11,2K подписчиков

От рассвета до заката: судьба первого трехмоторного самолета Boeing 727

3,2K прочитали
Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar. Так началась эра трехмоторных гражданских самолетов.

Узкофюзеляжный трехмоторный Boeing 727 более 30 лет оставался самым продаваемым американским самолетом, пока в начале 1990-х годов его не обогнал 737-й. За это время удалось выпустить более 1 800 экземпляров.

Фото: производство Boeing 727
Фото: производство Boeing 727

Boeing 727 ― единственная модель с тремя двигателями, выпущенная компанией Boeing. 727-й появился вскоре после запуска производства дальнемагистрального Boeing 707 в 1950-х годах.

Как только открылась программа Boeing 707, производитель немедленно приступил к созданию самолета для полетов на коротких и средних маршрутах.

Авиакомпании не скрывали: им нужен самолет, на котором они могли бы летать из аэропортов с более короткими взлетно-посадочными полосами и который был бы меньше, чем Boeing 707.
Фото Boeing 707
Фото Boeing 707

Первым реактивным региональным лайнером стал Boeing 720 ― уменьшенная копия 707-го.

720-й, получивший прозвище «самолет-автобус», прекрасно справлялся с высокой частотой взлетов и посадок и обеспечивал отличную управляемость на низких скоростях. Это временное решение было недорогим в разработке, тем не менее в Boeing понимали, что развивающемуся рынку нужен совсем другой самолет.

В 1957 году команда инженеров Boeing уже вовсю работала над проектом 727. Стандарты были просты ― самолет должен быть надежным и способным садиться в аэропортах с короткими ВПП ― меньше тех, которые требовались 707-му.

Фото: Ту-154
Фото: Ту-154

Одновременно с «Боингом» в гонке за лидерство в потенциально прибыльном сегменте рынка тогда участвовали его конкуренты: Lockheed, Convair, Douglas, de Havilland и British Aircraft Corporation. Они также работали над созданием самолета, который мог бы взлетать и садиться на полосы длиной менее 1 500 метров.

Фото: McDonnell Douglas DC-10
Фото: McDonnell Douglas DC-10

При этом у будущих заказчиков-авиакомпаний был свой список критериев, какой самолет им нужен.

American Airlines думала над приобретением двухмоторного самолета для снижения затрат и повышения эффективности.

В отличие от нее, United Airlines хотела использовать уменьшенную версию Boeing 707 для полетов в высокогорных аэропортах, таких как ее хаб в Денвере-Стэплтоне.

Фото: Boeing 707
Фото: Boeing 707

Eastern Air Lines была крупным игроком на Восточном побережье и в Карибском бассейне, и из-за 60-минутного правила ETOPS ей требовалось как минимум три двигателя для выполнения полетов над водой. Двигатели той эпохи надежностью не отличались, и правила не позволяли двухмоторным самолетам удаляться на расстояние более 60 минут от запасных аэропортов по маршруту.

В конечном счете Boeing остановился на реактивном самолете с тремя двигателями.

В декабре 1960 года Boeing объявил о начале производства 727-го.

Фото: 1 декабря 1962 года
Фото: 1 декабря 1962 года

Первый Boeing 727–100 был выпущен с завода 27 ноября 1962 года, а его первый полет состоялся 9 февраля 1963 года. Чуть меньше, чем через год, 1 февраля 1964 года, самолет поступил парк авиакомпании Eastern Air Lines.

Фото: Boeing 727 Eastern Air Lines
Фото: Boeing 727 Eastern Air Lines

Начало новой эры полетов

Boeing 727 был спроектирован для полетов из небольших аэропортов с минимальной инфраструктурой, поэтому он обладал целым рядом уникальных особенностей.

Одна из них ― задний убирающийся трап под хвостом. Неслучайно известный киношный угонщик Дэн Купер предпочел сбежать от полиции именно на Боинге 727 ― он знал, что сможет прыгнуть с парашютом через задний проем. Такое «самообслуживание» избавило аэропорты от необходимости каждый раз подгонять передвижные трапы.

Boeing 727 был оснащен тормозами на переднем шасси, которые помогали ему быстрее останавливаться при посадке на короткие полосы.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-9

Одним из главных преимуществ нового самолета стала эксклюзивная вспомогательная силовая установка APU. Она позволяла Boeing 727 включать кондиционер и запускать двигатели без наземного источника питания ― очень актуальная история для авиакомпаний, работающих в малоразвитых странах.

