МО выложило видео, на котором МО РФ С. К. Шойгу осматривал экспериментальные образцы военной техники. В основном были представлены были образцы техники, которые возможно использовать без экипажа. Среди всего показанного есть интересные образцы.
Начну с того, что мне понравился 120 мм миномет на базе квадроцикла. Миномет перевозится на квадроцикле, имеет манипулятор который может устанавливать миномет на грунт и при необходимости укладывать орудие на колесный аппарат. Преимущество такого решения, повышенная мобильность минометного расчета. Снижение заметности расчета при передвижении на поле боя. Возможность отделение миномета от манипулятора и использование его традиционным способом. Единственное, что на таком квадроцикле невозможно погрузить много мин и личного состава. Но для организации огневого неожиданного налета может вполне хватить и 3-5 штук мин.
Министр Обороны обратил свое внимание на машины, которые должны эвакуировать раненых с поля боя или производить доставку продуктов питания, снаряжения или боеприпасов к передовой. Ему были показаны без экипажные машины. Он потребовал скорейшей отправки ряда образцов на передовую. В войсках, по его словам, их ждут с нетерпением.
То что показали в закрытом ангаре, все красиво и интересно. Но как это покажет себя на фронте, не совсем ясно. Могу сразу высказать свое мнение и назвать недостатки.
Роботизированные системы, которые показали Министру Обороны в большинстве своем имеют электрические моторы. Для их работы необходимо иметь аккумуляторы на борту. Автономность машины зависит от запаса заряда аккумуляторов. И она будет не одинаковой в различных погодных и географических условиях.
Но это не самая страшная проблема. Важнее всего возможность быстро заряжать аккумуляторы на поле боя. Или своевременно их менять. В любом случае заряд аккумуляторов требует время и источники энергии.
Для большей автономности и расширении возможностей, без экипажные машины (БЭМ) необходимо оснащать параллельными или последовательными гибридными установками. Это позволит повысить боевые возможности машин.
Беспилотные боевые платформы так же очень дорогие. Их будут беречь. Данные аппараты проигрывают в главном пехотинцу. Им сложно оценивать боевую обстановку на поле боя. Такая машина сбережёт жизнь оператору при его поражению. Но он не выполнит поставленную задачу. Такие машины сильно уязвимы от ударов FPV дронами.
В этом случае необходимо решать проблему защиты наземных без экипажных машин от такой воздушной опасности. Одной возможности установки элементов РЭБ на данные аппараты мало. Противник может менять частоты работы своих ударных дронов. Это снижает противодействие РЭБ станций по линиям связи БПЛА.
На сильно пересеченной местности или в городе небольшие беспилотные машины самостоятельно не смогут принять решение о возможности укрыться от обстрела или преодолеть сильные завалы. Простой пехотинец этот вопрос решит намного быстрее.
Ограниченность применения вооружения. Боевая платформа может использовать ровно столько боеприпасов, сколько есть на борту. Если запас закончился, то аппарат нужно выводить в тыл и перезарядить. Солдату проще, он может подобрать боеприпасы или взять другое оружие.
Есть еще недостаток у БЭМ. Они не могут самостоятельно перемещаться на большие расстояния. Их нужно перемещать на специальных транспортерах. Возможно лучше создать обычные системы вооружения с возможностью дистанционного управления на поле боя. То есть при проведении операции при поддержке пехотинцев в таких машинах экипажа не будет. При перемещении к линии боевого столкновения и перевозке солдат, машины будут управляться экипажем.
Еще немаловажное уязвимое место БЭМ. Это каналы передачи информации и управление машинами операторами на больших расстояниях. Боевую работу машины можно остановить простым подавлением каналов связи.
Эта проблема не сильно действует на беспилотные летательные аппараты. Это связано с низкой стоимостью FPV дронов и малых разведывательных аппаратов типа Mavic. Массовое использование недорогих воздушных Беспилотников компенсирует недостаток их устойчивости к работе РЭБ.
Пока большие компании представляют свою технику МО, на земле люди предлагают совсем другие аппараты для обеспечения передка транспортной техникой. Так появилось видео в котором, волонтеры испытывают малый тягач с тележкой, на которой размещены носилки. Аппарат создан на базе снегохода. Он имеет как бензиновый так и электродвигатель. Сейчас его испытывают на передовой.
В общем процесс насыщения войск малой техникой происходит. Ход боевых действий заставляет создавать и внедрять в войска новые образцы техники.