Российская армия наступает. Люди с оптимизмом ждут победы или договора о мире на наших условиях.
Оборонный бюджет растет, затраты на ВПК огромны. Это понятно. На наших глазах разворачивается совершенно новый вид военного конфликта. Еще более технологический. Еще более затратный.
Если окончание не за горами или же мы перевалили хотя бы за медиану, давайте попробуем заглянуть в будущее "после"?
Экономика после СВО
По данным РБК, оборонный бюджет России на 2024 г. зафиксирован на уровне 10,38 трлн. рублей. Для сравнения общий бюджет заложен в объеме чуть более 35 трлн. руб. Т.е. почти треть будет потрачена на оборону. Это ОЧЕНЬ значительно, хотя и понятно. Вооруженный конфликт такого масштаба требует "все для фронта, все для победы".
Уверен, уже сегодня правительство и законодатели, принимавшие бюджет, думают:
Как использовать эти огромные инвестиции в будущем?
1) Очевидный ответ - инвестиции в ВПК окупятся, если после победы наши сегодняшние партнеры будут осуществлять закупки лучших образцов русского оружия, протестированного и доказавшего эффективность в реальном высокоинтенсивном бою, не знающем аналогов в последние десятилетия.
Этот вариант возможен, если санкции не помешают.
2) Чуть менее очевидный ответ - с большой долей вероятности гособоронзаказ после СВО сохранится на высоком уровне. Необходимо будет пополнять резервы, складские запасы.
Те же снаряды для артиллерии все еще демонстрируют свою значимость, но их расход показывает высокую потребность в крупных запасах, которых должно хватить на первые месяцы возможного конфликта будущего, пока ВПК вновь не запустится на полную мощность.
Кроме того необходимо будет перевооружать армию, т.е. закупать новые виды вооружений, которые доказали свою необходимость в реальном бою. Конечно, речь о парке БПЛА. Их тоже придется производить и складировать.
Это означает, что деньги все также будут идти в регионы, где сохранилась и развивается оборонная промышленность. По сути, это косвенные дотации региональной экономики. А значит, регионы постепенно будут оживать.
3) Альтернативный вариант - товары двойного назначения.
Это очень важная задача, переориентировать производственные мощности после окончания конфликта на мирные русла.
Те же дроны, технологии ИИ, скорее всего будут востребованы в сельхозпромышленности, МЧС, полиции, и много где еще. Даже почтовой службе.
Возможность альтернативного использования военного производства это мечта всех стран. Не даром такой особый упор в санкциях именно на товары двойного назначения.
4) Тот самый неожиданный сценарий.
Оборонный бюджет имеет не только инвестиционные статьи расходов на технологическое перевооружение, и не только прямые заказы на оружие.
Конечно, это еще и выплаты мобилизованным и контрактникам. Не только "боевые", но и за ранения, или, не дай Бог, смерти.
Зарплаты по контракту для многих регионов очень весомые.
Прямые выплаты действующим бойцам и косвенные "дотации" регионов через ВПК - это весьма ощутимые вливания, в том числе в семейные бюджеты.
Это означает, что у семей из в прошлом дотационных регионов появляется реальная возможность, если не переехать самим, то хотя бы отправить детей учиться в более крупные центры, города-миллионники.
И такой отток вполне может случиться.
Ведь мало дать людям работу, важно еще создавать инфраструктуру: социальную, культурную и т.д. А это уже не такой быстрый процесс.
Тем более скорее всего огромные ресурсы после СВО будут направлены на восстановление новых (вернувшихся) регионов. Именно там будут восстанавливать разрушенную инфраструктуру по новым стандартам. И может оказаться, что она там будет лучше, чем в некоторых "старых" регионах.
И это вполне может стать дополнительным стимулом - переезд в развивающийся быстрыми темпами регион, за который твой отец проливал кровь.
И если переезд в города-миллионники это не плохой сценарий для экономики страны (как-нибудь я напишу статью об этом), то возможная миграция населения из и так слабозаселенных территорий, например, Сибири, потенциально несет риски.
---------
Чуть не забыл! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи :)