273,5K подписчиков

На него завели уголовное дело. Конфискация, которой не было: как сложилась судьба семьи летчика Проскурова?

141 прочитал

Перед Великой Отечественной войной, как и в первый её год, в армии проходили чистки. Как ним относиться – сложный вопрос.

Перед Великой Отечественной войной, как и в первый её год, в армии проходили чистки. Как ним относиться – сложный вопрос.

С одной стороны, есть мнение, что именно эти жесткие меры помогли Советскому Союзу устоять против гитлеровцев. Якобы всех лишних людей из армии убрали, а опасных ещё и расстреляли. Поэтому армия подошла к противостоянию в полной готовности. Да, в 1941 году тяжело было воевать с немцами и их союзниками. Но страна всё же справилась, а военачальники показали высочайший уровень мастерства. Как и солдаты – невероятную отвагу проявляли.

С другой стороны, как говорится, «лес рубят – щепки летят». Поэтом, не сомневаюсь, что были и те, кого репрессировали незаконно. Позже, когда Сталин ушел из жизни, этих людей реабилитировали. Жаль, что подавляющее большинство – посмертно.

Вспоминается история Константина Константиновича Рокоссовского, которого тоже арестовывали, допрашивали с пристрастием. Но этот выдающийся человек проявил мужество, стоял на своём, ни в чем не признался, в чем его обвиняли.

Рокоссовский в итоге стал одним из «маршалов Победы».

Возможно, незаменимых людей нет. Возможно, Советский Союз справился бы из без Константина Константиновича. Хотя я в этом сильно сомневаюсь.

В любом случае, было бы труднее.

Знаю, что без Ивана Иосифовича Проскурова справились. Генерал-лейтенант авиации был расстрелян осенью 1941 года. А я расскажу, что случилось с его семьей.

Баловень судьбы

Проскуров очень быстро сделал военную карьеру. Когда генерала расстреляли, ему было всего лишь 34 года. Только представьте: очень молодой мужчина – и уже генерал.

Иван Иосифович окончил лётную школу, получил старшего лейтенанта и был отправлен в Испанию, где официально советских войск не было, но присутствовали «наши специалисты». Они участвовали в боевых действиях, сражались против режима Франко.

Перед Великой Отечественной войной, как и в первый её год, в армии проходили чистки. Как ним относиться – сложный вопрос.-2

В 1938 году Проскуров вернулся в СССР. На груди его красовалась медаль «Золотая Звезда». Лётчик был Героем Советского Союза. Иосиф Виссарионович Сталин распорядился присвоить Ивану Иосифовичу звание майора.

А в 1939 году Проскуров стал заместителем народного комиссара обороны и начальником Разведывательного управления Красной армии.

В карьерных делах всё прекрасно получалось, семейная жизнь ладилась. Проскуров был настоящим баловнем судьбы.

Он мог спокойно на разного рода совещаниях, ничего не боясь, высказывать свою позицию. Даже присутствие Иосифа Сталина Проскурова не смущало. Лётчик, ставший генерал-лейтенантом, знал, что Иосиф Виссарионович ему симпатизирует.

И, действительно, Сталин Проскурову многое прощал. Но в какой-то момент удача отвернулась от Ивана Иосифовича. Тут впору вспомнить выражение: «Любовь королей быстротечна».

Против Проскурова завели дело. А потом и вовсе расстреляли.

Перед Великой Отечественной войной, как и в первый её год, в армии проходили чистки. Как ним относиться – сложный вопрос.-3

Семья

У Ивана Иосифовича остались: жена и две дочери. Они проживали в знаменитом «Доме на набережной» в Москве – Серафимовича, 2. Там квартиры давали лучшим людям страны.

Сначала женщин Проскурова отправили в Куйбышев – в эвакуацию, а потом жена оказалась в лагерях, где пробыла довольно долго, серьезно подорвала здоровье.

Реабилитация и попытки вернуть имущество

В 1955 году, когда уже не было в живых Сталина, когда Хрущев развенчал культ личности Иосифа Виссарионовича, Ивана Иосифовича Проскурова реабилитировали. Соответственно, с жены и дочерей сняли все обвинения.

Вдова генерала, находясь на свободе, но в тяжелом положении, отважилась написать Клименту Ворошилову, который некоторое время поддерживал приятельские отношения с Проскуровым. Надежда была слабая, но Климент Ефремович пошел навстречу женщине. Он поговорил с представителями КГБ – и те не возражали против того, чтобы вернуть имущество вдове генерал-лейтенанта. Однако был нюанс.

Возвращать, к слову, было что. Иван Иосифович владел мебелью из ценных пород дерева, у него был автомобиль «Рено», генерал собрал хорошую коллекцию пластинок. В общем жил Проскуров прекрасно – до определенного момента.

Стоимость имущества оценивалась в 1 млн. рублей. Или около того.

Также, учитывая тот факт, что генерала реабилитировали, родственники рассчитывали на компенсацию от государства.

Однако, как установил Ворошилов через людей в КГБ, имущество конфисковали только формально: оно продолжало некоторое время находиться в квартире на Серафимовича, 2. Потом – было похищено. Кражу совершил управляющий домом Михаил Бобков, заручившись поддержкой нескольких своих подчиненных. Этих людей арестовали и отправили на фронт – штрафниками. Бобков сгинул там, как и его подельники.

А Александра Игнатьевна Проскурова осталась ни с чем, потому что местонахождение похищенного установить не смогли.