Одни только названия тортов и пирожных звучат как песня: «Бисквитная нежность», «Рафаэлло», «Шоколадная вишня», «Малиновый пломбир», «Клубничный блюз», «Кокосово-лаймовый фреш», «Меренговый»…
Изготовление тортов для Эльвиры – не просто увлечение. Это для неё своего рода терапия, которая дарит ей умиротворение и покой, вносит в жизнь гармонию. Многочасовые творческие изыски (большинство тортов делается 3 дня) позволяют открыть в себе новые таланты. Ну, а квинтэссенцией творчества является, конечно же, торт, изготовленный по новому рецепту, искусно украшенный, о вкусе которого… м-м-м… можно говорить стихами.
Пирог «Три стакана»
– С дрожжевым тестом я «подружилась» когда была школьницей. С него всё и началось, – рассказывает Эльвира. – Сначала выпекала что попроще: пирожки с картошкой. Потом перешла к выпечке посложнее. У нас в семье тогда традиция сложилась: каждый вечер пьём чай со свежей выпечкой. Я прибегала из школы и до прихода родителей старалась что-то испечь. По рукам тогда ходил рецепт известного пирога на скорую руку. Называется «три стакана». Классический состав из одного стакана муки, манки и сахара, сливочного масла. Начинка – яблоки. Потом я много раз экспериментировала с этим рецептом. Заменяла масло яйцами или сливками, добавляла в тесто ягоды или что-то другое. И всегда он получался очень вкусным. Сейчас я гораздо реже пеку такой пирог. Но несмотря на это, он из моих любимых. Как и пирожки с картошкой. Это вкус моего детства, школьной поры.
От парикмахера до кулинара
Но в кулинарии Эльвира не сразу рассмотрела своё предназначение: после школы пошла учиться на парикмахера. Потом работала мастером в салоне красоты.
– Я много чему училась. И бисероплетение освоила. И цветочные композиции из фоамирана делала. И даже на мастера по наращиванию ресниц выучилась, – смеётся Эльвира. – Но каждый навык пригождается в жизни. Я горжусь тем, что многие вещи могу делать своими руками.
И, действительно, каждый, кто знает Эльвиру, не раз становился свидетелем её творчества. Она не обходит вниманием конкурсы в школе, где учится дочка Эмилия, и в саду, который посещает сын Адель. Благодаря совместному семейному творчеству дети не раз становились призёрами. Вот, к примеру, из недавних. Эмилия заняла первое место (категория с 7 до 12 лет) в районном конкурсе на лучшую ёлочную игрушку. А ещё мама на пару с дочкой сшили тряпичных кукол в чувашских национальных костюмах к муниципальному этапу республиканского фестиваля детского народного творчества «Без Берге-2024».
Сын Адель тоже участвовал в районном конкурсе «Альтернативная ель». Вместе с мамой они приготовили потрясающе красивую, и, в лучших маминых кондитерских традициях, съедобную новогоднюю ель. На изготовление, сборку и украшение ёлочки из медовых пряников ушло несколько дней. Но какая получилась ёлочка – загляденье просто!
После окончания поварских курсов, Эльвира два года работала поваром в Спасском ДИПИ (Дом-интернат для престарелых и инвалидов – от редакции). Но после тяжёлой болезни мамы, которая оказалась прикованной к постели, Эльвире пришлось уволиться и посвятить себя уходу за родным человеком. Этот грустный и тяжёлый для семьи момент, тем не менее, стал своего рода отправной точкой для творчества. Изготовление сладостей стало для молодой женщины настоящей отдушиной, которой отныне посвящается всё свободное время.
И вновь – за парту…
Как и любому начинающему кондитеру ей хотелось попробовать какие-то новые, необычные рецепты, освоить украшение тортов мастикой и сливочно-творожными кремами. И она отправилась за советами на онлайн мастер-классы от опытных кондитеров. Как оказалось, просто так на мероприятие не попасть. Сначала нужно доказать серьёзность своих намерений.
– Нужно купить продукты и нужные инструменты, сфотографировать и отправить мастеру. За выполнение условий тебе начисляются баллы. А с ними ты уже проходишь на мастер-класс. Там в понятной и доступной форме показывают и рассказывают, как делать коржи, суфле, муссы, пропитку. Мастер отвечает на вопросы. Я получила новые знания и рецепты, которые сейчас использую, – рассказывает Эльвира.
И, действительно, не каждый сможет самостоятельно освоить рецепт муссового торта «Милка», экзамен по которому недавно сдавала Эльвира. И, между прочим, получила сертификат.
Основа «Милки» – это шоколадный бисквит, пропитанный сиропом. А вот между коржами укладывается мусс, приготовленный из белого шоколада и сливок, в который небольшими порциями (в виде пятен) вводится шоколадный ганаш. Эльвира, кроме традиционных для этого торта ингредиентов, использует клубнику со сливками, делает ликёрно-кофейную пропитку, которые придают кондитерскому изделию особый вкус и аромат.
