234 подписчика

Возможна ли реформа Форин-офис?

ЗданиеаМинистерство иностранных дел, Содружества наций и развития Великобритании
ЗданиеаМинистерство иностранных дел, Содружества наций и развития Великобритании

Группа британских бывших высокопоставленных дипломатов предложила серьезно реформировать, а в идеале упразднить Форин-офис (ФО). Вместо Министерства иностранных дел, по делам Содружества и развития критики предлагают создать департамент международных отношений, отвечающий духу времени и целям "островной державы среднего размера".

Бывшие: секретарь кабмина лорд Седвилл, гендиректор МИД Моаззам Малик и Том Флетчер – посол и советник Тони Блэра, Гордона Брауна и Дэвида Кэмерона – написали брошюру "Мир в 2040 году: Обновление подхода Великобритании к международным делам", в которой предложили не только институциональную, но и концептуальную реформу внешней политики Туманного Альбиона.

"Во имя процветания и безопасности Великобритании" новое ведомство должно стать координационным центром стратегического планирования не только дипломатии, но внешней торговли, гуманитарной помощи, экономического развития и политики в области изменения климата (куда же без нее).

Любая реформа требует больших затрат. Поэтому на вопрос: "Где деньги, Риш?", ее инициаторы предлагают правительству взять на себя обязательство тратить на международную деятельность 1% годового дохода страны (по аналогии с тратами 2% дохода на оборону).

Новое ведомство не должно зависеть от смены приоритетов с каждым новым министром. Поэтому парламент должен дать новому департаменту "четкий мандат и ключевые цели", лежащие "за пределами срока полномочий отдельных министров". Все это позволит Великобритании более успешно преследовать свои долгосрочные внешнеполитические цели.

В свою очередь понимание целей зависит от самоидентификации в меняющемся мире. Что же предлагают авторы брошюры? Предлагают осознать, что Великобритания больше не империя, над которой никогда не заходит солнце, а "островная держава среднего размера". Более того, Лондон "не сможет полагаться только на свои традиционные союзы с США и Европой", а должен формировать "прагматичные" новые партнерства с другими "средними державами" — региональными лидерами в других частях света, особенно в Азии. Собственно, это уже делается. Достаточно повнимательнее посмотреть на происходящее на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.

Бывшие убеждены: не отказываясь от существующих альянсов, страна должна строить отношения с новыми союзниками, даже если их "интересы и ценности могут меньше совпадать" с британскими. Великобритания должна "быть более командным игроком, проявляя смирение и уважение", а не пытаться проецировать на мир образ "величия", ставший анахронизмом. "Будучи державой среднего размера, не входящей в ЕС, мы потенциально могли бы многому научиться у таких стран, как Норвегия, Канада, Швейцария и Япония, которые используют свои размеры и независимость для оказания значительного влияния на мировой арене".

Для всего этого и нужен новый департамент по международным отношениям, который будет заниматься долгосрочной стратегией и политикой, оставив проведение в жизнь конкретных замыслов другим полуавтономным государственным структурам.

Форин-офис довольно оперативно отреагировал на эти предложения. Там заявили, что у министерства есть четко определенные приоритеты, а именно: поддержка Украины, создание более безопасного Ближнего Востока, содействие международному развитию и укрепление безопасности, процветания и создание рабочих мест в Великобритании. Представитель ФО отметил, что министерство максимально полно использует свое положение и стремится "оказывать еще большее влияние и воздействие на мировой арене".

Очевидно, что в ближайшее время Форин-офис не распустят, тем более, нужно учитывать консервативное отношение британцев к институтам и их названиям. Про "смирение и уважение" вообще не стоит говорить – это не про лордов. Однако трансформация видения истеблишментом своего места в большой политике "для оказания значительного влияния на мировой арене" уже происходит. Нам важно понимать, как бы не называлась структура, реализующая внешнюю политику страны, работать она будет на интересы британских буржуинов. И если для сохранения и усиления своего влияния им придется снять пару картин колониальной эпохи со стен Форин-офиса, чтобы "создать более открытую рабочую культуру и послать четкий сигнал о будущем Великобритании", они это сделают.

Но это лишь фасад, за которым скрываются холодные и голодные глаза политической рептилии, никогда не меняющей свои цели.