711 подписчиков

Современная органная музыка...есть!

Фото автора. Владимир Хомяков исполнил современную органную музыку
Фото автора. Владимир Хомяков исполнил современную органную музыку

Слушая органную музыку И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и И.К. Пахельбеля в челябинском зале "Родина", я периодически задумывался, а есть ли достойная современная органная музыка, или она осталась в прошлом? И вот как будто отвечая на мой невысказанный вопрос (не только мой), Владимир Хомяков провёл концерт "Современная музыка".

Маэстро челябинского органа были охвачены знаковые произведения органных композиторов с 30х по 90-е гг.: О. Мессиана, Д. Лигети, С. Губайдулиной, А. Пярта, А. Калейса, О. Янченко, Б. Маттера и Т. Эскейша.

Оливье Мессиан - французский органист, убеждённый католик, педагог, орнитолог, на протяжении жизни записывает птичьи голоса, осмысляет христианскую традицию в реальности, в частности в пьесе " Бог среди нас " 1936г. Слушая сочинения Мессиана, будто попадаешь в космос, неизведанный, таинственный.

Затем прозвучала пьеса композитора Т. Эскейша "Диалог" 1992 г.
Слышится что-то таинственное, завораживающее, пугающее. Шаги, звуки то тихие, то громкие, кажется, что заговорил весь 20-ый век. Это концертирующий до сих пор органист.
"Хоральная фантазия"
Берта Маттера, записанная импровизация исполнялась вся на тихих гипнотизирующие нотах.
Дьёрдь, легендарный композитор, венгр в 1957г работал над 3 электронными композициями. "Многие боятся пауков, я не исключение, но меня интересует паутина", - заявлял он.. В партитуре его произведения нет нот, есть только графика.  Звучит нарастающий шквал в начале произведения. Взлет летающей тарелки - поистине космические звуки. Катарсис. Хомяков зажимает целые октавы прямо локтем. Сильный разброс звуков, будто они разлетаются в разные стороны. В конце погасает звук. В 1967г к этому добавляется в "Реквиеме" хор и оркестр.

Фото автора. Органист, Народный артист РФ Владимир Хомяков показывает графику Дъёрдя
Фото автора. Органист, Народный артист РФ Владимир Хомяков показывает графику Дъёрдя

Во втором отделении зазвучала пьеса Айварса Калейса, латышского органиста "Скорбный путь", посвященного гонениям латышей. Затем сразу же была представлена пьеса А. Пярта "Интервалы", которую можно поставить в одном ряду с произведениями Шнитке. В 50х у Пярта главное направление - неоромантизм. В 60х гг. сочинение музыки для него становится служением.  Стиль этого его периода - минимализм. После рабочего дня эта музыка придаёт силы.
Далее прозвучала  пьеса "Светлое и тёмное"(1976)
Софии Губайдулиной, лучшее что было создано в российской органной музыке. Здесь у неё прослеживается принцип контраста (чередование длинных и коротких нот): в начале звучат чаще короткие ноты, в конце - длинные. К концу произведения они меняются между собой местами.
Музыка к тяжелой пьесе Олега Григорьевича Ященко выполнена на основе фильма "Иди и смотри" - "Медитация".

В общем, на такой концерт хотелось бы попасть ещё раз! Огромная благодарность маэстро челябинского органа Владимиру Хомякову.

Если хотите оставаться в курсе интересных событий, поддержите статью лайком и подпиской. ✈ 🚉 🚶В ПУТИ С МИХАЛЫЧЕМ интересней!