Основная сложность заключается в приготовлении мусса: он должен иметь особую консистенцию, держать форму и плотно прилегать к коржам, но в тоже самое время отличаться нежностью. Для этого готовый торт помещают под пресс, чтобы из него вышел воздух. И, наконец, финишное покрытие и украшение. Это самые любимые моменты мастера. Вот уж где можно дать волю фантазии!
– Финишное покрытие делаю из смеси творожного сыра, сливочного масла и сахарной пудры. А сверху торт можно украсить чем угодно. Кремом, фигурками из шоколада и мастики, свежей клубникой. Я стараюсь никогда не повторяться и не копировать украшения других кондитеров. Это же так интересно – каждый раз придумывать новое.
И в торт добавляют морковь
О приготовлении тортов Эльвира может рассказывать бесконечно. Лично ей из всех остальных более полюбился «Меренговый». Между тем, торт состоит из самых обычных продуктов: для теста-безе используется яичный белок, сахарная пудра, лимонная кислота и кукурузный крахмал, а в качестве крема всё тот же творожный сыр, масло и сахарная пудра. Однако результат – потрясающий! Торт получается лёгким, воздушным и очень нежным.
А у старшей дочери Эльвиры – Дианы кумиром стал самый обычный «Морковный» торт. Его основа – это бисквитное тесто по классическому рецепту в которое вводится натёртая морковь, корица и молотый имбирь.
– Запах у торта замечательный. Как у имбирных пряников. Сразу хочется новогодних праздников, ёлки, сладостей и каникулы, – рассказывает Эльвира. – А вообще домочадцы у меня не привередливые. И больше всего им по вкусу не торты, а обычная домашняя выпечка из дрожжевого и пресного теста. Любят треугольники, чебуреки, пирожки с картошкой, капустой. Часто готовлю выпечку с творогом. У меня несколько своих рецептов сметанника. Ни у кого такого больше не пробовала.
Хорошо удаётся Эльвире и национальная татарская выпечка. Чак-чак, или, к примеру, губадия. Кырт для губадии, кстати, хозяйка варит самостоятельно, готового не покупает.
Сладкая жизнь
В так называемом послужном списке нашего кондитера не только торты. Не раз она делала для родных бенто-торты (порционный, маленький торт – от редакции), капкейки (бисквитные пирожные – от редакции), моти (пирожное на основе рисового теста – от редакции), банановый и яблочный зефир, фруктовую пастилу, клубнику в шоколаде, разнообразные леденцовые конфеты. Так что можно смело сказать, нет такого вида сладостей, который не поддался бы Эльвире, которого бы она не смогла освоить.
Кстати, нужно обязательно сказать о том, что оборудование кондитерской мастерской – дело не из дешёвых. В арсенале кондитера должны быть разнообразные миски, блендеры (в идеале и планетарный, и ручной), спатулы в наборах, крутящийся поднос, разъёмные формы для выпечки (круглые, квадратные), силиконовые формы для капкейков, насадки и кондитерские мешки, несколько видов подложек для тортов, пищевые красители, бусины для украшения и многое другое.
– А ещё у меня большая коллекция молдов. Я ими просто болею, – смеётся Эльвира. – Это такие силиконовые формы для изготовления фигурок. Из шоколада, карамели, мармелада и даже мастики. Вот только недавно купила ещё пару. Взяла цыплят. Буду украшать ими пасхальные куличи. Сейчас как раз начинаю обучение на пасхальном курсе.
Настроение – всему голова!
– Путём проб и ошибок выяснила – не нужно заниматься выпечкой в плохом настроении. Никогда ничего не получится, – говорит Эльвира. – Испекла как-то бисквит, а он не поднялся, второй раз делаю – та же история. Позвонила сестре, рассказываю. Она мне советует: посиди, попей чаю, успокойся и начинай сначала. Только после полуночи, ведь это уже новый день. И, точно, помогло. Далеко за полночь у меня всё-таки получился хороший корж. А вообще, все домашние: и муж, и дети, знают, если я делаю торт, меня лучше не трогать. На кухне должно быть тихо. Ведь тесто любит тишину так же, как красота требует жертв. Я частенько по ночам работаю, когда все уже давно спят. А я творю!
Необычный заказ
Два дня назад Эльвира завершила работу над заказом от своей давней знакомой. Она попросила сделать необычный торт для сына в стиле любимой компьютерной игры «Майнкрафт». И хотя прежде такого Эльвира не делала, отказываться не стала.
– Это мой первый квадратный торт. Обычно я делаю только круглые. У торта довольно сложный рисунок. Нужно было добиться гармонии цвета в финишном покрытии. Некоторые фигурки сделала из мастики. А ещё мне помогла одна девушка, тоже кондитер. Она напечатала на пищевом принтере некоторые элементы украшения торта: надпись и меч. Да-да, они тоже съедобные. Пищевой принтер печатает на специальной сахарной бумаге формата А4. Это что-то типа прессованной сахарной ваты…
То, что получилось у Эльвиры в конечном итоге, читатели «Новой жизни» могут увидеть на фотографии. И можно не сомневаться, что этот торт такой же исключительно вкусный, как и все её другие кондитерские шедевры.