Слушая органную музыку И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и И.К. Пахельбеля в челябинском зале "Родина", я периодически задумывался, а есть ли достойная современная органная музыка, или она осталась в прошлом? И вот как будто отвечая на мой невысказанный вопрос (не только мой), Владимир Хомяков провёл концерт "Современная музыка".
Маэстро челябинского органа были охвачены знаковые произведения органных композиторов с 30х по 90-е гг.: О. Мессиана, Д. Лигети, С. Губайдулиной, А. Пярта, А. Калейса, О. Янченко, Б. Маттера и Т. Эскейша.
Оливье Мессиан - французский органист, убеждённый католик, педагог, орнитолог, на протяжении жизни записывает птичьи голоса, осмысляет христианскую традицию в реальности, в частности в пьесе " Бог среди нас " 1936г. Слушая сочинения Мессиана, будто попадаешь в космос, неизведанный, таинственный.
Затем прозвучала пьеса композитора Т. Эскейша "Диалог" 1992 г.
Слышится что-то таинственное, завораживающее, пугающее. Шаги, звуки то тихие, то громкие, кажется, что заговорил весь 20-ый век. Это концертирующий до сих пор органист.
"Хоральная фантазия" Берта Маттера, записанная импровизация исполнялась вся на тихих гипнотизирующие нотах.
Дьёрдь, легендарный композитор, венгр в 1957г работал над 3 электронными композициями. "Многие боятся пауков, я не исключение, но меня интересует паутина", - заявлял он.. В партитуре его произведения нет нот, есть только графика. Звучит нарастающий шквал в начале произведения. Взлет летающей тарелки - поистине космические звуки. Катарсис. Хомяков зажимает целые октавы прямо локтем. Сильный разброс звуков, будто они разлетаются в разные стороны. В конце погасает звук. В 1967г к этому добавляется в "Реквиеме" хор и оркестр.
Во втором отделении зазвучала пьеса Айварса Калейса, латышского органиста "Скорбный путь", посвященного гонениям латышей. Затем сразу же была представлена пьеса А. Пярта "Интервалы", которую можно поставить в одном ряду с произведениями Шнитке. В 50х у Пярта главное направление - неоромантизм. В 60х гг. сочинение музыки для него становится служением. Стиль этого его периода - минимализм. После рабочего дня эта музыка придаёт силы.
Далее прозвучала пьеса "Светлое и тёмное"(1976) Софии Губайдулиной, лучшее что было создано в российской органной музыке. Здесь у неё прослеживается принцип контраста (чередование длинных и коротких нот): в начале звучат чаще короткие ноты, в конце - длинные. К концу произведения они меняются между собой местами.
Музыка к тяжелой пьесе Олега Григорьевича Ященко выполнена на основе фильма "Иди и смотри" - "Медитация".
В общем, на такой концерт хотелось бы попасть ещё раз! Огромная благодарность маэстро челябинского органа Владимиру Хомякову.
Если хотите оставаться в курсе интересных событий, поддержите статью лайком и подпиской. ✈ 🚉 🚶В ПУТИ С МИХАЛЫЧЕМ интересней!