3,3K подписчиков

Что такое научный атеизм

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Атеизм – это отрицание существования всяких богов и прочих сверхъестественных сил. Но почему он делиться на просто атеизм (или стихийный атеизм) и научный атеизм? Дело в том, что атеизм, внезапно, был еще в античные времена. Да, некоторые философы, например, Демокрит, Эпикур, Протагор были атеистами. Но их атеизм не был научный, они просто не верили в бога и выдвигали в защиту своих взглядов философские аргументы. Именно научный атеизм появился несколько позже.

Так в чем же разница между стихийным и научным атеизмом?

Стихийный атеизм — атеизм, основанный на чём-либо, отличном от науки (например, как следствие скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр.). Научный атеизм — это атеизм, основанный на естествознании, отрицании сверхъестественного, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании богов, сверхъестественных существ и явлений используется научный метод.

Теперь о научном методе. Научный метод – это метод, используемый в науке для получения научных знаний. Теперь разберемся, а что такое наука? Согласно определению, наука – это система объективных знаний о действительности. Знание – это истина, выраженная в понятиях, а истина – это соответствие понятия предмету и предмета понятию. Если сказать все это простыми словами, то научный метод позволяет узнать, что происходит на самом деле. Если еще больше все это упросить, то могу объяснить на таком примере: вот есть чемодан. Кто-то сказал, что в нем одежда. Кто-то утверждает, что в чемодане миллион долларов. Как узнать? Да просто открыть чемодан и посмотреть. Если там одежда, то тот, что сказал, что в чемодане одежда, сказал истину, а тот, кто сказал, что миллион долларов – сказал ложь. Как видим, все просто.

В науке, правда, не все так просто, как в случае с чемоданом, но принцип тот же: мы выдвигаем гипотезу и проверяем ее. Каким способом, это уже другой вопрос. Например, можно провести прямой эксперимент. Если эксперимент провести затруднительно, то нужно искать вытекающие из гипотезы следствия, которые прямо не вытекают из тех фактов, на основании которых была выдвинута данная гипотеза. Для иллюстрации последнего расскажу о Теории большого взрыва.

Для начала, гипотеза о большом взрыве была сформулирована, когда ученые заметили, что Вселенная расширяется. В качестве аргумента в пользу этой гипотезы была выдвинута так называемая космологическая модель Фридмана-Леметра-Робертсона-Уокера, согласно которой Вселенная расширяется, и сначала она была сконцентрирована в одной точке (Сингулярности). Эта модель была разработана советским математиком и геофизиком в А. А. Фридманом в 1922 году.

В 1929 году Хаббл открыл, что другие галактики движутся от нас со скоростью, пропорционально расстоянию до них. Зависимость линейная. Это открытие получило название Закон Хаббла, а 1948 Г. А. Гамов построил модель Вселенной, согласно которой, через некоторое время после большого взрыва должно возникнуть реликтовое излучение с температурой 3 градуса Кельвина. В 1955 году это излучение обнаружил советский радиоастроном Тигран Шмаонов. В 1964 аналогичное открытие сделали и американские радиоастрономы А. Панзиас и Р. Вилсон.

Если подытожить сказанное, то получается вот что. Когда ученые разрабатывали теорию Большого взрыва, они не знали про реликтовое излучение. Но из самой теории существование этого излучения явно вытекало. Позже изучение было обнаружено, что и подтвердило теорию.

Таким образом, самое главное свойство научных знаний – это предсказательная сила. То есть, на основании научных знаний можно что-то предсказать. Например, траектории брошенного под углом камня, то есть, можно вычислить, куда он упадет. Можно предсказать, что будет, если смешать какие- либо вещества. Благодаря этому свойству научных знаний, появились компьютеры, интернет, самолеты, мобильные телефоны, лекарства, возможность сделать операцию на сердце, тем самым спасти жизнь человека. Благодаря этим знаниям человечество запускает ракеты в космос.

Теперь перейдем непосредственно, к научному атеизму. Каким образом, используя научный метод, ответить на вопрос: есть ли Бог? Для начала, необходимо на основе наблюдаемых фактов выдвинуть предположение о его существовании или не существовании.

Верующие утверждают, что мир невообразимо сложный и поэтому он не мог возникнуть сам по себе, в частности, по их словам, невозможно без участия разумного творца возникновение различных биологических структур типа клети и различных сложных органов. Теория эволюции эти утверждения опровергает, приводя научные доказательства возникновения подобных структур в ходе эволюции.

Другой аргумент сторонников религии – это различные древние книги, сборники мифов, которые якобы являются свидетельствами существования Бога. Опровержение этим мифов состоит в том, что они противоречат современной научной картине мира. В качестве примера можно привести миф об Иисусе Навине, который якобы во время сражения за землю обетованную с ханаанскими племенами, остановил на небе Солнце, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись ночным мраком. Тут думаю, какие-либо комментарии излишни: то, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнце, а смена дня и ночи происходит за счет вращения Земли вокруг своей оси, общеизвестный факт. Таким образом, чтобы «остановить Солнце» нужно остановить вращение Земли вокруг своей оси, что приведет к таким катаклизмам, что на Земле просто не останется ничего живого.

На самом деле, остановить вращение Земли невозможно. Но, давайте представим, что это все-таки произошло. Линейная скорость вращения Земли в районе экватора примерно 460 м/с (если не верите, посчитайте сами, разделите 40000 км на 24 часа и на 3600 секунд). То есть, при остановке Земли все просто улетит: люди, дома, атмосфера, вода и океаны.

Верующие, конечно, могут возразить, что для Бога, якобы, нет ничего невозможного. Но тут даже обсуждать излишне, это просто не логично: существо, способно останавливать вращение целых планет, могло бы уничтожить врагов избранного им народа более технично. Возражение типа «неисповедимы пути господни» отвергаем сразу, так как оно противоречит критерию Поппера.

Если может быть возражение, что Земля остановилась не сразу, а постепенно. Хорошо, давайте представим, что остановка произошла в течении часа. Тогда для того, чтобы погасить скорость 460 м/с, потребуется ускорение, равное примерно 0.13 м/с^2. Казалось бы, мелочь, но приливное ускорение, с которым Луна действует на Землю, в тысячи раз меньше. И эта ничтожная, казалось бы, сила, создает мощное движение воды в морях и океанах: приливы и отливы. А теперь представьте, что огромной массе воды сообщается ускорение в 13 см/с^2. То есть, за каких-нибудь 10 секунд вода будет двигаться со скоростью 1 метр в секунду. Огромная масса океанской воды. Да сравнению с этим знаменитое цунами в Индийском океане, произошедшее в 2004 году, покажется так, мелким всплеском. Короче, огромные волны смоют все. Даже если Земля остановится за 1 час. Даже если за сутки. В общем, как ни крути, но без глобальной катастрофы остановить вращение Земли невозможно.

Подытожим.

Научный атеизм – это философская и мировоззренческая позиция, основанная на убеждении в том, что отсутствие научно обоснованных доказательств существования высших сил, божеств или сверхъестественных явлений. Атеизм подразумевает отрицание веры в божественное существо или богов.

Основная идея научного атеизма заключается в том, что вера в божественное противоречит научному мышлению и принципам эмпирического знания. Атеисты ставят на первое место научную методологию, логику и эмпирические доказательства при формировании своего мировоззрения.

Научный атеизм также акцентирует внимание на значимости науки, рационального мышления и критического подхода к знанию. При этом открытость к новым идеям и знаниям остается важным аспектом данной философской позиции.