Деревня была большой, многолюдной. По обочинам то тут, то там гуляли куры и гуси, лаяли собаки, по улицам бегали босоногие ребятишки, у колодца столпилось несколько баб с коромыслами - ждали своей очереди.
НАЧАЛО ЗДЕСЬ:
Они неприязненно взглянули на приветливо улыбнувшуюся им Василису.
- Ишь, бесстыжая! - воскликнула одна из них, - простоволосая, растрепанная! Это ж где это видано, чтоб девица так на людях ходила?
- Да она не наша! - подхватила другая, - Не из наших мест!
Василиса, не знакомая с порядками и обычаями деревенских жителей, очень смутилась. Ей и в голову не могло прийти, что ее одежда или прическа могут быть неприличными. Неловкими движениями она начала собирать свои роскошные локоны в косу.
- Вот то-то же! - назидательно сказала женщина, первой начавшая ее отчитывать, - Слушай старших, плохому не научат! Ты откуда к нам пожаловала- то, дев ка? Видать, издалече, и одета не по-нашему.
- Я к родне пришла, с дальней деревни, за рекой. А где дом их, не знаю! Никогда не была в этих местах.
- А родню-то как звать? - полюбопытствовала вторая ба ба.
Василиса молчала. Она не знала ничьих имён, кроме Дуняши, да и та, насколько известно, давно живёт с мужем своим за рекой.
- Ты что же это, дев ка, не знаешь, как родичей звать? - засмеялась первая ба ба.
- Постойте-ка, - перебила ее ещё одна, до этого наливавшая воду в ведра, - Уж больно она на Захарову Аглаю в молодости похожа!
- Да, точно, их порода! - согласно загудели остальные.
- Ты что же, к деду Захару?
-Да, - согласно закивала Василиса, решив, что лучше будет не спорить.
- Так и сказала бы сразу, их дом все знают, хорошие люди, порядочные! Пойдем, проведу тебя! - сказала одна из женщин, поднимая коромысло, - Тут недалече.
Дом Захара, большой, добротный, был виден издалека. Его окна глядели на улицу резными ставнями, ворота были украшены причудливым орнаментом. Все кругом было прибрано, ни соринки нельзя было найти возле дома. Сразу видно, что добрые хозяева здесь живут, подворье свое в порядке держат.
Василиса попрощалась со своей провожатой и робко вошла на просторный двор. Учуяв чужака, огромный цепной пёс залаял было, кинулся на нее, но девушка ласково шепнула что-то, и вот уже грозный сторож ластился к ней, весело виляя хвостом. На шум из дома вышла Дуняша. Увидев девушку, она бросилась к ней:
- Пришла! А я уж и не чаяла. Отцу с маменькой сказала о тебе, так они тоже так обрадовались, очень им хочется хоть одним глазком взглянуть на внучку! Пойдем в дом!
"Ага, как же! - думала Василиса, проходя вслед за Дуняшей в просторные светлые сени, а затем - в избу, - Столько лет не нужна была, не вспоминали, даже говорить обо мне не разрешали, а тут вдруг внучка им понадобилась!"
Захара дома не было - ещё до свету ушел он на дальнее поле вместе с зятем и сыном. Аглая хлопотала возле печи. Годы не пощадили ее, из красивой, полной сил женщины она превратилась в старуху. Волосы не были следы, лицо избороздили глубокие морщины. Только прекрасные васильковые глаза оставались такими же ясными, как в молодости. Увидев Василису, она ахнула, прижала руки к груди:
- Жива! Вот радость-то! Ты прости меня, внученька! Это я, я тогда тебя ведьме проклятой снесла! Дочек своих спасала! Кому б они нужны были после того позора, что накликала на нас мать твоя! Я уж потом раскаялась, хотела вернуться за тобой, да побоялась Серафиму прогневать, мало ли что она могла на нас наслать.
Василиса смотрела на эту изможденную каждодневным непосильным трудом женщину и невольно сравнивала ее с Серафимой. Были они примерно одного возраста, однако ведунья выглядела гораздо моложе, здоровее и краше. И дело тут было явно не в колдовстве. Просто незачем было в лесу держать огромное хозяйство - лес давал им почти все необходимое, а остальное приносили люди, как плату за услуги.
Аглае девушка не доверяла. Нутром чуяла, что бабка не так проста, как хочет показать.
А вот Дуняша, в отличие от матери, была искренне рада ей, старалась угодить. Она показала Василисе дом и подворье, попутно рассказывая о своем детстве, об отце с матерью, о брате и сестрах. Потом они вместе готовили ужин, Вася помогала управляться по хозяйству. За домашними хлопотами не заметили, как вечер настал, вернулись мужики.
Первым в дом вошёл Захар. Он хоть и постарел, но был все так же могуч и грозен - истинный глава семьи. Глянул на Василису из под кустистых бровей: не сробела дев ка, глаза не отвела. Спокойно стояла под изучающим взглядом деда. Улыбнулся Захар:
- Наша порода!
