«Смута». Убогое позорище государственного игростроя

9,8K прочитали

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится. Захотите в очередной раз обвинить в поедании госдеповских помоев — добро пожаловать!

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.

Давайте к делу. Сегодня я не собираюсь проводить глубокую аналитику поделия «Сайберии Новы», оставлю это на десерт. Игру пройти не успел: провёл в ней десять прекрасных часов, впечатлениями от которых и хочу сейчас поделиться.

Ваши ожидания — ваши проблемы

Когда-то Андрей Сергеевич Аршавин изрёк совершенно иконическую фразу, ставшую лейтмотивом всего нашего общества на годы вперёд. Мы видим новости, строим свои ожидания и надежды. И «Смуту», как и любой продукт, попадающий в медийное поле, эта парадигма стороной не обошла. Однако стоит отдать игре должное — она казалась сомнительной ещё с момента утечки своего дизайн-документа. Разбирать мы его, конечно, не будем — это удовольствие для меня же из будущего. Пока только скажу, что всё вышло ещё хуже, чем я предполагал пару лет назад.

В этом материале мы постараемся избежать сравнений с пресловутыми «Ведьмаками» и другими играми и просто взглянем на творение «Сайберии Новы» незамутнённым взглядом (спойлер: не получится).

И грянул гром

Знаете, любой автор всегда старается сохранять объективность. Мне очень повезло: крайне легко оставаться в этом русле голых фактов в случае со «Смутой». «Смута» объективно плоха. Нет, это даже слишком мягко. «Смута» ужасна. Она не работает буквально на всех уровнях. Игра отвратительна в техническом плане, в ней нет места адекватному гейм-дизайну, а нарративщики, видимо, так понадеялись на первоисточник, что забыли прописать хотя бы немного соответствующие происходящему на экране диалоги.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-2

Знаю, что у игры найдутся защитники. Могу ответить сразу всем: идите к чёрту. Если у вас хватает совести защищать эту пародию на игру, то с вами не о чем говорить. Нет, «Киберпанк» не страдал похожими проблемами на релизе. Нет, проблемы игры не связаны с бюджетом. Нет, хорошие русские есть не только в «Смуте». Нет, эту игру даже не старались сделать приличной. «Смута» — позорище, доказывающее в очередной раз, что это государство просто не в состоянии поспособствовать созданию чего-нибудь хорошего, если отовсюду звучат возгласы об исторической достоверности и патриотизме.

Что меня не устраивает?

Я работаю в геймдеве уже несколько лет. Мой игровой стаж (а это, видимо, важно, раз фрики вроде Гоблина бравируют им, защищая «Смуту») больше 20 лет. Повидать за это время пришлось многое, но халтуры такого масштаба не встречалось, пожалуй, со времён Lada Racing Club.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-3

Давайте конкретнее пройдёмся по списку претензий к продукту жизнедеятельности «Сайберии Новы».

Техническая часть

Чего у «Смуты» не отнять, так это визуальных красот. Здесь приличные модельки и очень неплохая графика, но оценить всё это смогут только обладатели топовых ПК. Про оптимизацию разработчики просто забыли. Ещё и решительно не ясно, на что игра тратит ресурсы компьютера. Большие локации? Да, но мир в них абслютно мёртвый, что в нём считать? Не могу сказать, что хорошо разбираюсь в технических штуках, но уж недоумевать, почему «Киберпанк» и RDR 2 спокойно работают на максимальных настройках при всех своих наворотах, а «Смута» укладывает ПК на лопатки буквально сразу, имею полное право.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-4

Ок, с оптимизацией разобрались. А как вам невозможность пройти игру за доброго персонажа? Да, «Смута» софтлочится и не даёт в себя играть, если вы чересчур добрый. Если мне не верите, прочитайте про проблемы у хорошего стримера Melharucos.

За 10 часов я и сам встретил приличное количество багов. Враги застревали в текстурах и исчезали, не давая пройти этап. Возможность покинуть локацию просто лочилась, потому что квест не подгружался после загрузки игры. Не показывались кат-сцены, а «Смута» загружала меня в полном недоумении, вынуждая искать, где же сработает скрипт начала задания. Список можно продолжать, но я и так этому недоразумению уделил слишком много времени моей жизни.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-5

Знаете, что в Game Dev Tycoon смена времени суток — отдельное исследование, без которого эту технологию в игру не внедрить? Так вот, авторам «Смуты» не помешало бы также исследовать такое загадачное явление, как смена времени дня. Будьте готовы к тому, что ночь будет наступать по щелчку пальца, а выход с какой-нибудь арены на прилежащую локацию займёт целые сутки. Не переживайте — время здесь отсутствует как таковое, а период суток ни на что не влияет. Неписи здесь — набор аттракционов, что живут в бесконечном цикле страданий и повторяющихся анимаций. О какой-то адекватной жизнедеятельности, как это было хотя бы в престарелой «Готике», даже не думайте, о Kingdom Come: Deliverance вовсе скромно промолчу.

Про гейм-дизайн

Я понимаю, что у всего скрепного и патриотичного зудеть начинает сразу, как три злополучные буквы становятся рядом, но разве это повод забивать на всё, что делает игру комфортной?

Обучающий бой? Ну да, он у нас есть, только об управлении тебе расскажут титры, которые ты должен успеть углядеть под натиском атак своего дружочка. Интересные и разнообразные задания? Ну да, целых три вида заданий у нас! Стелсовое позорище, бои с супостатами и работа почтальоном. Таких прямолинейных и безыдейных квестов мир не видел со времён GTA 3. Ладно, это я немного лукавлю, даже в GTA 3 были изыски: то человека в непробиваемом гипсе подсунут, то прикрывать союзника заставят. В «Смуте» такого разообразия нет и близко. Апофеозом всего этого становятся задания пани Ирен, в рамках которых вас ЧЕТЫРЕ раза посылают по одному и тому же маршруту (весьма продолжительному, надо сказать) и заставляют дважды проходить одинаковый стелс-эпизод. И нет, ребята, это не побочное задание, коих здесь тоже хватает, а самый настоящий сюжетный квест.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-6

Я бы рассказал больше с огромным удовольствием, но «Смута» так скудна на контент, что говорить не о чем. Да, нашего героя можно переодевать, это даже меняет его вооружение и набор оберегов, что выступают здесь в качестве бустеров ваших характеристик. Влияет ли это на что-то? Я не заметил. Прохожу игру на высокой сложности, и проблемы возникают только с технической составляющей. Большую часть событий провёл в образе ратника, немного пощупал стрельца, а сегодня просто стал царедворцем, решив потрогать-таки бонусы предзаказа, ибо перепроходить «Смуту» я точно не собираюсь.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-7

Местная боёвка — отдельный мем. Оставим вопросы к боевой системе «Ведьмака» на совести КМа «Сайберии Новы», а сами обсудим представленное в «Смуте». Есть здесь лёгкие удары, есть тяжёлые. Кое-как они складываются в комбо (или не складываются, я так и не понял). Юра, наш главный герой, подобно заправскому танку, прёт напролом, осыпая врагов хлёсткими ударами. Враги могут заниматься этим же, и упаси вас бог от пропуска хотя бы одного удара. Юру оглушают даже пинки крестьян, чего уж говорить о более серьёзных противниках. Предотвратить это вам помогут парирование и увороты. Желаю удачи в освоении местных механик. Главный герой лишь два раза способен отскочить от врага (потом кулдаун способности, системы стамины здесь нет), а разобраться с правильными таймингами парирования смогут только очумелые мастера Sekiro — спасибо убогим анимациям! Отдельное удовольствие местная боёвка приносит во время стычки с шестью волками. Эти ребята любят нападать толпой и не стесняются грызть богатыря за бока всеми доступными зубами — отличная задумка, разработчики.

Подвиги нарраторов

Ну уж нарративный дизайн зуд ни у кого вызывать не должен, а? Слушайте, всем проблемам этого аспекта игры можно посвятить отдельную статью, но давайте пробежимся по верхам, этого хватит, я вам гарантирую.

Сразу смиритесь с тем, что вам ничего не покажут. Например, в одном из квестов главный герой расскажет дружественному NPC, как преодолевал огромный забор (паркура в игре нет ни в каком виде), отвлекал собак и крался под покровом ночи, добывая компромат на одного из купцов. Звучит динамично, да? Только вот геймплейно вы спокойно зайдёте во дворик, найдёте сундук и выйдете. Всё это займёт минуты две, если учитывать дорогу от квестгивера. И так здесь со всем! Герои будут обсуждать долгие переезды, эпические сражения и другие захватывающие события, а на своём мониторе вы в лучшем случае увидите три калеки да котика на заборе.

Привет, работяги! Скучали? Знаю, что не очень! Давеча я смалодушничал да удалил статью про «Слово пацана», не выдержав потока идиотских комментариев. Не переживайте, со «Смутой» такого не случится.-8

Ваш герой без проблем может спрашивать у других о вещах, про которые просто не может знать. Например, мне удалось разузнать у боярина Кручины о слухах о его дочке Настасье и польском щегле на неё претендующем. Как об этих слухах прознал главный герой? Ну, вообще-то об этом расскажет персонаж, гуляющий во дворе. Так и в чём тогда проблема? Да в том, что с этим персонажем я не говорил вообще, потому что сразу направился к Кручине. И вот такими лоскутами шита абсолютно вся игра.

И это я провёл в игре всего 10 часов. Предпосылок к тому, что ситуация улучшится, просто нет. Скорее, всё с каждым следующим часом игры становилось только хуже и хуже.

Не вздумайте это покупать

Я крайне редко бываю категоричен и чаще всего оставляю решение о покупке на совести читателей, но здесь я прямо-таки призову: ни за что не покупайте «Смуту». Её не поправят патчами, не спасут DLC и не вытащат обновлениями. Это мёртвый проект, который больше напоминает поделку школьника, приступившего к освоению Unreal Engine, чем многомиллионная игра. В России хватает хороших игр. Скоро, например, выходит INDIKA. Лучше поддержать независимых разработчиков, чем халтурщиков из «Сайберии Новы».

Очень надеюсь, что у меня хватит умения и моральных сил, чтобы снять про «Смуту» большой ролик, ждите его в относительно ближайшем будущем, а пока — подписывайтесь на мой твитч-канал, там мы как раз добиваем «Смуту». Всего хорошего.