Избранные работы по русской философии, политике и культуре. Интервью с Алексеем Алексеевичем Кара-Мурзой.

186 прочитали

16 апреля этого года в Институте философии РАН состоится презентация книги доктора философских наук, руководителя сектора философии российской истории А.А. Кара-Мурзы «Избранные работы по русской философии, политике и культуре» (М.: Издательство "Согласие", 2024.). Нам удалось побеседовать с Алексеем Алексеевичем о его монографии, о «философском краеведении» как методе и жанре философского исследования и о пешеходной лекции-экскурсии «Москва Бердяева», приуроченной к 150-летию со дня рождения Н.А. Бердяева.

Кара-Мурза А.А. Избранные работы по русской философии, политике и культуре. М.: Издательство "Согласие", 2024. 728 с. ISBN: 978-5-907616-45-5.
Кара-Мурза А.А. Избранные работы по русской философии, политике и культуре. М.: Издательство "Согласие", 2024. 728 с. ISBN: 978-5-907616-45-5.

З.И.: Алексей Алексеевич! В чем состоит основная цель Вашей новой книги «Избранные работы по русской философии, политике и культуре»? Кому Вы её адресуете?

А.А.: У любой книги цель всегда одна – добраться до читателя, обратить на себя его внимание. Цель моих недавно вышедших «Избранных работ» – довести до специалистов-русистов, под одной обложкой, тексты, которые были написаны мной за последние десять лет. В данном случае это около 50 (пятидесяти!) статей, опубликованных мной за эти годы в ведущих журналах – «Вопросы философии», «Философский журнал», «История философии», «Полилог», в американском «Russian Studies in Philosophy». Я не настолько тщеславен, чтобы помыслить, что люди (и даже близкие друзья), как-то интересующиеся моим творчеством, будут специально «выковыривать» мои тексты из старых журнальных подборок, а потом бережно коллекционировать их. Такого подвига я не жду даже от своих сотрудников и аспирантов. Читатели, в том числе коллеги, сейчас сильно перекормлены многообразной литературой разного качества. Поэтому задача автора, как мне кажется, самому собрать и в должном виде представить читателю то, что он считает лично для себя важным. Сегодня так выходит, что объективный читательский суд надо еще помочь организовать.

З.И.: Первое, что бросается читателю в глаза, это конечно же яркая обложка книги. Какая картина была выбрана Вами для обложки и почему?

А.А.: Здесь всё максимально просто. Для обложки выбрана картина Константина Федоровича Юона «Московский университет» (1911). В этом здании, почти с тех времен не изменившемся, я проучился восемь лет: пять лет студентом, а потом три года аспирантом. Здесь же я в 1981 г. защитил кандидатскую (историческую) диссертацию – о формировании «новых элит» в странах Тропической Африки. Это самое старое («казаковское») из сохранившихся зданий Московского университета для меня было и остается не только «альма-матер», но и вообще символом русского гуманитарного интеллектуализма.

З.И.: Книга состоит из пяти проблемных разделов, соответствующих Вашим научным интересам – «Наброски автобиографии», «Вопросы методологии», «Россия в поисках цивилизационной идентичности», «Философия истории», «Философское краеведение»… Какой из них наиболее важен для Вас?

А.А.: Для меня они равно любимы и ценны. Я ведь старался собрать в сборнике действительно «избранные» работы. Сам удивился, когда в итоге получилась столь объемная книга – почти пятьдесят авторских листов.

З.И.: Название последнего раздела в книге – это, как я знаю, Ваш авторский термин.

А.А.: Это действительно так. Сам термин «философское краеведение» принадлежит мне и определяет метод и жанр философского исследования, когда тот или иной авторский текст анализируется в контексте своего замысливания, обдумывания и исполнения в конкретном пространстве и в конкретный промежуток времени. Вообще, тексты, написанные в жанре «философского краеведения», я отношу к числу наибольших моих удач последнего времени. Это, например, статьи, связанные с исследованиями «русской Италии», – о Риме Ивана Тургенева, о Сорренто Владимира Соловьева, о Венеции Леонида и Бориса Пастернаков, о Генуе Антона Чехова, об острове Капри Ивана Бунина, о Флоренции Владимира Вейдле. Удался, мне кажется, и текст, посвященный пятидневному пребыванию во французском Дижоне весной 1857 г. приятелей-литераторов Ивана Тургенева и Льва Толстого. Для того, чтобы понять детали (от театральных до гастрономических) этого малоизвестного совместного вояжа двух национальных гениев, пришлось, разумеется, поехать в столицу Бургундии и провести, что называется, «расследование на месте».

З.И.: Недавно, в рамках проведения юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения Н.А. Бердяева, была организована пешеходная лекция-экскурсия «Москва Бердяева». Где вы вместе с Ольгой Анатольевной Жуковой и Алексеем Павловичем Козыревым провели участников по центру Москвы, где жил и работал знаменитый русский философ.

А.А.: Да, мы выбрали только кусочек Москвы, важный для Бердяева, и ходили по нему более трех часов: от старого здания Института философии на Волхонке – до приходской церкви св. Власия, где ежедневно молился Бердяев, и его последней квартиры в Большой Власьевском переулке. Нас было человек сорок, в основном молодежь. И этот наш пеший вояж уже получил широкий резонанс. Я, водивший экскурсии по «бердяевским местам» в Риме и Флоренции, в этом и не сомневался. Поэтому ближе к лету собираемся повторить этот опыт, возможно, еще более удлинив маршрут. Бердяев, родившийся в пригороде Киева и умерший в пригороде Парижа, очень любил Москву и считал себя во многом «москвичом». Философская Москва в долгу перед нашим великим соотечественником.

Беседовали д.филос.н. Алексей Алексеевич Кара-Мурза и к.полит.н. Зинаида Игоревна Рожкова.