1,5K подписчиков

НЕЖЕНКА И ОХОТНИК

173 прочитали
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.

Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми. Однако история Фердинанда Марии Баварского и Генриетты Аделаиды Савойской является редким исключением из правил…

Филипп де Шампань (1602 – 1674). Портрет Джулио Мазарини
Филипп де Шампань (1602 – 1674). Портрет Джулио Мазарини

14 марта 1647 года Франция и Бавария заключили Ульмское перемирие, положившее конец длительному противостоянию. «Как бы укрепить союз между Мюнхеном и Парижем? - задумался кардинал Джулио Мазарини, первый министр Франции. – А, может, привлечь к нему ещё Турин?» И разработал проект династических браков, которые должны были связать родственными узами сразу Францию, Савойю и Баварию. Если бы французский король Людовик XIV взял в жёны одну из савойских принцесс, другая досталась бы Фердинанду Марии, старшему сыну курфюрста Баварского. Кардинал представил свой план двум баварским посланникам, которые прибыли к французскому двору в середине июня 1647 года. «Вдовствующая герцогиня Савойская считает, что на роль курфюрстины лучше подойдёт её дочь Маргарита Виоланта», - сообщил им Мазарини. На первый взгляд, всё было логично: Фердинанду Марии, который родился на два года раньше Людовика ХIV, предлагалась старшая из двух принцесс.

Филибер Торре (1600 – 1669). Портрет Генриетты Аделаиды Савойской
Филибер Торре (1600 – 1669). Портрет Генриетты Аделаиды Савойской

Но после разведывательной миссии баварского посланника в Савойе выяснилось, что так тщательно скрывала регентша Кристина Французская: её дочь Маргарита Виоланта была горбата.

-Мой сын женится только на младшей сестре герцога Савойского! – твёрдо заявил курфюрст.

-Генриетта Аделаида очень тонкого и слабого телосложения, - возражала вдовствующая герцогиня, - из-за чего в нашей семье получила прозвище «Ла Тенерина» («Неженка»).

-Зато у неё нет горба!

Таким образом, Турин и Париж были вынуждены подчиниться воле Виттельсбаха.

Маттеус Мериан Младший (1621–1687). Мариенплац  в Мюнхене,  1656
Маттеус Мериан Младший (1621–1687). Мариенплац в Мюнхене, 1656

В мае 1650 года был подписан брачный контракт Генриетты Аделаиды Савойской, а свадьбу сыграли в конце того же года в Турине с большим великолепием. Юная невеста была одета в серебряное парчовое платье с золотой вышивкой, плащ с горностаем и инкрустированную бриллиантами корону. Милая и доброжелательная принцесса была явно взволнована предстоящим событием, много плакала, но, поднявшись на ступеньку перед собором, остановилась, чтобы поприветствовать собравшуюся там толпу. Место же отсутствующего жениха занял брат невесты герцог Карл Эммануил II. После свадьбы последовали грандиозные торжества на площади Кастелло, в том числе, костюмированный турнир «Геркулес победитель чудовищ». Что же касается брака Людовика ХIV с «горбатой» Маргаритой Виолантой Савойской, то он так и не состоялся. Король Франции предпочёл жениться на испанской инфанте Марии Терезии. Однако из-за слабого здоровья шестнадцатилетняя Генриетта Аделаида приехала в Мюнхен только летом 1652 года. Несмотря на дождь, её приветствовала радостная толпа, звонили во все колокола и было произведено 100 пушечных выстрелов. А 25 июня в Мюнхенской резиденции в дворцовой часовне в девять часов вечера скромно, в соответствии с традицией дома Виттельсбахов, произошло её повторное венчание.

Себастьяно Бомбелли (1635 – 1719). Фердинанд Мария, курфюрст Баварии, и его жена принцесса Генриетта Аделаида Савойская
Себастьяно Бомбелли (1635 – 1719). Фердинанд Мария, курфюрст Баварии, и его жена принцесса Генриетта Аделаида Савойская

К этому времени Фердинанл Мария, её ровесник, уже стал курфюрстом Баварским. Несмотря на юный возраст, он был практичен и храбр. При виде невесты сразу подошёл к ней, вытер ей слёзы и поцеловал.

-Она красивее своего портрета! – восторженно написал Фердинанд Мария матери.

Несмотря на то, что муж сразу влюбился в неё, Генриетта Аделаида нашла, что климат новой родины – слишком суров, а баварский двор похож на монастырь. В письмах к матери она жаловалась на утренние подъёмы, ранний отход ко сну, сразу после «Радуйся, Мария», и на претензии свекрови Марии Анны Австрийской, которая хотела, чтобы она занималась домашним хозяйством, что Генриетта Аделаида считала неприемлемым для принцессы. Вдобавок, Фердинанд Мария оказался страстным охотником, а его жена считала, что человек не имеет права убивать невинных животных.

