Найти тему
f.r.oksa

Образ бурлака в искусстве

Бурлаки- cпециальные рабочие, которые нанимались для того, чтобы тянуть на бечеве суда. Бурлаки занимались трудной работой, которая губительно влияла на здоровье человека.

За историю человечества, различные художники и поэты, использовали образ бурлака в своих произведениях. Реферат содержит сравнение образов бурлака в произведениях живописи и литературы в 19-20 вв.

ГЛАВА 1 И. Е. Репин “Бурлаки на Волге”.

Илья Ефимович Репин- русский художник, реалист, яркая фигура в истории русской живописи. “Мастерство и сердце-вот два равновеликих слагаемых, которые в своём сочетании и создали живопись Репина, как они создали романы Толстого, поэзию Лермонтова, музыку Мусоргского..”- говорил Корней Чуковский о Репине. Действительно, картины Репина поражают своим величием, тонкость и глубиной, которая берёт за душу практически любого зрителя: одна из таких картин, запоминающаяся всем ещё в школьные годы, -“Бурлаки на Волге”

Репин написал картину ее в период с 1870 по 1873 год. Ещё в учебные годы Илья Репин поехал в Усть- Ижору, где он и увидел бурлаков, поразивших воображение молодого художника. Композиция картины поражает, персонажи выстроены так, что на картине зритель чувствует эффект тяжести, передаются страдание простых людей, которым не повезло оказаться в такой ситуации. Репин использует тормозящее движение. Все бурлаки на картине - это индивидуальные личности, каждый из них имеет свой характер и свою роль. Изначально зритель видит на картине серую массу, толпу людей, однако присмотревшись, можно заменить , что все герои разные. Каждый персонаж - личность. Самый первый бурлак смотрит на зрителя уставшим и больным взглядом, молодой человек за ним так же «наблюдает за зрителем», однако в его глазах можно прочесть заинтересованность и , несомненно, усталость 

высокий молодой человек за ними курит трубку, это не делает его менее уставшим, но отличает от общей массы людей ,предпоследний смотрит куда- то в даль, у крайнего бурлака голова опущена вниз, своим видом он больше напоминает не человека, а тень Больше всех на картине выделяется молодой человек, находящийся в центре; его освещает солнце, будто юноша светится сам, он стоит прямо. Молодой человек ещё вряд ли принял свою участь, он ещё не представляет, что его ждет дальше. Выглядит он тоже по-другому: светлая одежда и более яркий, чистый тон кожи сильно отличают его от остальных, ведь другие рабочие, находящиеся ежедневно под палящим солнцем, успели загореть. 

Интересная особенность картины: флаг, на мачте судна неправильно расположен. Имеются разные объяснения этого феномена. Однако всё может быть довольно просто: флагшток имеет свойство крутиться от ветра, переворачивая флаг. 

И. Е. РЕПИН. “Быдло империализма”

Картина была написана в 1917 году, на передвижной выставке появилась в 1918 году и была показана уже новому зрителю, знакомому с советской действительностью. Люди стали воспринимать Илью Репина по-новому, замысел художника был прост и понятен: новый зритель увидел на картине ужасное положения русского народа в царской России, которое передавалось через образ обычных бурлаков, чья судьба была схожа с судьбами всем крестьян. Однако не все поняли и приняли новую трактовку известного сюжета художника.«… постараюсь во всеуслышание объяснить свою идею удачного названия картины моей «Бурлаки на Волге». Теперь это особенно необходимо, когда не одни бурлаки, а вся Россия не обратилась в быдло прусского империализма”, - писал Репин.

Образ Бурлака становится символичным. Бурлаки тащат непосильную ношу, хозяева сидят на корабле, пока он изо всех сил трудится, отдаёт свою жизнь. Символичный образ бурлака появляется и у Некрасова.

 

ГЛАВА 2: Творчество Николая Алексеевича Некрасова. 

Николай Алексеевич Некрасов- русский поэт, публицист. 

В 1860 году Некрасов пишет стихотворение “На Волге”, оставляющее грустное впечатление из-за точно и правдиво переданной картины жизни обычного человека, крестьянина, бурлака. Автор использует приём олицетворения, обращаясь к Волге. Показывает своё отношение к родным местам, этот берег дорого ему, он вспоминает детство. Пейзаж наполнен светом. Автор применяет приём антитезы, описывая свои действия, они говорят о лёгкости, беспечности, игре.

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою...

Душа поёт, он рад, он счастлив здесь.Но эти воспоминания сменяются другой картиной: поэт применяет прием антитезы. Сначала были песни, теперь вой. Он испуган, оглушён. 

Я знать хотел что значит он.

Некрасов старался показать жизнь именно такой, какая она есть. Основная тема творчества Некрасова- тяжкая участь русского народа. Читатель видит перед собой Волгу. Главный герой размышляет о своей юности и прошлом; он вспоминает, как в раннем возрасте увидел бурлаков. Бурлаки Некрасовым показаны поразительно точно: читая поэму, ощущается тяжесть работы. Один из бурлаков размышляет в слух, приходит к выводу, что уж лучше смерть, чем такая жизнь

Другой, с болезненным лицом,

Ему ответил. — Эх, напасть!

