Проблема историчности Иисуса Христа является долговременным и сложным дискуссионным вопросом, который вызывает различные мнения и исследования среди историков, религиозных ученых и археологов.
Существует ограниченное количество исторических документов, которые упоминают Иисуса Христа. Библейские тексты, такие как Новый Завет, являются основным источником информации о нем. Однако, существуют сомнения относительно авторства и точности этих текстов, так как они были записаны значительное время после событий, которые они описывают.
Кроме того, отсутствует неоспоримое археологическое или внешнее подтверждение существования Иисуса Христа. Несмотря на то, что некоторые археологические находки и исследования могут указывать на историческую достоверность определенных событий и мест, связанных с Иисусом, но они не являются определяющими доказательствами.
Существуют также различные теории исследователей, которые предлагают альтернативные объяснения жизни Иисуса Христа. Некоторые историки полагают, что Иисус мог быть легендарной фигурой, созданной для укрепления религиозных убеждений и формирования новой веры. Другие ученые предполагают, что историческая личность Иисуса была искажена и переосмыслена со временем.
В целом, проблема историчности Иисуса Христа остается открытой для обсуждений и различных толкований. Несмотря на отсутствие четких и конкретных доказательств, вера в Иисуса Христа остается важной частью христианской религии и культуры, и продолжает вызывать интерес исследователей и верующих.
Доказательства историчности Иисуса Христа. Нехристианские источники
Конечно, документальных свидетельств за пределами Священного Писания довольно мало. Наиболее подробное описание жизни и смерти Иисуса Христа содержится в четырёх Евангелиях и других книгах Нового Завета. Но в то же время В течение нескольких десятилетий своей жизни Иисус упоминался еврейскими и римскими историками в отрывках, полностью подтверждающих отрывки из Нового Завета, описывающие жизнь и смерть Христа.
Наиболее древнее и самое известное непосредственное упоминание об Иисусе в нехристианском источнике принадлежит историку Иосифу Флавию. (Antiquitates iudaicae XVIII, 63-64) Оно датируется второй половиной I века н.э. Этот документ известен также, как «Свидетельство Флавия» («Testimonium Flavianum»). Данный текст сохранился во всех рукописях работ Иосифа Флавия на греческом языке. Флавий пишет следующее:
“Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени”.
Но современные исследователи полагают, что наиболее точно подлинные слова Флавия передает сохранившаяся до наших дней версия этого текста на арабском языке. Она цитируется в манускрипте, созданном в X веке н.э. Агапитом, епископом Иерапольским. Звучит этот текст так:
"В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса”
Иосиф Флавий не был христианином, поэтому считается, что его свидетельство является объективным доказательством существования Иисуса Христа. Но до сих пор среди историков ходят споры о достоверности “Свидетельства Флавия”.
Существуют и другие нехристианские источники, подтверждающие существование Иисуса, например, “Анналы” римского историка Тацита. Тацит описывает казнь Иисуса Христа Понтием Пилатом. Этот рассказ появляется в Анналах Имперского Рима, истории Римской империи первого века, написанной около 116 года нашей эры римским сенатором и историком Тацитом:
"Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады"
Как римский историк, Тацит не имел никаких христианских предубеждений в своем обсуждении преследований христиан со стороны Нерона, говорит Профессор религиоведения Университета Северной Каролины, Барт Д. Эрман. “Практически всё, что он пишет, совпадает с историями Нового Завета. Описывает он это с совершенно другой точки зрения, как римский писатель, презирающий христиан и считающий их веру суевериями. Рассказывает Тацит и о том, как Иисус был казнён правителем Иудеи Понтием Пилатом за преступления против государства, а вслед за этим возникло мощное религиозное движение его последователей. Когда историк писал свои труды, он чётко указывал читателям места, где он не считает информацию достоверной. В отрывке же повествующем о Христе, нет никаких пометок или указаний на потенциальную ошибку”.
