1,6K подписчиков

История Шемизетки.

Шемизетка — очаровательно-кокетливое и загадочное слово давно ушедшей эпохи балов, изысканно одетых дам и утонченных вечерних нарядов.

Шемизетка — очаровательно-кокетливое и загадочное слово давно ушедшей эпохи балов, изысканно одетых дам и утонченных вечерних нарядов.

В переводе с французского (chemisette — манишка, блузка) - деталь женского гардероба, вставка, изящная накидка или рубашка, закрывающая область декольте и украшающая платье.

В момент своего возникновения, в 17 веке, шемизеткой называли мужскую небольшую мягкую куртку из тафты, ее носили поверх рубашки из тонкого полотна. Она служила заменой сорочки и одевалась под жилет. В 50-х гг. 19-го века дамы обратили внимание на этот аксессуар, доработали, преобразили - и вот перед нами шедевр, нежно прикрывающий женские прелести. Хорошая шемизетка отличалась добротной тканью, изысканным кружевом и ручной шелковой вышивкой.

У этого предмета гардероба была масса преимуществ: небольшой размер, лёгкость в замене на другую, возможность часто стирать и гладить, экономила время на переодевания. Носились шемизетки в светском обществе, по этой причине их шили красивыми и изысканными.

Этот предмет гардероба изготавливался из различных материалов, украшался тонкими кружевами, иногда драгоценными камнями, искусно сшитыми цветами, вышивался шелком. Всё зависело только от размера кошелька владелицы.

В русском быту шемизетку толковали довольно широко. На рубеже 18-19 веков, распространение получило платье «шемиз», из тонких светлых тканей, сшитое по образцу античной туники. Шемизетка-накидка (небольшая по размеру, разнообразной формы) вошла в употребление с 1820-х годов как важный элемент дамского туалета.

Вот как все эти очаровательные дополнения в женском гардеробе описывается в книге "Русский костюм XV-XX веков" Т.С. Алешина:

"В первой половине XIX века мода предписывала носить различного фасона воротнички, манишки, косынки, вставки, пелеринки. Если платья были открытыми, эти дополнения надевали поверх выреза, перевязывая концы в виде шарфика, галстука или скрепляя брошью. Под лиф открытых платьев поддевали так называемое «модести» - особого вида вставки с кружевными или вшитыми краями, которые кокетливо выглядывали из-за декольте, зрительно его уменьшая.

«Канзу» - пелерины- косыночки, воротнички со вставками, с кружевными или вшитыми краями; «шемизетки» - треугольные или круглые манишки с воротничками; «фишу» - небольшие шарфики, косынки или пелеринки, прикрывающие плечи и грудь, даже и при закрытых лифах. В 1830-х годах появляются и подрукавники, пришиваемые к подкладке рукава."

Эти платки или заправлялись под нижнее платье, или наоборот, одевались поверх платья, где концы такой косынки, крест-накрест заправлялись в пояс или завязывались сзади.

Шемизетка в литературе:

  • «Шея закрывалась шемизеткой с широким воротничком из старого пожелтевшего кружева». И.А.Гончаров, «Обрыв», 1869 г.
  • «Не только сама хозяйка казалась образцом чистоты, но и все вокруг неё, всё в доме так и лоснилось, так и блистало; всё было выглажено, вымыто мылом; самовар на круглом столе горел, как жар; салфетки так и коробились от крахмала, так же, как и платьица и шемизетки, тут же сидевших четырех детей…». И.С.Тургенев, «Несчастная», 1881 г.
  • «Что это тебе вздумалось, моя милая, шататься по улицам без шемизетки и косынки?». Виктор Гюго, «Собор Парижской богоматери».

Силуэт женских платьев менялся, но всегда оставались в моде шемизетки, дополнявшие как повседневный, так и бальный гардероб, придавая платью завершенный романтический образ.

Материал подготовила Татьяна Калинина.