Послав дочери кружевные носовые платки и меховые перчатки, Кристина посоветовала ей подружиться со свекровью и думать, в первую очередь, не о себе, а о благе своего мужа:

-Приспособьтесь ко всему, что ему нравится, как к охоте, так и к другим развлечениям, даже если у Вас нет желания.

Кроме того, она подарила дочери арфу, зная о её музыкальной одарённости.

Ян Миэль (1599 – 1663). Генриетта Савойская и Фердинанд Баварский на охоте
Ян Миэль (1599 – 1663). Генриетта Савойская и Фердинанд Баварский на охоте

К счастью, у принцессы хватило ума последовать мудрому совету матери. Она преодолела своё отвращение к охоте, а по вечерам пела и играла на арфе в дуэте со спинетом Фердинанда Марии. Вскоре курфюрст написал своей свекрови, что его жизнь с любимой супругой протекает в большом согласии и что он не желает ничего большего. Новым развлечением для Генриетты Аделаиды стали зимние поездки на санях. Во время рождественского сезона 1653 года монахи вспоминают в своих хрониках длинную очередь саней, пересекающих город. В первых санях, полностью позолоченных, в форме льва и обтянутых красным бархатом, на водительском сиденье стояла молодая принцесса - её умение водить сани было общеизвестно, - а рядом с ней сидел супруг. За княжеской парой следовали еще пятнадцать саней с дамами и всадниками. Любовь Генриетты Аделаиды к супругу особенно возросла после смерти свекрови, так как обычай рано ложиться спать больше не соблюдался, и были организованы ночные поездки на санях при свете факелов. При этом она радовалась, как девчонка.

Себастьяно Бомбелли (1635 – 1719). Наследный принц Максимилиан Эммануил и его сестра Мария Анна в детстве
Себастьяно Бомбелли (1635 – 1719). Наследный принц Максимилиан Эммануил и его сестра Мария Анна в детстве

При Фердинанде Марии были построены Апартаменты супруги курфюрста в Мюнхенской резиденции. Генриетта Аделаида очень гордилась своими комнатами, украшенными картинами известных фламандских художников, а также драгоценным мрамором, прекрасными коврами и мебелью. В своих письмах в Турин она писала, что дворец оказался даже лучше, чем она могла себе представить. Эти семейные радости были омрачены только тем, что на протяжении восьми лет у пары не было детей. Врачи предложили Генриетте Аделаиде санаторно-курортное лечение в Бад-Хайльбрунне, где курфюрст построил дом для супруги. А местный целебный источник в память о ней до сих пор называют «источником Аделаиды». 30 марта 1660 года она написала своей матери, что находится в «счастливом ожидании», и 7 ноября родила дочь Марию Анну Кристину. Принцесса, которой накануне исполнилось 24 года, была очень счастлива.

Джованни Антонио Каналетто (1697 – 1768). Западный вид на дворец Нимфенбург в Мюнхене, 1761
Джованни Антонио Каналетто (1697 – 1768). Западный вид на дворец Нимфенбург в Мюнхене, 1761

Теперь княжеская чета жаждала наследника престола: чтобы получить эту милость, они совершили паломничество в святилище Марии в Альтеттинге и дали обет святому Гаэтану Тьенскому построить церковь и монастырь для монахов-театинцев, если у них будет сын. Это желание сбылось 11 июля 1662 года с рождением Максимилиана Эммануила. Чтобы отпраздновать это радостное событие, последовала неделя торжеств с операми, театральными постановками, турнирами и фейерверками. Курфюрст засыпал жену подарками: бесценный бриллиант, шкатулка с драгоценными камнями, часы с музыкальной шкатулкой, а для её первой послеродовой поездки купил ей великолепную белую лошадь и за 10 000 гульденов приобрёл 2 участка земли к западу от Мюнхена. Генриетта Аделаида давно мечтала иметь загородную резиденцию с каналами, фонтанами и водопадами для роскошных празднеств, в том числе, ночных. Призвав на помощь итальянских архитекторов, она решила построить на подаренной земле летний дворец.

Театинская церковь (Театинеркирхе) в Мюнхене, современный вид
Театинская церковь (Театинеркирхе) в Мюнхене, современный вид

В апреле 1664 года из Монако был вызван болонский архитектор Агостино Барелли, который также подготовил план Театинской церкви, вдохновлённый обителью Сант-Андреа-делла-Валле в Риме. 29 апреля в Мюнхене был заложен первый камень в фундамент Театинеркирхе. А к западу от Мюнхена Барелли начал возводить загородную резиденцию, которую Генриетта Аделаида решила назвать Нимфенбург (Замок нимф). Центральный павильон из белого мрамора был закончен спустя десять лет. Если, распорядившись насчёт храма, курфюрст позаботился о душе, то, построив замок, он ублажил тело, но не своё, а супруги, ведь Нимфенбург возводился для неё. Теперь счастливая семейная жизнь Фердинанда Марии и Генриетты Аделаиды омрачалась только потерей детей: из восьми в младенчестве умерли четверо.

