Найти тему

РОДИТЕЛИ – ЭТО КТО?

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Подобный вопрос иногда возникает у клиентов, обратившихся за консультацией к психологу по вопросам родительско-детских отношений.

ИНТЕРЕСУЕМСЯ МНЕНИЕМ КОРИФЕЕВ В ВОПРОСАХ

СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Такие авторы как Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская (2007) одной из основных функций семьи определяли воспитание ребенка: «воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества».

ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ?

на то, что рождение ребенка содержит определенную целевую направленность, которая становится одной из основных функций супружеской пары? В таком варианте возникновение ситуации, когда отец «всегда на работе» и вопросы воспитания детей являются обязанностью только матери, не происходит, т.к. у мужчины сформирована ПОТРЕБНОСТЬ в контактах и воспитании ЕГО ребенка/детей.

НЕМНОГО ЗАБЫТОЕ СЛОВО «ВОСПИТАНИЕ»

Теперь уже в далеком 2001 году авторский коллектив ученых-педагогов в одном из учебных пособий напомнил своим студентам о том, что первоначально слово воспитание трактовалось как вскармливание, питание новорожденного ребенка (взято от основы слова восПИТАНИЕ). Далее, те же авторы о понятии «воспитание» пишут, как о процессе целевой направленностью, которого является формирование растущего человека (индивидуума) как полноценной личности.

ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

К сожалению, за последнее двадцатилетие произошло немало изменений в представлении об отношениях между мужчиной и женщиной (они стали более легкие и откровенные), о значении семьи в жизни человека (как к чему-то временному), о том для чего в супружеской паре рождается ребенок/дети (как вариант, для получения материального пособия). Иногда наблюдая отношения в семье можно подумать, что родители предполагают только «ПИТАТЬ» (кормить и ублажать) свое чадо, совершенно не заботясь о формировании его личностного содержания.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Модная игра слов нередко приводит к подмене базовых понятий, так, например, слово уважение заменили на непонятное «соблюдение личных границ»; представление об авторитете родителей превратили в авторитарность. Если подумать, то можно привести немало других подобных примеров.

Сейчас стало модным говорить о том, что сын для матери является ее «главным мужчиной», дочь для отца – «его принцессой», мать соревнуется с дочерью в красоте и молодости. Подобные родительско-детские отношения все больше напоминают «цирковую показуху» и способствуют уничтожению семейной системы, ее ценностей, ее смыслового содержания.

РОДИТЕЛЬСТВО ПО ФАКТУ

К чему приводит неосознанное родительство, например, по причине незапланированной (а, иногда и желанной) беременности? Прежде всего, к отсутствию эмоциональной готовности полноценно принять на себя роль родителя, предполагающую проявление разумной ЗАБОТЫ о ребенке с момента его зачатия. В подобных случаях мамы и папы под всевозможными предлогами отказываются от процесса воспитания пользуясь различными вариантами подмены родительско-детских отношений, проявляют готовность «передать» кому-либо (бабушки/дедушки, дошкольные и школьные учреждения, специалисты различного профиля и т.д.) ответственность за выполнение обязанностей по воспитанию малыша. В отдельных случаях признаки депривации ребенка, т.е. лишение его полноценного родительского внимания, общения, заботы возможно наблюдать и в условно благополучных семьях, где супруги являются интеллектуально, культурно, социально, материально состоятельными людьми.

ЛУЧШАЯ ВЕРСИЯ СЕБЯ

Эта одна из новомодных фраз последнего времени предполагает целенаправленно и волевыми усилиями достичь более высокого результата путем личностного развития и роста. Весьма похвально. Однако, возвращаясь к приведенному выше высказыванию о воспитательной функции семьи хочется обратить внимание читателей на то, что «лучшей версией» каждого из нас являются наши дети. Это не означает отказ от саморазвития, но предполагает серьезную работу родителей по воспитанию ребенка полноценной личностью. Стать лучшей версией родителя в своей семье, в своем роду достойная цель.

ПЯТЬ ПОЧЕМУ

Основатель Toyota Motor Corporaition Киичиро Тойда на пути к своему успеху пользовался правилом, которое назвал «5 почему». Каждый раз, в момент принятия серьезного решения он 5 раз задавал себе один и тот же вопрос «Почему?» ему хочется поступить именно так и не иначе, полученные ответы позволяли найти скрытую в подсознании истинную потребность, способствующую формированию данного желания. Если выявленная потребность не соответствовала мотиву он не спешил к ее реализации.

ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ

Например, воспользуйтесь предложенным правилом прежде чем окончательно примете решение о рождении ребенка и если 5-ое «почему» приведет вас к ответу – «хочу реализовать (продолжить) лучшую «версию себя» в своем ребенке», то ваше желание является истинным, искренним, осознанным.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.