1,7K подписчиков

История создания культового фильма Джона Карпентера "Чужие среди нас" (They Live, 1988)

В конце 80-х, после кассового провала своего самого амбициозного и высокобюджетного проекта "Большой переполох в маленьком Китае" (Big Trouble in Little China, 1986), Джон Карпентер решает вновь...

В конце 80-х, после кассового провала своего самого амбициозного и высокобюджетного проекта "Большой переполох в маленьком Китае" (Big Trouble in Little China, 1986), Джон Карпентер решает вновь вернуться к производству недорогих жанровых фильмов. Он заключил договор с продюсером Ларри Франко и его компанией Larry Franco Productions на производство трёх недорогих картин, финансирование которых брала на себя небольшая кинокомпания Alive Films, заключившая в свою очередь соглашения с Universal Pictures на кинопрокат на территории США, а с Carolco во всём остальном мире.

И первым фильмом снятым Карпентером для Alive Films стал научно-фантастический хоррор "Князь тьмы" (Prince of Darkness, 1987), который при бюджете в $3 млн. принёс создателям около $14 млн. только от кинопроката. А следующим уже стали "Чужие среди нас", к работе над которым Карпентер приступил сразу же по после выхода в прокат "Князя тьмы". Бюджет на его производство студия выделила практически такой же - слегка превышающий $3 млн., хотя некоторые источники указывают $4 млн. К слову, третий фильм в рамках соглашения Карпентера и Alive Films так и не был снят - следующим проектом режиссёра вновь стал студийный и крупнобюджетный "Исповедь невидимки" (Memoirs of an Invisible Man, 1992).

Ларри Франко и Джон Карпентер
Ларри Франко и Джон Карпентер

Сам Карпентер, неоднократно заявлял, что сюжет этого фильма является рефлексией на проводимые Рональдом Рейганом в США в 80-х социально-экономические реформы, которые получили название "консервативная революция Рейгана" или "рейганомика".

"Тогда все были одержимы жадностью и стремлением заработать много денег, - вспоминал в одном из своих поздних интервью режиссёр, - и некоторые ценности, на которых я вырос, были отодвинуты на второй план, и это был мой «крик посреди ночи», высказывание по этому поводу, так что «Чужие среди нас» - это отчасти и политическое заявление. В какой-то степени - это трактат о мире, в котором мы живём сегодня, и на самом деле сейчас это даже более верно, чем было тогда."

За основу для своей истории Карпентер взял попавшийся ему как-то на глаза комикс художника Билла Рэя под названием "Нада" (Nada), который был опубликован в 1986 году в 6-м выпуске журнала "Встречи с инопланетянами" (Alien Encounters). Комикс в свою очередь был основан на опубликованном в ноябре 1963 года в журнале "Фэнтези и научная фантастика" (The Magazine of Fantasy & Science Fiction) рассказе "В восемь утра" (Eight O'Clock in the Morning) Рэя Нельсона.

Комикс "Нада", опубликованный в журнале "Встречи с инопланетянами" (Alien Encounters)
Комикс "Нада", опубликованный в журнале "Встречи с инопланетянами" (Alien Encounters)

Сценарий, как и к большинству своих фильмов, режиссёр написал самостоятельно, но в этот раз в титрах он решил спрятаться за псевдонимом Фрэнк Эрмитидж, что является отсылкой к роману "Ужас Данвича" (The Dunwich Horror, 1928) его любимого писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, в котором главного героя звали Генри Эрмитидж. Рискну предположить, что Фрэнк - это отсылка к монстру Виктора Франкенштейна, который был собран из частей разных людей, также как и сценарий этого фильма стал продуктом многочисленных источников - рассказа, комикса, самого Карпентера, актёров и членов съёмочной группы, вносивших в него правки по ходу съёмок. Именно это и стало одной из причин того, что режиссёр решил в этот раз взять себе псевдоним. Хотя он также заявлял, что сделал это из-за того, что ему надоело везде в титрах видеть своё имя - и в качестве режиссёра, и в качестве сценариста, и в качестве композитора, да ещё и как приставку в названии фильмов. Кстати этим же именем Карпентер назвал и одного из персонажей фильма - чернокожего напарника главного героя в исполнении Кита Дэвида.

Работая над сценарием, Карпентер в роли главного героя представлял Курта Рассела, однако, когда дело дошло до кастинга, то решил, что и так снял с ним уже достаточно фильмов и на эту роль нужно будет подыскать кого-нибудь другого. Сначала он подумывал взять кого-то известного вроде Тома Круза, Брюса Уиллиса, Алека Болдуина, Мела Гибсона или Харрисона Форда, рассматривались также кандидатуры Арнольда Шварценеггера, Жан-Клода Ван Дамма, Кристофера Ламберта, Дольфа Лундгрена и многих других актёров. Но всё изменилось, после того как Карпентер, большой фанат американского реслинга посетил мероприятие под названием WrestleMania III, проходившее 29 марта 1987 года в городе Понтиак штата Мичиган, где он увидел Родерика Джорджа Тумбса, рестлера известного под своим сценическим псевдонимом Родди "Роуди" Пайпер.

Вот как об этом рассказывал сам режиссёр: "Я просто увидел его там. Я пришел как фанат, фанат реслинга. Его тогдашний менеджер Дэвид Вулф связался со мной и спросил: «Хочешь встретиться с Родди и обсудить этот фильм?» Я ответил, что да, конечно. В общем, я с ним встретился, и он оказался просто отличным парнем. Мы хорошо поладили, понимаете, я с детства был фанатом реслинга, так что нам было о чём поговорить, и Родди хотел уйти из реслинга, пытаясь стать актёром."

Джон Карпентер и Родди Пайпер
Джон Карпентер и Родди Пайпер

Основатель World Wrestling Entertainment (WWE) Винс МакМэон не хотел, чтобы Пайпер снимался именно в этом фильм, обещая ему найти другой с таким же гонораром, однако тот не согласился и дошло до того, что ему пришлось уйти из WWE. И из-за съёмок у Карпентера Пайпер пропустил четвёртую WrestleMania, но, благодаря большому успеху фильма, триумфально вернулся в пятой. "Когда я вернулся в реслинг, я был в два раза важнее, чем, когда уходил" - заявлял впоследствии рестлер.

На роль чернокожего напарника главного героя, который носит то же имя, что и вымышленный сценарист этого фильма - Фрэнк Эрмитидж, Карпентер с самого начала планировал взять снявшегося у него в "Нечто" (The Thing, 1982) Кита Дэвида. По словам режиссёра, он давно искал возможность снова поработать с актёром, однако до этого фильма ему это не удавалось. А главную женскую роль режиссёр отдал Мег Фостер, которую приметил в малоизвестной канадской драме "Билет на небеса" (Ticket to Heaven, 1981).

Съёмки фильма прошли с марта по апрель 1988 года в центре Лос-Анджелеса. Одной из самых запоминающихся и сложных в постановке сцен, стал пятиминутный поединок между героями Пайпера и Дэвида. Карпентер изначально под неё в сценарии оставил пять пустых страниц, на каждой из которых была написана только одна фраза: "И драка продолжается". На репетицию этой сцены у актёров ушло около полутора месяцев. Также стала культовой сцена, в которой ворвавшийся в банк герой Пайпера произносит фразу: "Я пришел, чтобы пожевать жвачку и надрать задницы...и жвачка у меня уже закончилась." (I have come here to chew bubblegum and kick ass...and I'm all out of bubblegum.). Эта реплика целиком принадлежит Родди Пайперу, у него был целый блокнот подобных one-liner'ов(*), которые он всегда держал наготове для своих поединков в реслинге.

(* one-liner - идеально подобранное по времени, короткое, остроумное замечание, которое используется для того, чтобы поставить кого-то на место, унизить, сделать юмористическое замечание или просто показать миру, какой ты крутой.)

Ещё пара любопытных деталей со съёмок. Карпентер задействовал в некоторых сценах настоящих бездомных, дав им небольшие роли, накормил их и выписал чек с заработной платой. А охранники в конце фильма используют коммуникаторы, которые были позаимствованы со съёмок "Охотников за привидениями" (Ghostbusters, 1984) - это тот самый измеритель психокинетической энергии (P.K.E. Meter), при помощи которого герои определяли присутствие духов поблизости. Вот как это комментировал сам Карпентер, когда его спросили, правда ли это: "Думаю, что да. Не то, чтобы я тогда особо обращал на это внимание, но я посмотрел на эту штуковину, которая была у этих двух охранников... и подумал, подождите минутку. Мне это что-то напоминает. Так что да, думаю, это были они."

Изначально релиз фильма был запланирован на 21 октября 1988 года, но был смещён на 4 ноября. Во-первых, чтобы избежать конкуренции с ожидаемым многими фанатами продолжением карпентеровского хита 10-летней давности "Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса" (Halloween 4: The Return Of Michael Myers, 1988), к которому, правда, режиссёр в этот раз никакого отношения уже не имел. Ну а во-вторых, чтобы быть поближе к назначенным на 8 ноября президентским выборам, что, учитывая его критикующее действующую власть содержание, по мнению продюсеров, должно было положительно сказаться на кассовых сборах.

Фильм получил очень высокие оценки от критиков - на сайте Rotten Tomatoes у него 86% свежести на основании 74 рецензий, всем понравилось, как Карпентер мастерски объединил научную фантастику, хоррор и точное социально-политическое высказывание, критикующее современное общество потребление. Не остались в стороне и зрители, проголосовавшие за него долларом - итоговые сборы только в кинотеатрах США и Канады составили $13,4 млн.

На домашнем видео "Чужие среди нас" впервые были изданы на видеокассетах формата VHS в 1989 году кинокомпанией Universal, через своё подразделение MCA Home Video. В формате DVD он впервые был выпущен 17 октября 2000 года, канадской компанией Image Entertainment, а позже 23 сентября 2003 года перевыпущен Universal.

В высоком разрешении фильм был отреставрирован и выпущен 6 ноября 2012 года на Blu-Ray силами независимой компании Shout! Factory. Реставрация в 4К разрешении была произведена силами французской Studio Canal, которая выпустила его на дисках формата 4К UltraHD 29 октября 2018 года, а американцы из Shout! Factory использовав тот же трансфер выпустили своё издание 19 января 2021 года добавив туда звуковую дорожку в формате Dolby Atmos и существенно увеличив битрейт видео, за счёт использования двухслойного 4К Ultra HD диска объёмом 100 Гб, вместо однослойного на 66Гб из европейского издания.

Естественно помимо этих изданий было и множество других, выходивших как в США, так и по всему остальному миру, но отличались они в основном только внешним видом.

Никаких официальных альтернативных версий у этого фильма нигде не выходило.

В 2010 году было объявлено, что в разработке находится ремейк фильма. За Карпентером уже оставались только продюсерские функции, а за сценарий и режиссуру должен был отвечать Мэтт Ривз, постановщик довольно успешных "Монстро" (Cloverfield, 2007) и "Впусти меня. Сага" (Let Me In, 2010). Однако фильм застрял в "производственном аду" - сначала продюсеры решили отказаться от его социально-политической составляющей, заявив что просто экранизируют оригинальный рассказ Рэя Нельсона, а вскоре проект и вовсе "умер". Но в октябре 2023 года Сэнди Кинг, одна из продюсеров ремейка, заявила, что работа над ним ещё ведётся.

Ну и в заключение два видеоклипа, источником вдохновения для которых послужил фильм Карпентера - "Back in the USA" группы Green Day и "The Disease" группы Anti-Flag.

Больше о кино на моём Телеграм-канале.