Принципы изобретательства в бизнесе: как их использовать для достижения бизнес-целей.
От идеи до бизнеса: путь через лабиринт метода проб и ошибок.
Создать бизнес, что может быть проще? На первый взгляд всё действительно просто: бизнес должен удовлетворять потребности клиентов. Нашел неудовлетворенную потребность – построил бизнес.
Однако на практике примеры создания бизнесов часто содержат истории о том, как будущий предприниматель перебрал не один десяток идей, а может быть сотню вариантов одной идеи, прежде чем нашел успешную бизнес-модель.
Думаю, что подобный подход знаком каждому человеку. Часто мы называем его «методом научного тыка». Применяя этот метод для решения своих задач, мы понимаем, что это самое решение точно есть, но лежит где-то вне пределов наших знаний о предмете.
Например, я всегда так действую, когда мне надо починить какой-нибудь несложный электроприбор. Поскольку я полный невежда по технической части, то просто открываю «коробочку» и, применяя метод научного тыка, начинаю перебором отключать/подключать провода, чтобы понять, какой из них привел к обрыву эл. цепи.
Конечно, у этого метода есть более «научное» определение – метод проб и ошибок.
Кто использовал этот метод, понимает, что он отнимает много времени и не гарантирует результат. Поэтому для решения сложных и значимых задач лучше иметь в арсенале более прогнозируемые и результативные методы.
И вроде бы они есть. Например, для поиска бизнес-идеи применяют мозговые штурмы, тестирование ниш, фокус-группы и много чего ещё. Однако если приглядеться, то все они напоминают метод проб и ошибок с некоторыми усовершенствованиями. Например, мозговой штурм предполагает привлечение большего количества участников для того чтобы создать «концентрацию» усилий и получить больше вариантов за меньший срок.
Есть ли метод лучше? Да!
Бизнес и изобретательство: параллели в поиске решений.
Такой метод подарил нам Г.С. Альтшуллер, разработчик «Теории решения изобретательских задач» еще в начале 70 – х годов XX века, т.е. 50 лет назад!
Во – первых он дал определение методу проб и ошибок (МПиО) и его недостаткам, и во-вторых предложил действительно научную альтернативу.
В одной из своих книг Г.С. Альтшуллер приводит слова Р. Дизеля, которые служат прекрасной иллюстрацией МПиО:
"Как зарождается идея? Возможно, иногда она возникает подобно вспышке молнии, но обыкновенно вырисовывается на фоне бесчисленных ошибок после кропотливых изысканий... всякий изобретатель работает в окружении огромного числа отвергнутых идей, проектов и экспериментов. Много надо их перепробовать, чтобы достичь хоть чего-нибудь. Очень немногие выдерживают до конца".
(Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 12-14.)
Вместо «изобретателя» подставьте в эту цитату «предпринимателя» и суть никак не изменится.
Г.С. Альтшуллер вместо метода проб и ошибок предлагает искать противоречие, заложенное в задаче и устранять его.
Когда я читаю об успешных бизнес-моделях, которые родились в результате перебора невероятного количества вариантов по методу проб и ошибок, то понимаю, насколько еще недооценены и мало изучены открытия Г.С. Альтшуллера в области творческого мышления. И это несмотря на то, что первая публикация по ТРИЗ относится к 1956 г., а его книги переведены на множество языков.
Если мне удалось побудить ваш интерес к мощным возможностям ТРИЗ по развитию творческого/креативного мышления, то здесь вы можете загрузить электронную книгу "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание Фонда Г.С. Альтшуллера), версия 3.0. Для этого нажмите на ссылку: http://www.altshuller.ru/e-books/download/triz1.zip
Размещено в соответствии с разрешением Правообладателей: http://www.altshuller.ru/vested