Аварии и инциденты

Как и многие другие новые самолеты, Boeing 727 имел свои недостатки, которые привели к нескольким авариям. В 1965 году в США менее чем за три месяца при заходе на посадку разбились три самолета Boeing 727–100, в результате чего в общей сложности погиб 131 человек.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-10

После череды несчастных случаев со смертельным исходом пассажиры стали бояться летать на Boeing 727, а некоторые компании даже запретили своим сотрудникам покупать билеты на 727-й. Однако в ходе расследования Федеральное авиационное управление (FAA) пришло к выводу, что с самолетом все в порядке, и все три инцидента вызваны ошибками пилотов.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-11

Тем не менее, Boeing 727 имел чересчур высокий индекс аварийности. Из 1 800 самолетов, выпущенных в период с 1962 по 1984 год, 120 были потеряны в результате аварий, в результате которых погибло в общей сложности 3 865 человек. Последняя катастрофа со смертельным исходом была зафиксирована в 2016 году.

Серьезной проблемой, на которую обратили внимание следователи по расследованию авиационных происшествий, была инновационная схема работы закрылков, разработанная для увеличения подъемной силы на низких скоростях. Это позволяло 727-му снижаться быстрее, чем другим самолетам. Пилоты разбившихся самолетов не понимали, как правильно управлять закрылками. Неправильные действия экипажа приводили к неконтролируемо быстрому снижению и авариям.

Фото: в кабине пилотов Boeing 727
Фото: в кабине пилотов Boeing 727

Чтобы устранить проблему, авиакомпании провели переподготовку пилотов по посадке Boeing 727, а инженеры доработали конструкцию.

Двухмоторные самолеты уже тогда были выгоднее в эксплуатации

В отличие от современных реактивных самолетов, на Boeing 727 устанавливались старые двигатели Pratt & Whitney JT8D, которые к тому же были чрезвычайно шумными. Из-за Закона США о борьбе с шумом 1972 года авиакомпании были вынуждены устанавливать на свои существующие самолеты Boeing 727 комплекты шумоподавления, чтобы соответствовать новым правилам. Правда, эти комплекты заметно съедали мощность...

И еще одна проблема. Во время арабо-израильской войны 1973 года ближневосточные нефтедобывающие страны ввели эмбарго против США, поскольку Америка поддерживала Израиль. Из-за этого баррель нефти подорожал почти в четыре раза. Авиакомпании перешли на более экономичные двухмоторные самолеты, такие как Boeing 757.

Фото: Boeing 757
Фото: Boeing 757

Кроме того, в 1970-х годах управление самолетом становилось все более автоматизированным ― необходимость в бортинженере постепенно отпала. Вначале профсоюзы упорно боролись за то, чтобы в кабине пилотов находились три человека, но авиакомпании были заинтересованы в обратном, поскольку это реально экономило им деньги.

Модификации: пассажирские, грузовые и с двумя двигателями

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-14

Впрочем, шумность Boeing-727 на его популярность не особо повлияла ― этим страдали и другие реактивные самолеты того времени.

Изначально Boeing планировал произвести 250 самолетов, но спрос на них зашкаливал и в результате на заводе в Рентоне в общей сложности было построено 1 832 лайнера. Последний Boeing 727 сошел с конвейера в сентябре 1984 года после 22 лет производства. 727-й остается одним из самых продаваемых коммерческих самолетов в истории.

Существовало множество модификаций Boeing 727, отвечающих различным требованиям и выполняющих различные функции.

727–100. Eastern Air Lines впервые полетела на нем по маршруту между Майами, Вашингтоном и Филадельфией 1 февраля 1964 года. Всего было построено 572 экземпляра.

727-100C. Пассажирско-грузовая версия с дополнительной задней грузовой дверью. В самолете было 98 посадочных мест и место для четырех паллет с грузом.

Фото: грузовой Boeing 727
Фото: грузовой Boeing 727

727-100QF ― Quiet Freighter, то есть «тихий грузовик». Был разработан специально для авиакомпании UPS Airlines, оснащен более производительными и менее прожорливыми двигателями Rolls-Royce Tay. Характерная особенность этой модели ― «горб» на воздухозаборнике центрального двигателя.

Фото: Необычный «горбатый» воздухозаборник
Фото: Необычный «горбатый» воздухозаборник

727–200. Удлиненный вариант 727–100, способный вместить от 149 до 189 пассажиров. Всего было построено 310 самолетов 727–200, а потом появился 727–200 Advanced.

727–200 Advanced. Представленный в 1970 году, самолет отличался большим запасом топлива и более мощными двигателями. Рекордсмен по объемам продаж ― «Боингу» удалось реализовать 935 штук.

