В Якутске завершилась экспедиция «Якутск-Охотск. По следам Витуса Беринга»

254 прочитали

Экспедиция стартовала 25 марта в столице Якутии, 1 апреля достигла поселка Охотск Хабаровского края и преодолев в общем около 2400 километров 7 апреля финишировала в своей отправной точке - в городе Якутск. Организаторами выступили проект "Пути великих свершений", Якутское отделение Русского географического общества и Правительство Республики Саха (Якутия).

Экспедиция стартовала 25 марта в столице Якутии, 1 апреля достигла поселка Охотск Хабаровского края и преодолев в общем около 2400 километров 7 апреля финишировала в своей отправной точке - в городе

Маршрут проходил по старинному "Екатерининскому" тракту, действовавшем с 17 по начало 20 века, который получил государственный статус в 18 веке благодаря великому командору Витусу Берингу. По ней вплоть до середины 19, то есть до переноса основного порта тихоокеанского порта страны в Аян, шло сообщение с Камчаткой, Чукоткой, Русской Америкой. Таким образом, историческое значение этого тракта огромна.

Схема маршрута экспедиции «Якутск-Охотск. По следам Витуса Беринга»
Схема маршрута экспедиции «Якутск-Охотск. По следам Витуса Беринга»

Цели экспедиции:

  • Исследование перспектив развития тракта как транспортного коридора выхода на Тихий океан из Якутии.
  • Изучение возможностей установления и восстановления взаимовыгодных экономических, торговых, культурных, образовательных, дружеских связей между Охотским районом, Хабаровского края и Якутии.
  • Изучения перспектив развития туристического потенциала маршрута Якутск-Охотск.
  • Изучение истории Охотского тракта и п. Охотска и его роли в освоении российского Дальнего Востока, Русской Америки.
  • Съемки второго фильма проекта «Пути великих свершений» под условным названием «Код Беринга»
  • Освещение деятельности Русского географического общества.
  • Испытание снаряжения ООО «Хоту тент».
  • Испытание техники, снаряжения, средств связи, стажировки экипажей Главного управления МЧС по Якутии, отработки вопросов взаимодействия с службами и органами власти не только территории Якутии, но и с сопредельными территориями для предотвращения чрезвычайных ситуаций.
  • Обсуждение пунктов протокола совместных действий по реализации Соглашения между Республикой Саха (Якутия) и Хабаровским краем о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
  • Посещение по маршруту населенных пунктов, исторических достопримечательностей, музеев, памятников, производственных, культурных, образовательных и туристических объектов.
  • Встречи с общественностью, писателями, историками, краеведами, старожилами, молодежью, национальными общинами с руководством районов, сел, предприятий и организаций на местах.
  • Изучения сохранения культурного, этнографического и исторического наследия Охотского тракта в современном обществе на местах.
  • Сбор материалов, фото и видеоматериала для исторического проекта «Пути великих свершений».
  • Профориентационная работа среди молодежи с целью привлечения к востребованным специальностям в учебных заведениях Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока.

Пройденный нами путь, протяженностью 2400 км (1200 км в одну сторону), явился настоящим испытанием как для техники, так и для участников. Автомобильная дорога присутствует на участках Якутск — Аллах-Юнь (680 км) и Арка — Охотск (116 км). Остальные 400 километров пришлись на тяжелое бездорожье, обусловленное рельефом местности, глубоким снегом, коварными проталинами на многочисленных горных реках, наледями и, конечно же, тайгой и полным отсутствием дорог. Изредка попадались давно заброшенные, поросшие, всеми забытые автомобильные зимники. Преодоление этого участка заняло у нас 4 суток, и это случилось только благодаря нашему проводнику, потомственному оленеводу, уроженцу села Арка Алексею Афанасьевичу Слепцову. Кстати, 30 марта, прямо на маршруте, Алексею Афанасьевичу исполнилось 65 лет. По этому поводу состоялось торжественное построение, где участники горячо поздравили юбиляра и вручили подарки. В местности Капитанская Засека у него находится основное зимовье, где проживает его родная сестра Валентина и они вместе пасут своих оленей, коих 150 голов. Среди прочего, наша экспедиция, благодаря финансированию ООО «Хоту тент», привезла им продукты питания, которых по словам Алексея хватит на год.

Экспедиция стартовала 25 марта в столице Якутии, 1 апреля достигла поселка Охотск Хабаровского края и преодолев в общем около 2400 километров 7 апреля финишировала в своей отправной точке - в городе-3

Состав нашей экспедиции:

  • Владимиров Афанасий Семенович — заместитель Председателя Государственного Собрания — Ил Тумэн, Республики Саха (Якутия).
  • Никонов Георгий Дмитриевич – советник Главы Республики Саха (Якутия).
  • Махатыров Афанасий Спиридонович – Генеральный директор ООО «Хоту тент».
  • Захаров Утум Егорович – журналист, писатель, драматург, фотограф экспедиции, член Якутского республиканского отделения Русского географического общества.
  • Попов Владимир Ермакович — краевед, туроператор маршрутов, Усть-Майский улус.
  • Никонов Дмитрий Георгиевич – оператор, видеограф, разработчик и редактор сайта проекта «Пути великих свершений».
  • Слепцов Алексей Афанасьевич – проводник.
  • Комаров Валерий Валентинович – начальник ПСО (арктическое) ГУ МЧС России по РС(Я).
  • Любинец Игорь Викторович – начальник ПСП (водолазное) ГУ МЧС России по РС(Я).
  • Малюшин Ярослав Михайлович – начальник ПСП №1(арктическое) ГУ МЧС России по РС(Я).
  • Брундуков Николай Геннадьевич – спасатель ПСП №1(арктическое) ГУ МЧС России по РС(Я).
  • Мостовщиков Яков Михайлович – представитель завода, механик «Бурлак».

31 марта наконец достигли Арки, оттуда уже существует автомобильная дорога, правда, закрытая из-за промоин/проталин образовавшихся на одноименной реке. Переночевав в селе, утром 1 апреля достигли Охотска, где сразу по приезду состоялась встреча с населением и руководством Охотского муниципального округа. Затем участники следуя целям экспедиции встретились с краеведами, представителями прессы, провели выставку-продажу продукции ООО «Хоту-тент», посетили исторические места, связанные с Витусом Берингом, устроили показ техники.

Коротко о технике. Такой сложный путь, особенно ее самый сложный участок Аллах-Юнь — Арка, по земле можно преодолеть только пешком, на лошадях, оленях, снегоходах, или же на вездеходах «Бурлак» или на его аналогах. Нам посчастливилось передвигаться на двух «Бурлаках», недавно поступивших на вооружение МЧС Якутии. В ходе перехода спасатели провели испытание техники под контролем заводского механика. Вот как указано о вездеходе на сайте производителя:

Вездеход предназначен для работы в сложных дорожных и климатических условиях. «Бурлак» грузо-пассажирской модификации подходит для транспортировки людей и грузов на дальние расстояния, грузоподъемность вездехода ― 3 т без учета прицепа. Внутри можно разместить до 19 пассажиров, в салоне есть четыре спальных места. В базовую комплектацию включены вытяжка и откидной стол, возможна установка газовой плиты, кондиционера. Кузов в стандартной комплектации цельнометаллический, может быть заменен на тентованный. Запас автономного хода на встроенных баках ― до 2 500 км.

Экспедиция стартовала 25 марта в столице Якутии, 1 апреля достигла поселка Охотск Хабаровского края и преодолев в общем около 2400 километров 7 апреля финишировала в своей отправной точке - в городе-4

Обратный путь занял уже пять суток. Стартовав 2 апреля, мы уже 7 апреля достигли Якутска. В ходе этого сложного перехода, конечно же, было очень много ярких, запоминающихся событий, встреч с интересными людьми. О них, как говорится, как только так сразу, будет рассказано в материалах нашего сайта, в телепередаче «Пути великих свершений» и на других информационных площадках.

Экспедиция успешно завершилась, все поставленные цели достигнуты, все участники живы-здоровы, довольны результатами. Впереди еще основная ее часть — подведение итогов, анализ и исследование собранного материала…

Фотографии: скриншоты из видео/Дмитрий Никонов