«Адажио Альбинони»: история самой знаменитой музыкальной мистификации

«Адажио Альбинони соль минор для струнных инструментов и органа» – одна из любимых композиций для органа. Печальная мелодия, основная партия которой исполняется на скрипке на первый взгляд следует классическим образцам эпохи барокко XVII-XVII веков. Фанаты кинематографа вспомнят незабываемое звучание композиции в фильме Алена Рене «Прошлым летом в Мариенбаде».

При прослушивании «Адажио» навевает чувством меланхолии и внутренней возвышенности, повторяя эффект лучших произведений религиозной музыки. Но ирония в том, что композитор Томазо Альбинони этого произведения не писал, а с его созданием связана самая грандиозная музыкальная мистификация XX века.

Рассказываем, как родилось легендарное «Адажио» и почему её приписывали Томазо Альбинони?

Кто такой Томазо Альбинони?

Томазо Альбинони остается одним из самых малоизученных композиторов эпохи барокко, подлинных сведений о котором сохранилось немного. При этом, по наблюдению современников его произведения отличались немалым талантом, а некоторые превосходили творения Иоганна Баха и Антонио Вивальди.

Известно, что он родился в Венеции 8 июня 1671 года в семье зажиточного купца Антонио Альбинони. С детства мальчик проявил музыкальные таланты, поэтому родители решили отдать его учиться игре на скрипке.

Первое произведение – Opus 1, сочинённый 23 года, Томазо посвятил именитому соотечественнику – венецианскому кардиналу Пьетро Оттобони. Позже Альбинони устраивается на службу скрипачом к герцогу Мантуи Карлу Фердинанду Гонзаго. Всеобщую популярность в княжествах Италии, Томазо приносит Opus 3, посвященный тосканскому герцогу Фердинанду III.

В отличие от других итальянских композиторов эпохи, например, Антонио Вивальди, Альбинони не стремился попасть на церковную службу. Финансовый достаток семьи давал Томазо больше свободы в сочинении произведений. В 1722 году Альбинони получает предложение возглавить оперу при дворе баварского курфюрста Максимилиана II – на этом записи о нём обрываются.

Альбинони написал около 50 опер. Особое признание получила «Зенобия, царица Пальмиры», рассказывающая об освободительной борьбе древних областей Сирии против Римской империи
Альбинони написал около 50 опер. Особое признание получила «Зенобия, царица Пальмиры», рассказывающая об освободительной борьбе древних областей Сирии против Римской империи

Из-за того, что Альбинони не писал автобиографий, вел скромную и размеренную жизнь, уйдя в тень на закате карьеры, еще при жизни с его персоной случались конфузы. В 1742 году во Франции опубликовали посмертное собрание скрипичных сонат композитора. К изумлению публики, обнаружилось, что Альбинони на тот момент был еще жив. Единственный сохранившийся документ о зрелости композитора – запись о смерти из прихода Св. Варнавы в Венеции, где говорится, что Альбинони скончался 17 января 1751 года в возрасте 79 лет.

Ремо Джадзотто и его реконструкции

О значимости Альбинони для современников говорит тот факт, что признанный мэтр эпохи барокко Иоганн Себастьян Бах написал две фуги на темы венецианца. Ореол таинственности вокруг личности малоизученного композитора подогрело уничтожение крупнейшего собрания рукописных партитур и личных архивов Альбинони во время бомбардировки союзниками Саксонской земельной библиотеки. Других коллекций, посвященных Альбинони не осталось ни в одном другом музее Европы.

Руины Дрездена после бомбежек союзников
Руины Дрездена после бомбежек союзников

После войны, к восстановлению архивов Альбинони решил обратиться итальянский музыковед Ремо Джадзотто, с энтузиазмом принявшийся собирать остатки партитур, найденных на обломках пострадавшего от бомбежек здания. Изучив архивы, он наткнулся на ряд неопубликованных работ композитора. Это вдохновило Джадзотто на создание книги «Tomaso Albinoni. Musico di Violino Dilettante Veneto», в которой он систематизировал сохранившиеся произведения венецианца.

Позднее Джадзотто объявил о находке ранее неизвестного фрагмента нотной рукописи Альбинони, содержавшего шесть тактов мелодии и бассо континуо, якобы написанных в 1708 году. Джадзотто объявил, что реконструирует произведение. «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» увидело свет в 1958 году, причем в качестве автора Джадзотто указал себя.

«Адажио Альбинони» – грандиозная мистификация

Сразу после публикации «Адажио Альбинони» захватила лавина популярности. Режиссер Ален Рене, один из выдающихся мастеров французской Новой волны использовал композицию в фильме «Прошлым летом в Мариенбаде» (1961). Газеты рассказывали о восстановлении наследия Томазо Альбинони.

В 1998 году Ремо Джадзотто скончался на 88 году жизни. Изучая оставленный архив его работ, друзья и коллеги обнаружили, что никакого фрагмента из заветных шести тактов манускрипта Альбинони в собрании музыковеда никогда не было, фрагмент «Адажио» Ремо никому при жизни не показывал, а его присутствие на руинах Саксонской земельной библиотеки нигде не подтверждено документально.

Ремо Джадзотто (1910-1998
Ремо Джадзотто (1910-1998

При детальном исследовании, эксперты обнаружили, что «Адажио Альбинони» стилистически расходится с оркестровкой классический барочных произведений, но «находка» Джадзотто так потрясла культурное сообщество, что никто не хотел этого замечать. С большой вероятностью, Джадзотто написал «Адажио» самостоятельно, никогда не утверждав, что это работа Альбинони. Реакция публики на композицию самостоятельно приписала её венецианцу.

Вместе со смертью музыковеда загадка о происхождении «Адажио Альбинони» так и осталась неразгаданной. В поместье Джадзотто в Италии якобы была найдена рукопись из шести фрагментов, но установить её принадлежность к Саксонской земельной библиотеке не удалось. На сегодня «Адажио Альбинони» – единственное произведение, причисленное к классическим, закрепленное авторским правом, которое истекает в 2048 году.

Был ли Джадзотто мошенником или страстным поклонником итальянской музыки – «Адажио Альбинони» стало культовым органным произведением, трогающее сердце каждого слушателя своей красотой. Её неожиданное появления после окончания самого страшного конфликта в истории человечества и неожиданная популярность в эпоху постмодернизма, доказала, насколько люди в то время истосковались по искренним и трогательным мелодиям, отсылающих к истинным талантам эпохи классической музыки.

Адажио Альбинони» в исполнении органа

Композицию иногда исполняют на похоронных церемониях наряду с «Траурным маршем» Шопена и используют в кинематографе. Благодаря мистификации европейский культурный мир вспомнил о том, сколько музыкальных тайн предстоит изучить и сколько талантливых забытых композиторов таких как Томазо Альбинони еще ждут своего современного слушателя.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и узнавайте больше фактов из мира классической музыки!