Архип поздоровался со всеми, девице приветственно кивнул. Последним шел Егор - младший брат матери. Он весело поздоровался с гостьей, оглядел приветливо:
- Хороша, вылитая Дуняша в молодости!
Признали Василису в семье, приняли. Поначалу ещё сторонилась она всех, да и они не приставали, дали время обвыкнуться. Но через пару недель девушка чувствовала себя в этом большом доме своей.
К тому времени весть о внучке Захаровой, невесть откуда взявшейся, облетела уже всю деревню. А так как Аглая о ней говорить на людях лишнего не стала, да и Дуня словно воды в рот набрала, появление девушки обрастало в рассказах и сплетнях все новыми и новыми подробностями. А уж как узнали, что воспитывала Василису с младенчества ведьма Серафима, так и потянулась в дом вереница местных жителей: кто-то помощи попросить, а кто просто хоть одним глазком на юную ведьму глянуть. Как ни пыталась Аглая отвадить незваных гостей - куда там! У тому же Василиса никому не отказывала, всем старалась помочь - так учила ее Серафима.
Однажды уже под вечер прибежала к ним ба_ба, заголосила:
- Помоги, дочка! Не откажи! Сына моего змея ужалила! Помирает!
Василиса вскочила, схватила свой мешок, и они бегом выбежали из дому.
Нужная изба была рядом, через несколько дворов. Войдя внутрь, девушка увидела лежащего на лавке молодого парня. Лицо его было бледно, глаза закрыты. Он часто дышал, на лбу выступил холодный липкий пот. Нога, на которой был укус, распухла, посинела.
- Сколько времени прошло? - спросила Василиса
- Да уж, почитай, порядочно! Пока он до косарей дошел, пока до дома донесли ..
- Воды мне горячей! Ткань чистую и ступку.
Из мешка извлекла нужные травы, корешки, приготовила отвар. На рану порошок специальный наложила.
Отвар парню пришлось вливать по глоточкам - сил пить у него не было.
- Поите теперь постоянно всю ночь до утра, утром приду, новый приготовлю. Он яд выведет.
Сопровождаемая благодарностями, девушка вернулась в дом к деду.
Утром, едва рассвело, она поспешила проверить больного. Выглядел он гораздо лучше: был в сознании, кожа его порозовела, опухоль значительно уменьшилась. Увидев Василису, он чуть приподнялся, оперевшись на локоть:
- Благодарствую, спасительница моя! Век тебя помнить буду! Как звать тебя, красавица?
- Василисой, - от чего-то смутившись, отвечала юная ведьма.
- А я - Назар!
- Рада, что лучше тебе, Назар, - сказала девушка,- Но говорить с тобой мне недосуг, нужно готовить отвар целебный, чтоб змеиный яд до конца из тела твоего выгнать.
С этими словами она отошла к печи и стала готовить снадобье, изредка посматривая в сторону нового знакомого.
Парень был очень хорош: высокий, статный, плечи широкие, богатырские, кудри янтарные, глаза -будто молодая листва. Очень приглянулся он девушке, но она старалась гнать от себя такие мысли - не для этого здесь.
Ещё целых десять дней навещала она Назара. За это время успели они подружиться. Много говорили обо всем на свете, она ему про жизнь свою лесную рассказывала, а он - про свою, обыкновенную. Однажды обмолвился, что есть у него невеста, Марфа. Что свадьба будет осенью.
С тех пор пуще прежнего старалась гнать девушка мысли о молодом красивом юноше.
В последний визит стала Василиса прощаться:
- Вот и здоров ты, Назар! Больше нет мне нужды приходить.
- Век благодарить тебя не устану, Василиса! Вот, возьми! - он протянул ей кошель, но девушка отпрянула, не взяла:
- Что ты! Не нужно ничего! Это долг мой - помогать людям.
- Ну позволь хоть проводить тебя! - не унимался парень.
- Проводи, - согласилась Василиса. Ей очень хотелось побыть с ним ещё хоть немного.
Шли молча. Чувствовалось, что каждый хочет сказать что-то, да все не решается.
Наконец, Назар не выдержал, заговорил:
- Скажи, Василиса, почему не смотришь на меня? Али не люб тебе я?
- Невеста у тебя есть, свадьба скоро, мешать не стану, - грустно отвечала девушка.
- Не нужна она мне! - горячо воскликнул Назар, - Если только ответишь, что люб, завтра же сговор разорву и сватов зашлю!
У юной ведуньи дух перехватило от таких слов, от искренности, с которой убеждал ее Назар в своей любви. Она тихо ответила:
- Люб...
Глаза юноши загорелись надеждой и радостью:
- Значит, решено! Завтра же жди сватов.
- А родители? - с опозданием испугалась девушка, - Это ведь отец тебе невесту подыскал
- Да и что мне родители? Надо будет, и против отца пойду! Я как увидел тебя, сразу понял - вот судьба моя!
ПРОДОЛЖЕНИЕ
******************************************
Друзья, если вам понравился рассказ, подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить лайки и делитесь своим мнением в комментариях!
Копирование и любое использование материалов , опубликованных на канале, без согласования с автором строго запрещено. Все статьи защищены авторским правом