Другой знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей» пишет о правлении Клавдия:
"Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима"
Это известие оставлено на несколько лет позже свидетельств Тацита, около 120 года. Изгнание Клавдием иудеев из Рима упоминается и в «Деяниях апостолов»; христианский историк Павел Орозий датирует его 9 годом правления Клавдия, то есть 49-50г. Современные исследователи сопоставляют с этим сообщением найденный в Египте рескрипт Клавдия александрийским иудеям от 41 г., запрещающий им приглашать к себе соплеменников из Сирии и Иудеи, разносящих «как бы некий общий недуг всей вселенной»; однако связь этого последнего (в отличие от сообщаемого Светонием акта) с христианской агитацией неочевидна.
До нашего времени также дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном. Из письма Плиния к Траяну:
"...До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…"
Все эти нехристианские источники упоминают Иисуса или его последователей, что говорит нам о том, что Иисус Христос возможно действительно существовал.
Археологические доказательства
Археологических свидетельств существования Иисуса из Назарета не существует. Профессор религиоведения Барт Д. Эрман говорит: «Реальность такова, что у нас нет никаких практических археологических свидетельств о тех, кто жил во времена Иисуса и в том месте где он родился. Отсутствие доказательств не означает, что человека в то время не существовало. Это означает лишь то, что она или он, как и 99,99% остального мира в тот период, не оказали никакого влияния на археологические данные».
Но в то же время существуют и косвенные археологические доказательства, подтверждающие существование Иисуса Христа. Например, 21 декабря 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив таким образом существование этого крошечного поселения во времена, когда там жил Иисус Христос. Эта археологическая находка пусть и не подтверждает, что Иисус Христос жил там, она тем не менее подкрепляет повествование Евангелия о его жизни.
Христианские источники
Ранние христианские описания Иисус Христос упоминается в тысячах писем, проповедей и комментариев ранних христиан. Эти небиблейские описания подтверждают большую часть подробностей из жизни Христа, содержащихся в Новом Завете, включая его распятие и воскресении. Невероятно, но было обнаружено более 36 тысяч таких полных или частичных описании, некоторые из которых относятся к первому веку. По этим небиблейским описаниям можно восстановить весь Новый Завет.
Большинство нехристианских историков считает древние рукописи Нового Завета веским доказательством существования Иисуса Христа. Майкл Грант, атеист и историк Кембриджского университета, считает, что Новый Завет следует считать таким же свидетельством, как и другие свидетельства древней истории: «Если при рассмотрении Нового Завета мы используем те же критерии, что и при анализе других древних повествовании, содержащих исторический материал, мы не можем отрицать существование Иисуса Христа больше, чем существование большого количества языческих персонажей, историческая достоверность которых никогда не подвергается сомнению». Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными описаниями жизни и проповедей Иисуса Христа.
В 1830-х годах немецкие ученые заявляли, что Новый Завет был написан в 3- м веке, и, таким образом, не мог быть написан учениками Христа. Однако, обнаруженные археологами в 19-м и 20-м веках копии рукописей подтверждают, что эти повествования об Иисусе Христе были написаны намного раньше. Уильям Олбрайт датирует Евангелия Нового Завета периодом «между около 50 и 75 гг.. Джон А. Т. Робинсон из Кембриджского университета относит все книги Нового Завета к периоду 40-65 гг. Такое раннее датирование означает, что они были написаны при жизни очевидцев, то есть намного раньше, и поэтому не могли быть ни мифом, ни легендой, для развития которых требуется много времени. После прочтения Евангелии К. С Льюис написал: «Теперь, как историк текста, и я совершенно убежден, что …Евангелия…не легенды. Я знаком со многими великими легендами и для меня совершенно очевидно, что Евангелия не являются таковыми».
Количество рукописей Нового Завета огромно. Существует более 24 тысяч полных и частичных копии рукописей книг, из которых он состоит, что намного превосходит количество всех других древних документов. Ни одно другое древнее историческое лицо, будь то религиозное или светское, не имеет такого количества материла, подкрепляющего его существование, как Иисус Христос.
Кто такой на самом деле Иисус Христос?
Исторический Иисус родился в промежутке между 12 годом до н.э. по 4 год н.э. в Вифлееме в бедной семье плотника Иосифа и Марии. По национальности он был евреем. Семья его была многочисленна. У Иисуса были братья, сестра. Причем в Евангелии от Луки об этом мало сведений, а в Евангелии от Матфея больше. .