Поль Миньяр (1639 – 1691). Портрет Фердинанда Марии Виттельсбаха, маркграфа Баварского, 1674
Поль Миньяр (1639 – 1691). Портрет Фердинанда Марии Виттельсбаха, маркграфа Баварского, 1674

Надежды Мазарини на «савойский брак» оправдались не сразу. В 1657 году кардинал безуспешно пытался склонить Фердинанда Марию к тому, чтобы тот выдвинул свою кандидатуру на вакантный императорский престол. Виттельсбах предпочёл отказаться от этой чести в пользу своего кузена Леопольда Габсбурга. Что касается внешней политики, Бавария продолжала в 1650-х годах поддерживать Австрию, а не Францию. Фердинанд Мария модернизировал баварскую армию и ввёл первый баварский административный кодекс для местных органов власти, поощрял сельское хозяйство и промышленность. Однако, несмотря на то, что он был страстным охотником, курфюрст не любил воевать, за что получил прозвище «Миролюбивый». Кроме этого, он отличался весьма заметной по тем временам бережливостью и сильно улучшил финансовое положение Баварии, что позволило ему вести одновременно строительство Театинеркирхе и Нимфенбурга. И в конце своего правления оставил сыну очень богатую казну.

Гравюра на меди Майкла Венинга.  Замок Штарнберг с гондолой Фердинанда Марии "Буцентавр" в топографии Баварии около 1700 года
Гравюра на меди Майкла Венинга. Замок Штарнберг с гондолой Фердинанда Марии "Буцентавр" в топографии Баварии около 1700 года

При Фердинанде Марии также получило европейскую известность Штарнбергское озеро как место проведения многочисленных празднеств с участием венецианских гондол. На его берегу для радостей своей супруги курфюрст приказал построить замок Берг. Он признавал и ценил интеллект и талант Генриетты Аделаиды и часто консультировался с ней по важным вопросам. В 1665 году после смерти своей свекрови курфюрстина вошла в Государственный совет. Постепенно она сумела убедить своего мужа в необходимости официального союза между Баварией и Францией. Когда у пары родился второй сын, король Людовик XIV согласился быть его крёстным отцом. А франко-баварский союз 1670 года предусматривал брак дофина Людовика с принцессой Марией Анной Баварской.

Жан Деламонс (1635 – 1708). Портрет Генриетты Аделаиды Савойской, 1674
Жан Деламонс (1635 – 1708). Портрет Генриетты Аделаиды Савойской, 1674

Генриетта Аделаида сыграла большую роль в культурной истории Баварии: как известно, она принимала активное участие в строительстве Нимфенбурга, способствовала привлечению иностранных художников в Мюнхен и приглашала итальянскую оперу. Вдобавок, основала два религиозных ордена. Об её уравновешенном и, одновременно, решительном характере свидетельствует следующий факт: 9 апреля 1674 года после празднества на Штарнбергскем озере в замке Бург начался пожар из-за халатности придворной дамы; к сожалению, Фердинанд Мария тогда отсутствовал, и огонь быстро уничтожил комнаты и собранные там произведения искусств. Единственным человеком, кто сохранил спокойствие, была курфюрстина, которая вытащила из пламени своих четырёх детей. Правда, после этого Генриетта Аделаида тяжело заболела. Спустя два года, 13 июня 1676 года, она скончалась в Мюнхене и была похоронена в Театинеркирхе.

Нимфенбург, современный вид
Нимфенбург, современный вид

Фердинанд Мария пережил свою супругу всего на три года. Пожалуй, лучшим памятником его любви к Генриетте Аделаиде стал Нимфенбург. С годами дворец всё более расширялся и сейчас является самой красивой парковой зоной Мюнхена. Он открыт для публики, но также продолжает оставаться штаб-квартирой главы дома Виттельсбахов Франца, герцога Баварского.#ОльгаКраева

Читайте также бесплатно на litnet.com или https://litmarket.ru мои романы: Ева Арк «Лоренца – дочь Великолепного», Ева Арк «Тайна короля», Ева Арк «Роза из Лотарингии», Ева Арк «Бургундская монахиня», Ева Арк «Кузина Екатерины Медичи», Ева Арк «Мальтийский рыцарь», Ева Арк «Марина и цыган», Ева Арк «Примадонны Ренессанса», Ева Арк «Лучшая принцесса своего времени», Ева Арк «Весна братьев Медичи», Ева Арк «Принцесса-гувернантка», Ева Арк «Жемчужина среди принцесс», Ева Арк «Королева, не любившая розы», Ева Арк «Три лилии Бурбонов»

Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-14
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-15
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-16
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-17
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-18
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-19
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-20
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-21
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-22
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-23
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-24
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-25
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-26
Как известно, в подавляющем большинстве сильные миры сего заключали брак из выгоды, а не по любви. Потому такие династические союзы редко были счастливыми.-27