Найти тему
Finchill

Начнем с азов финансового учета

Наверняка каждый собственник слышал о трех формах отчетности, слышал, но, возможно, недопонимал их важность. Начнем наше повествование с них, мы пойдем от общего к частному, используя метод дедукции.

Что важно для предпринимателя? Понимать какое движение денег было в тот или иной период, какая была получена прибыль или какие убытки понесла компания и за счет чего они образовались, сколько накоплено активов в бизнесе и какую форму они приняли. Когда мы отвечаем на эти вопросы у нас складывается общая картина финансового состояния компании. Но не думайте, что индивидуальных предпринимателей это не касается, ведь не важно какую организационно-правовую форму принял бизнес, важно лишь наличие бизнеса в ваших руках.

Забегая вперед, хочу сказать, что мы начнем с введения в бухгалтерский учет и финансы, освоим элементарный финансовый учет, проведем анализ и интерпретируем финансовою отчетность, поговорим о калькуляции, управленческом учете и коснемся финансового менеджмента.

Начнем с простого и понятного отчета о движении денежных средств (далее ОДДС), казалось бы, каждый предприниматель создавал его хоть раз в жизни, более того, ряд собственников по этому отчету считают свою прибыль, что в корни неверно.

ОДДС считаю самым важным отчетом, без денег ни один бизнес не работает, он показывает денежные потоки за тот или иной период времени. Самым важным, но не заменяющим остальные формы!

Предлагаю составить самый примитивный ОДДС, чтобы понять его сущность.

Индивидуальный предприниматель Иванов решил открыть рыболовный магазин. Начать он решил с покупки удочек, которые в последующем собирался продать перед наступлением сезона. Поговорив с супругой они решили выделить на свое дело 300 000 руб. эти деньги стали первоначальным капиталом или входящим остатком денежных средств на начало периода. Иванов нашел поставщика и купил у него 100 удочек по цене 3 000 руб. за шт. В первый день Иванову удалось продать 10 удочек на сумму 60 000 руб., что является для него выручкой или поступлениями от операционной деятельности.

Денежные средства на начало периода – 300 000

Денежные средства, которые поступили за проданные удочки – 60 000

Денежные средства на закупку удочек - (300 000)

Исходящий остаток ДС - 60 000

Условимся, что все вычитаемые суммы указываем в скобках.

Понимаю, что возникает закономерный вопрос, а зачем мне на 3 операции составлять ОДДС, я и без этих писанин понимаю сколько я потратил и сколько получил? Отвечаю – здесь мы разобрали только один день с элементарной операцией, когда ведется полноценная деятельность таких операций может быть сотни и даже тысячи, никакого интеллекта не хватит держать все это в голове, а тем более анализировать.

Подводя итог вышесказанного сообщаю, что ОДДС нужен для того, чтобы предприниматель видел КУДА ушли деньги и ОТКУДА они пришли. Вам не обязательно составлять его по форме утвержденной законодателями, на начальном этапе статьи могут называться так, как вам удобно и понятно. К вопросу контроля, возьмем такие расходы как канц. товары, вы бы знали сколько сотрудников заказывают канц. товары для своих детей за деньги компании, а сколько заказывают ручки по 500 руб. за шт., понимаю, что с одной стороны в масштабах бизнеса это не такие уж большие траты, но аккумулируя суммы за год получается, что потратили не 1000 руб. и даже не 5000 руб., а гораздо больше. Прежде всего ОДДС это инструмент контроля для тех, у кого еще нет финансового контроллера.

Акцентирую внимание на внутреннем контроле:

Практически любой вид бизнеса несет расходы по услугам доставки товара из точки А в точку Б, не важно куда везете, важно, что платите за это, статья существенная, она формирует либо себестоимость продукции, либо включается в расходы на продажу, собственник особо не заморачивается со стоимостью транспортировок, ему некогда, он занимается развитием, поручил это дело своим сотрудникам, сотрудники поняли, что за ними нет никакого контроля, нашли индивидуальных предпринимателей и заявляют им – смотрите, доставка в ООО «Доставка» стоит 30 000 руб., давай, мы тебе отправим 50 000 руб., 30 тыс. твои, а 20 тыс. – мои. Все в цепочке довольны, кроме собственника, который не поручил другим лицам проверить среднюю цену на рынке по транспортным услугам. Как итог, сотрудники целым отделом из четырех человек (совместно с начальником отдела) получали дополнительную заработную плату в течение нескольких лет, а ведь, эти деньги предприниматель мог потратить на развитие бизнеса, как минимум, увеличить размер месячного бюджета на рекламные расходы. «Доверяй, но проверяй» - эта заповедь всегда должна быть в вашей голове, иначе есть риск закрыться, так и не получив свой заветный первый миллион.