Иисус учился читать. Школьными учителями в иудейских городах, того времени, по историческим источникам, были синагогальные чтецы. Мало вероятно, чтобы Иисус знал греческий язык. В то время родным языком в Иудее был сирийский. О науках Иисус не имел понятия и все явления природы он рассматривал с точки зрения чудес, проявлением деятельности высших — божественных сил. В этом отношении Иисус ничем не отличался от других мальчишек. Чудесное было для него не исключением, а нормальным явлением.
Характер Иисуса обнаружился очень рано. Многие легенды рассказывают, что он с детства «восстал» против родительской власти [8]. Если читать Евангелие, то мы видим, что семья его не любила. Его отец умер рано, таким образом мать Мария стала главой семьи. Этим объясняется, почему Иисуса часто называли «сыном Марии»[6.53]. Иисус занимался ремеслом своего отца - плотничеством.
Иисус изначально был ребенком необыкновенным, и поэтому он не находил поддержки ни у родителей, ни у сверстников.
По библейскому тексту Иисус в возрасте 30 лет пришел к Иоанну Крестителю и принял крещение в священной реке Иордан и с того момента он начал проповедовать.
Иисус проповедовал, в основном, о любви к Богу и ближнему. Он говорил о необходимости раскаяния, веры и покаяния, а также о милосердии и прощении. Иисус также призывал своих последователей к справедливости и смирению, отвергая жадность и эгоизм. Он часто использовал притчи и аллегории, чтобы объяснить свои учения и привлечь внимание слушателей.
Настоящее имя Иисуса – Йешуа. Именно так его называли современники, родственники, последователи и враги. В Иудее такое имя давалось в честь ближайшего соратника Моисея Йешуа Навина. Йешуа возглавил еврейскую армию сразу после бегства из Египта, привел народ к победе в войне за Ханаан и возглавил иудеев после смерти Моисея.
Примечательно здесь то, что Йешуа это тоже не настоящее имя героя. Изначально его звали Осия. Имя Йешуа он получил от Моисея за свои победы. С древнееврейского языка новое имя переводилось как «Божественный спаситель».
Почему Йешуа стали называть Иисусом? Иисус – это греческий вариант имени Иешуа. Дело в том, что в греческом языке нет буквы «ш», поэтому в переводе оно звучит по-другому.
Что значит Христос?
Христос – это не имя, а эпитет, означающий «мессия» или «помазанник». Слово тоже греческое, в еврейском варианте оно звучало как «мешиха».
Традиционно, в Древнем Израиле так называли всех иудейских священников и царей. Подразумевалось, что все священники и цари – это духовные лидеры, получившие власть напрямую от Бога. Учитывая, что Иисус объявил себя царем Иудеи и лидером новой религии – христианства, то от соратников он тоже получил эпитет «Христос».
Стоит отметить, что такое громкое заявление Иисус сделал неспроста. У иудеев существовало пророчество, что когда-нибудь страну возглавит идеальный монарх, потомок царя Давида. Он освободит евреев от власти римлян, сделает всех счастливыми, богатыми и беззаботными.
В I веке ситуация в регионе была плачевной. Римляне вытягивали из провинции все ресурсы, жестоко подавляли восстания и обусловили невероятную бедность, коррупцию и преступность в Иудее. Люди нищали и ждали перемен.
В свою очередь, христианство появилось как одно из ответвлений иудаизма. Иисус объявил власть императора незаконной, осмеял римских богов и пообещал людям то, чего они так сильно желали – надежду на лучшую жизнь. Первыми последователями мессии стали наиболее уязвимые слои населения – рабы, вольноотпущенники и беднота. Заявление Иисуса о том, что он царь Иудеи, было намеком, что он и есть тот идеальный монарх из пророчества.
Таким образом можно сделать вывод, что такой человек как Иисус действительно мог существовать в то время, но вопрос о том творил ли он приписываемые ему чудеса, и был ли он Мессией, остается открытым. Он был проповедником и лидером, который мог повести за собой людей. Не исключено, что образ Иисуса мог обрасти мифами и легендами с течением времени, дабы привлечь последователей для новой религии.
