанавливаются полные комплекты - и запросчики, и ответчики.

Мы рассматриваем систему в плане обвинений ПВО в том, что она не предотвратила поражение наших самолётов в зоне СВО. Поэтому с этого момента говорим только о том, что и как применяется именно в ПВО и авиации. И даже ещё сузим. Только про опознавание наземными РЛС и ЗРК воздушных целей и работу командных пунктов.

Часть 1 В крайние несколько месяцев идёт накат на российскую ПВО по причине того, что она якобы сбивает без особого разбора всё, что входит в её зону поражения.-4

Не знаю, кто автор этой весёлой картинки. Использую по принципу добросовестного использования.

Принцип действия системы такой же, как у часового и разводящего. На запросный сигнал часового «Пароль!» разводящий отвечает «Рязань» и требует «Ответ!», часовой отвечает «Пенза» В этом случае слова «Пароль!» и «Ответ!» являются запросными сигналами (запросом опознавания), а слова «Рязань» и «Пенза» сигналами «Свой» (ответами опознавания). Сигнала «Чужой» нет, это определяется по молчанию в ответ. Если вражина не знает пароля, то ему и сказать нечего, а если попытается подделать (сымитировать) ответный сигнал, например, крикнуть «Анапа!», часовой стреляет на поражение без предупредительного выстрела.

А если говорить серьёзно, то любой чужой самолёт не в состоянии ответить правильным кодом, значит "Чужой". Зато если придёт правильный код, будет выработан сигнал "Свой". Этот сигнал всеми РЛС и ЗРК автоматически по телекодовой связи будет отправлен вышестоящему КП, где изменит цвет отметки цели на индикаторах и все офицеры боевого управления во главе с командиром полка/бригады будут отличать «Своих» от «Чужих». А на всех ЗРК этот сигнал заблокирует кнопку пуска зенитных ракет. Запустить зенитную ракету при включенной системе "Пароль" невозможно.

Продолжение здесь

***

1. Статья "Дружественный огонь. Почему погибли офицеры ПВО. Неудобная версия"

1.

Часть 1 В крайние несколько месяцев идёт накат на российскую ПВО по причине того, что она якобы сбивает без особого разбора всё, что входит в её зону поражения.-5

Кнопка перевода через Юмани из любого банка

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302