Фото: 727–200 Advanced
Фото: 727–200 Advanced

727-200F Advanced. Грузовая версия «продвинутого» самолета, оснащенная двигателями Pratt & Whitney JT8D-17A. Всего для Federal Express было построено 15 экземпляров.

Две другие версии самолета ― 727–300 и 727–400 ― так и остались на бумаге. Оба отличались еще более длинными фюзеляжами и вмещали больше пассажиров, при этом 727–400 сильно изменился даже внешне ― вместо трех двигателей появились два, размещенные под крыльями. Это было продиктовано ростом популярности двухмоторных реактивных самолетов. В конце концов, в 1978 году Boeing анонсировал выпуск Boeing 757 для замены Boeing 727 и прекратил производство последнего в 1984 году, остановившись на отметке 1 832 самолета.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-18

В результате концерн Boeing прекратил производство Boeing 727 по трем основным причинам:

  1. По расходу топлива он проигрывал конкуренцию двухмоторным самолетам при том же количестве пассажиров.
  2. Он был чрезвычайно шумным и требовал установки шумоглушителей в соответствии с новыми требованиями регулятора.
  3. Его эксплуатация обходилась дороже, чем более новых самолетов, поскольку 727-му требовался бортинженер.

Несколько сегодняшних фактов о Boeing 727

После 60 лет активной эксплуатации Boeing 727 сегодня выполняет в основном грузовые перевозки и очень редко ― чартерные пассажирские.

По состоянию на декабрь 2023 года в эксплуатации по всему миру находилось 38 Boeing 727. Среди 27 эксплуатантов частные владельцы, правительственные структуры и военно-воздушные силы.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-19

Самый старый 727-й ― Boeing 727-100C ― состоит на вооружении Воздушных сил Конго. Это 368-й самолет, построенный компанией Boeing и вошедший в парк Eastern Airlines в 1967 году. Самым молодым из находящихся эксплуатации, считается 727-200F 1984 года выпуска, эксплуатируемый британской 2Excel Aviation для ликвидации разливов нефти.

Из пяти чисто пассажирских 727-х два принадлежат Национальной гвардии Мексики. Эти самолеты используются в различных военных миссиях, включая эвакуацию людей из зон стихийных бедствий.

Оставшиеся пассажирские Boeing-727 эксплуатируют Starling Aviation, Towards Air и Vallejo Company. Все три ― частные чартерные компании, базирующимися на Каймановых островах (Starling Aviation) и в США.

Наибольшее количество действующих Boeing 727 находится в США, за ними следуют Демократическая Республика Конго и южноамериканские страны: Колумбия и Мексика.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-20

Последний регулярный рейс на борту Boeing 727 был осуществлен 13 января 2019 года, когда авиакомпания Iran Aseman Airlines совершила перелет между Захеданом и Тегераном.

Что касается военных, нескольких стран по-прежнему эксплуатируют этот самолет, например: военно-воздушные силы Буркина-Фасо, Конго, Колумбии, Эквадора, Мексики и Мали.

А вот современная география грузовых 727 гораздо шире. В их числе: Aerolínesa Estelar, AeroSucre ― обе в Колумбии, Air Class Líneas Aéreas, Astral Aviation, Everts Air Alaska, Kalitta Charters II, Safe Air, Serve Air Cargo, Total Linhas Aéreas, USA Jet Airlines и Waypoint Airways.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-21

Вообще, Boeing 727 продолжает летать в 15 странах мира.

В США их 11 штук.

Удивительно, но второй страной с самым большим парком самолетов Boeing 727 является Демократическая Республика Конго ― 10.

В Колумбии ― 4.

В Мексике ― 3.

В Эквадоре, Панаме, Уругвае и Венесуэле ― по 1.

Единственной европейской авиакомпанией, которая все еще летает на Boeing 727, является британская 2Excel Aviation. У нее два Boeing 727-200Fs.

Фото: увы, в Нигерии уже металлолом, а не 727...
Фото: увы, в Нигерии уже металлолом, а не 727...

Наконец, по одному Boeing 727 затерялись в Буркина-Фасо, на Каймановых островах, в Кении, Мали и Таджикистане.

Боинг-музей

Boeing 727 стал очень популярным объектом для показа в музеях и использования в других целях. Например, в Бристоле есть 727-й-офис ― с помещениями для проведения мероприятий, обеденной зоной и спальным отсеком на борту.

Его построили очень быстро. Лишь пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжный McDonnell Douglas DC-10. За ними пришел на рынок Lockheed L-1011 Tristar.-23
Фото: Boeing 727 настоящий дом в лесу
Фото: Boeing 727 настоящий дом в лесу