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть —

Так лучше было бы еще…»

Некрасов даёт реплики бурлаков. За этими словами открывается безнадёжная жизнь. Ещё здоровый, сильный человек умирает. Автор добивается трагичности сравнением

Тянул бы лямку, как медведь

Некрасов описывает человека с помощью эпитетов: угрюмый, тихий, и больной

Без шапки, бледный, чуть живой.

Лишь поздно вечером домой я воротился. 

Почему он чуть живой? Всё от ощущений, новых впечатлений, которые он получил при встрече с этими людьми. Все в душе лирического героя протестует. 

Но что же делать, чтобы избавится от страданий? Некрасов использует образ бурлаков, дабы показать простой народ, бурлаки становятся символом бесконечного страдания всего народа. 

 

ГЛАВА 4: Образ бурлака в песне Бориса Гребенщикова “Бурлак” 

Борис Гребенщиков* так же ,как и Илья Репин, пишет своё произведение в переломное для страны время. Во время перемен. В 90е годы это была перестройка. В песне бурлак идёт по небесной равнине; он одинок, бечева, прочно державшая его, порвалась. Что дальше? Теперь самому надо выбирать дорогу. В песне появляется образ Небесного Иерусалима и Ганга. Хозяин сверху смеется. Этот образ неоднозначен: это может быть и тот, кто управляет жизнями таких вот «бурлаков». А может быть, это Бог.

Оба персонажа смеются вместе, Бурлак смеётся от волнующего чувства полной свободы, плохо осознавая, куда теперь податься. Может в религию?

Ему господин кажет с неба кулак, А ему все смешно — в кулаке кокаин.

Строчка похожа известное выражение “Религия- опиум для народа”, которое принадлежит немецкому философу Карлу Марксу. И напоминает о повышенном интересе к церкви в перестроечное время.

А вниз по Волге — Золотая Орда, 

После путь возвращает его к Волге, будто с высоты видно движение татарского воинства - Золотая Орда. Герой видит, как с берега кричат барышни, возможно, это девушки –дачницы, их белые платья резко контрастировали с грязной одеждой бурлаков, это и поразило Илью Репина, задумавшего картину “Бурлаки на Волге”.

Далее в песне появляется образ зимы, холод сковывает мир настолько, что приходится смириться.Возможно, автор говорит о годах застоя (холод сковывает кровь, замедляя движения).

Бурлак хочет живой воды, свободы. Но вот весна сбрасывает оковы со всего. Но что же будет потом?

А то ли волжский разлив, то ли вселенский потоп,

Вместе с весной раскрываются душевные силы, и подобное движение Гребенщиков* сравнивает с буйством природы – разливом воды, которое перерастает в библейский вселенский потоп, грозящий гибелью всему живому.

То ли просто господин заметает следы,

Эта строка , в которой Гребенщиков* использует разговорное, жаргонное слово ,напоминает сериалы о бандитах, которые стали популярными в России 90х.

В этот момент, лирический герой принимает свою участь: он обитатель города Китежа, спрятанного в озере. Высшие силы помогли людям, однако теперь в этот город могут попасть только праведные, слышащие колокольный звон из-под воды.

Только мне все равно — я почти готов, Готов тебе петь из-под темной воды.

Автор использует образ шестикрылого Серафима; бурлак просит взмахом крыла отпустить все его грехи, однако ангел молчит. Это не должно помешать герою продолжить духовный путь. Только искать этот путь надо вместе с ангелом- считает герой Гребенщикова. Путеводной звездой становится истинная вера. 

“Секам” и “Пал” - это системы передачи телесигналов, они в песне создают антитезу, говорящую об изменчивости жизни. Человек может стремиться к высшей цели, но из-за слабостей, он может сдаться ещё в самом начале. Главное - не сдаваться ,стучать в закрытую дверь и …тебе обязательно откроют. 

То во поле кранты, то в головах Спас.

Начало этой строки напоминает русскую песню, но здесь не берёза,как лирический образ, а кранты, разговорное слово, обозначающее безвыходное положение. Противопоставление, говорящее о том ,что всё меняется и непонятно в какую сторону.

Вышел, чтоб идти к началу начал,

Но выпил и упал — вот и весь сказ.

В следующей строке Гребенщиков* говорит о самой серьёзной проблеме русского человека. Человек вышел на дорогу, чтобы свернуть горы, добраться до истины. Гребенщиков* говорит о вечной проблеме русского человека, которому свойственно все свои проблемы запивать. Хорошее начинание заканчивается бесславно. 

А вороны молчат, а барышни кричат,

Тамбовской волчицей или светлой сестрой.

Вороны - вещие птицы. «Тамбовская волчица» напоминает фразу следователя, адресованную осужденному: “Тамбовский волк тебе товарищ”. Кто же эти «барышни» ? Светлые души или преступницы?

То спасительный пост, то спасительный яд

Непонятно что из этого будет спасительным пост или яд.

И, где бы я ни шел, я все стучусь у дверей: Так Господи мой Боже, помилуй меня!

Лирический герой просит прощения за содеянное.

Образ Бурлака Борис Гребенщиков* выбирает не случайно. Образ идеально подходит чтобы передать атмосферу в стране во время перестройки.

*выполняет функции иноагента