Влияние Иисуса
Но каково же влияние Иисуса Христа? Обычные граждане Древнего Рима узнали о существовании Христа лишь через много лет после его смерти. Христос не командовал армиями. Он не писал книги и не менял законы. Иудейские вожди надеялись стереть его имя из памяти людей, и казалось, что это им удастся. Однако сегодня от древнего Рима остались только руины. А могущественные легионы Цезаря и помпезное влияние Римской империи канули в лету. А как помнят Иисуса Христа в наши дни? В чем его непреходящее влияние? Об Иисусе Христе написано книг больше, чем о ком-либо другом за всю историю человечества. Государства брали его слова за основу своего устройства. Согласно Дюранту, «Триумф Христа стал началом развития демократии». Его Нагорная проповедь заложила новую парадигму этических норм и морали. В память о нем закладывались школы и больницы, создавались организации гуманитарной направленности. Более 100 великих университетов — Гарвардский, Йельский, Принстонский и Оксфордский, а также многие другие были основаны христианами.
Женщин во времена Христа считали низшими существами и почти не считали за людей до тех пор, пока у его учения не появились последователи. Рабство в Великобритании и Америке было отменено благодаря учению Христа о ценности каждой человеческой жизни. Удивительно, что Христос смог оказать такое влияние в результате всего лишь трехлетнего служения людям.
Когда писателя и публициста Герберта Уэллса спросили, кто оказал на историю самое большое влияние, он ответил: «Первым в этом ряду стоит Иисус Христос». Историк Йельского университета Ярослав Пеликан заявил, что «независимо от того, что каждый лично думает о Нем, Иисус из Назарета был доминирующей фигурой в истории в течение почти двадцати столетии… Именно от Его рождения большая часть человечества ведет отсчет календаря, именно Его имя миллионы людей произносят в сердцах и именно во имя Его миллионы людей произносят молитвы».
Итог?
Польский писатель и эссеист Зенон Косидовский, рассматривая в своей книге «Сказания евангелистов» вопрос историчности Иисуса Христа, указывает на то, что “…нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку в Палестине того времени подобного рода бродячие проповедники, пророки и мессии были обыденным явлением. В ту пору, когда жил и действовал Иисус, а также до его рождения и после его смерти историки насчитали в Палестине по меньшей мере двенадцать пророков и мессий, более популярных, чем он”
В своем проекте я собрала некоторые известные доказательства существования исторического Иисуса Христа. На самом деле существует гораздо больше свидетельств, но все они очень спорные и не говорят ничего конкретного.
Целью моего проекта не было убедить людей в существовании Иисуса, ведь это личное дело каждого, я просто собрала имеющеюся информацию из открытых источников и объединила их в одну статью для более удобного погружения в тему.
Я считаю, что Иисус действительно существовал, но был ли он Сыном Божьим - исследователям только предстоит выяснить.
Дж. Р. Р. Толкин, автор трилогии «Властелин колец» однажды сказал:
«История Иисуса Христа есть история сбывшегося мифа: мифа… отличного в огромной степени тем, что он действительно имел место»
Список используемой литературы
1. Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М.: СП «Слово». 1990. – 509 с.
2. https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-ob-istorichnosti-iisusa-hrista-v-sovetskom-religiovedenii/viewer
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0
4. https://xn--h1ajim.xn--p1ai/%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81
5. https://icocnews.ru/christian-apologetics/dokazatelstva-sushhestvovanija-iisusa-hrista-istochniki-vne-biblii.html
6. https://kulturologia.ru/blogs/291020/47990/
7. https://opusdei.org/ru-ru/article/chto-soobshchaiut-nam-ob-iisuse-khriste-rimskie-i-iudeiskie-istochniki/
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81
10. https://weekend.rambler.ru/other/44826929-kak-zvali-iisusa-na-samom-dele/
11. https://biography.wikireading.ru/50127
12. https://dzen.ru/a/XP6xNziOIQCvBgia
P.s
данную статью я написала в качестве продукта для школьного проекта, информация в ней может быть не до конца проверенной и точной, поэтому не судите строго))) если вы заметите какие-то неточности, то напишите в комментариях и я исправлю этот момент