Как французы и развивали русское кино, и вредили ему

16 мая 1896 года в Питере состоялся первый киносеанс: прибыл туда знаменитый «синема-поезд» братьев Люмьер. «Обосновался» он в «Аквариуме» - злачном заведении купца Георгия Александрова. В антракте между 2-м и 3-м действиями оперетты зрителям показали новую диковинку — движущиеся фотографические картинки.

16 мая 1896 года в Питере состоялся первый киносеанс: прибыл туда знаменитый «синема-поезд» братьев Люмьер. «Обосновался» он в «Аквариуме» - злачном заведении купца Георгия Александрова.

Кроме легендарного «Прибытия поезда», посетители заведения также посмотрели и «Выход с фабрики рабочих», и «Политого поливальщика», и прочие первые в мировой истории кинофильмы. Всего на 5 месяцев позже, чем их увидели французы.

Удивительный и увлекательный аттракцион из Франции

Успех был настолько оглушительным, что уже через пару дней в столице, на Невском проспекте, 46, заработал первый в России кинотеатр, названный «Биографом». Билет на сеанс просмотра чёрно-белого фильма длиной всего в несколько минут стоил 50 копеек. Это дорого: у рабочих зарплата в то время была 14-15 рублей в месяц, в среднем.

Первый в России кинотеатр "Биограф" украшала крупная рекламная надпись: "Зрелище электрического мира"
Первый в России кинотеатр "Биограф" украшала крупная рекламная надпись: "Зрелище электрического мира"

Ну а ещё через несколько дней, 26 мая 1896 года, коронацию Николая Второго в Москве уже снимали на киноплёнку. Делал это французский кинооператор Камилл Серф, специально присланный братьями Люмьер.

Заявка на проведение съёмки церемонии была подана французами как раз 16-го мая, в день первого показа их фильмов в России.

При этом раньше них подобную заявку подал купец Ребриков, почётный гражданин Северной столицы, успевший купить во Франции киноаппарат. Но, как это не раз бывало у нас в России, своему гражданину государство отказало, а вот французам сказало: милости просим!

Легендарное "Прибытие поезда"
Легендарное "Прибытие поезда"

Вслед за Петербургом и Москвой, ещё одним «кинематографическим» городом стал и Нижний Новгород. Поскольку его знаменитая ежегодная ярмарка привлекала много народа, туда же, в поисках публики и прибыли, покатили и дельцы, желающие заработать на синематографе.

Первым из них стал Шарль Омон – коммерсант и авантюрист, открывший на ярмарке «театр-концерт «Паризьен». За ним подъехал и конкурент - Феликс Месгиш. Россияне тоже начали покупать киноаппараты, несмотря на их дороговизну.

Одним из первых российских кинооператоров, в том же 1896 году, стал московский актёр Владимир Сашин. Огромную популярность имели его фильмы «Пожарная команда», «Игра в мяч», «Конно-железная дорога».

Всё это, конечно, были совсем коротенькие ролики, на несколько минут.

Владимир Сашин (справа)
Владимир Сашин (справа)

Ещё один первопроходец отечественного синематографа - это фотограф из Харькова Федецкий Альфред. Он выбрал такие сюжеты, как «Джигитовка оренбургских казаков», «Народные гуляния в городе», «Отбытие поезда с Харьковского вокзала».

По-настоящему кассовым стал фильм «Донские казаки» (1907), растиражированный в целых 219-ти копиях.

В начале эры кино продавцы прокатного оборудования выдвигали весьма жёсткие условия ко всем желающим заработать на синематографе. Купить аппарат и несколько кинолент – это могли себе позволить только очень богатые коммерсанты. Окупиться эти вложения могли не скоро - тем более, что и обслуживание прокатной техники тоже требовало затрат.

Альфред Федецкий
Альфред Федецкий

Кинофильмы того времени воспринимались зрителями как диковинный аттракцион. Вне зависимости от того, что демонстрировалось на экране, зрителей завораживал сам эффект двигающихся картинок.

Как описывал Максим Горький впечатления от синематографа, «нервы натягивались, и зрители погружались в странную жизнь – бесцветную и беззвучную, но наполненную движением… Страшно было наблюдать за этим серым движением бесшумных и безмолвных теней».

Начало российского кинопроизводства

Большая часть первых кинооператоров изначально работали фотографами. Поэтому фильмы того времени были, фактически, документальными репортажами. Как и при коронации Николая Второго, французам охотно позволяли снимать наши города и деревни, а вот операторам русским бюрократы зачастую вставляли палки в колёса.

Фильмы про Россию в Западной Европе пользовались повышенным спросом: европейцы очень хотели увидеть, как Россия рушится и разоряется войной с японцами и революцией 1905-1907 годов.

Все заезжие хроникёры стремились к запечатлению боевых действий, но правительство не пускало иностранцев в войска. Но, поскольку спрос есть, в Париже сняли фальшивую «кинохронику» русско-японской войны, и крутили в кинотеатрах как настоящую. А потом и фальшивую революцию – тоже состряпали.

А копию самого первого снятого в России фильма - про коронацию Николая Второго - французы преподнесли царской семье. Лента стал первой в коллекции «императорской хроники», которую вели вплоть до 1916 года. Николай Второй отзывался о синематографе как о пустом и вздорном балаганном развлечении. Однако охотно позировал придворным операторам.

Сначала французские кинокомпании, производившие аппаратуру и фильмы, настаивали на том, чтобы клиенты использовали только их ленты – это особо оговаривалось в контракте. Но потом соблюдать этот пункт стало уже невозможно.

Реклама старинного киноаппарата
Реклама старинного киноаппарата

У набравшихся опыта российских операторов появился серьёзный запас снятых собственными руками кинолент. Они стали сдавать свои фильмы в аренду, на несколько недель, приблизительно за 40 процентов от первоначальной стоимости. Это и стало зарождением отечественного кинопроката.

Первые владельцы киностудий были личностями достаточно колоритными. К примеру, бывший казачий офицер Александр Ханжонков – при выходе в отставку по состоянию здоровья, в 1905 году, он всё своё выходное пособие — пять тысяч рублей — он вложил в дело, создал собственную синемафабрику.

Александр Ханжонков (справа)
Александр Ханжонков (справа)

Он долго снимал только документальные фильмы, а в 1909-м – замахнулся на съёмки художественного кино. Первыми его фильмами стали «Драма в цыганском таборе», «Песня о купце Калашникове», «Русская свадьба XVI века».

В 1911 году Ханжонков срежиссировал первый полнометражный российский фильм «Оборона Севастополя», в финале которого были показаны оставшиеся в живых участники Севастопольской эпопеи. Государство высоко оценило такое творчество: Александр Алексеевич получил орден Станислава второй степени.