459 подписчиков

Как подготовить сет-лист

Сет-листы необходимы для организации и структурирования выступления. Они гарантируют, что ваша музыка плавно перетекает от одной песни к другой и заряжает аудиторию энергией так, как вы этого хотите.

Сет-листы необходимы для организации и структурирования выступления. Они гарантируют, что ваша музыка плавно перетекает от одной песни к другой и заряжает аудиторию энергией так, как вы этого хотите. Они также важны для того, чтобы все присутствующие на сцене были на одной волне! При составлении сет-листа необходимо учитывать множество факторов, таких как тема выступления, ожидания аудитории и желаемая эмоциональная или музыкальная составляющая вашего шоу. Патрис Уильямсон рассказывает, как подготовить сет-лист, опираясь на свой опыт джазового вокалиста, но эти советы могут быть также применимы и к другим жанрам.

Соберите песни для вашего сет-листа

Важно иметь список всех песен в вашем репертуаре. Это означает, что ещё до составления сет-листа вам следует собрать информацию обо ВСЕХ песнях, которые вы могли бы сыграть вживую. Информация в списке должна включать тональность, размер, предпочитаемый вами темп и стиль (например, средний свинг, свинг в быстром темпе или баллада). Также укажите, есть ли у вас ноты, которыми можно поделиться с группой. Имея это под рукой, вы сможете составить свой список и упростить подготовку к концертам.

Концертная книжка

«Концертная книжка» – это сборник песен в тех тональностях, в которых вам удобнее всего их исполнять. Обязательно соберите как можно больше песен, чтобы составить привлекательный сет-лист. Также важно иметь свою книгу в цифровом формате. В наши дни можно мгновенно, прямо перед нашим выступлением, отправить ноты группе по Интернету. Но если это по каким-то причинам не работает, у вас всегда с собой должен быть печатный экземпляр вашей книги, чтобы музыканты могли скопировать партитуры.

Lead sheet (цифровка)

Lead sheet (цифровка) – способ записи песни в сокращённой форме. Цель такой записи – разместить на одной или двух страницах всю необходимую информацию: гармоническая последовательность/смена аккордов, мелодия, текст, размер, грув и темп. Структуру или форму песни обычно записывают в обычных нотах/партитурах. Поскольку многие джазовые стандарты взяты из бродвейских шоу, партитуры могут занимать несколько страниц.

Где найти цифровки

Цифровки можно найти в различных изданиях, песенниках и Интернете. Если вы можете найти только обычные ноты для песни, составить цифровку самостоятельно. Это несложно.

Начните с разделения каждого нотного стана на четыре такта. Многие джазовые стандарты состоят из 32 тактов и имеют структуру AABA: по 8 тактов в первой и второй части, 8 тактов в части B и 8 тактов в последней части. Наличие одинакового количества тактов в строке упрощает просмотр и не позволяет потеряться. В начале страницы укажите ключ, ключевые знаки и размер. Мелодия записывают на нотном стане, а аккорды указывают над каждым тактом. В верхнем левом углу укажите грув (средний свинг, баллада, босса-нова) и темп (bpm, что означает количество ударов в минуту). Если есть повторы или кода, обязательно выделите эти места, чтобы их было хорошо видно.

Составление сет-листа

Хороший сет-лист должен быть достаточно разнообразен, чтобы заинтересовать всех. Вы и сами не захотите, чтобы в нём стояло слишком много похожих песен подряд. Следует учитывать такие аспекты, как тональность, грув, темп, размер, инструментовка и история. Вам также необходимо убедиться, что у вас более чем достаточно музыки, чтобы покрыть время концерта. Хорошо, если у вас в сет-листе будет больше песен, чем позволяет отведённое время. В таком случае, список можно будет легко изменить в любой момент, не мучаясь с поиском новой песни.

Песни в сет-листе могут отличаться по тональности, груву, размеру или темпу.

Вот метод, который я применяю на протяжении многих лет: я вырезаю названия каждой песни, чтобы можно было перемещать их, как кусочки головоломки. Я пою начало каждой мелодии, чтобы уловить суть, и меняю их местами, пока не почувствую, что это правильный порядок.
Патрис Уильямсон
Метод Патрис Уильямсон, помогающий ей составить сет-лист
Метод Патрис Уильямсон, помогающий ей составить сет-лист

Принимая решение о порядке песен, всегда полезно начать с той, которую вы очень хорошо знаете. Это поможет вам акклиматизироваться и чувствовать себя комфортно на сцене.

Тематический сет-лист

Сделать шоу на определённую тему – отличный способ прорекламировать своё выступление. Попробуйте сделать программу на основе песен вашего любимого исполнителя или песен определённой эпохи.

Допустим, у вас выступление в сентябре, вы могли бы спеть «September in the Rain», «September Song», «The September of My Years». Если вы находитесь в той части мира, где этот месяц совпадает с осенью, вы могли бы включить «Autumn in New York», «Autumn Leaves», «Tis Autumn».

Также вы можете составить сет-лист так, чтобы названия песен рассказывали историю. В 2017 году Патрис Уильямсон выпустил «Comes Love», трибьют-альбом Элле Фитцджеральд к празднованию её столетия. 12 песен на записи представляют собой повествовательную арку, отражающую путь женщины от одиночества к любви и от потерянной любви обратно к стойкости и радости.

Структура песни

Когда вы репетируете со своей группой или выходите на сцену с группой новых музыкантов, вам нужно обсудить структуру песни. Как вы это сделаете? Начните с ответов на следующие вопросы:

  • Вы хотите сделать вступление? Если да, то как оно должно звучать?
  • Вы хотите, чтобы в начале мелодии вступала вся группа?
  • Вы хотите спеть отдельные части песни только с фортепиано или басом?
  • Должны ли все играть в течение всего припева в соло?
  • К какой части песни вы хотите перейти после соло?
  • Как должна заканчиваться песня? Кодой? Вампом? Замедлением? Резкой остановкой?

Вот несколько проверенных практик:

  • Последние четыре или восемь тактов песни очень хорошо подходят для вступления.
  • И повторение тех же четырех или восьми тактов в начале хорошо подходит для коды.
  • Тег-кода – это когда определённое количество тактов проигрывается три раза подряд.

Многие решения вам придётся принимать на месте, поэтому решающее значение имеют невербальные сигналы и дирижирование. Когда приходит время соло, взмах руки – отличный способ пригласить кого-нибудь сыграть. Убедитесь, что ваше внимание сосредоточено на этом человеке, пока он исполняет соло. Если вы хотите вернуться к началу песни, сделайте знак рукой или жест: можно коснуться переносицы или макушки.

Теперь у вас есть много новых идей и методов, которые можно опробовать при создании вашего следующего сет-листа. В следующий раз, когда будете выступать, обязательно сделайте заметки сразу после концерта, отметив, в какой последовательности песни вызвали желаемую реакцию публики, а какая, по вашему мнению, была неудачной. Чем больше вы выступаете, тем лучше вы научитесь собирать и адаптировать свой сет-лист в соответствии с вашими потребностями. Создание привлекательного и цельного сет-листа – это искусство и необходимый навык для любого исполнителя независимо от музыкального жанра.

Сет-листы необходимы для организации и структурирования выступления. Они гарантируют, что ваша музыка плавно перетекает от одной песни к другой и заряжает аудиторию энергией так, как вы этого хотите.-3

По материалам: «How to Prepare a Setlist»; Patrice Williamson

Сет-листы необходимы для организации и структурирования выступления. Они гарантируют, что ваша музыка плавно перетекает от одной песни к другой и заряжает аудиторию энергией так, как вы этого хотите.-4